МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Информационных систем в экономике и юриспруденции Кафедра Информационной безопасности и прикладной информатики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________Л. И. Задорожная
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ГИС в экологии и природопользовании
по направлению
подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность
по профилю подготовки «Охрана природной среды и ресурсосбережение»
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 280700.62Техносферная безопасность Составитель рабочей программы:
Доцент кафедры ИБ и ПИ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
|
|
|
Биганова С.Г.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Информационной безопасности и прикладной информатики
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
| Чефранов С.Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Сухоруких Ю.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является получение основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по созданию и применению геоинформационных систем в области экологии и природопользования; формирование навыков владения современными инструментами ГИС и методами анализа пространственной информации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомить студента с особенностями организации данных, их анализа и моделирования в ГИС;
- рассмотреть характеристики основных инструментальных систем ГИС;
- способствовать формированию навыков работы с учебной, научной и научно-методической литературой в области геоинформатики;
- дать представление о применении геоинформационных технологий для решения различных задач (экологии, природопользования, экологического мониторинга и т.д.);
- дать представление о современном состоянии научных исследований в данной предметной области. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в перечень курсов вариативной части профессионального цикла ООП. Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами «Информатика», «Высшая математика», «Экология», дисциплинами профессионального цикла «Геоэкология», «Управление техносферной безопасностью».
Дисциплина основана на знаниях фундаментальных и прикладных наук математики, информатики. Дисциплина направлена на изучение основных видов ГИС-продуктов, их применения для решения конкретных профессиональных задач, применение современных ГИС-технологий для обмена информацией.
Освоению данной дисциплины должно предшествовать изучение дисциплины «Информатика», «Высшая математика». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).
знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);
знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);
владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9);
знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10).
Знать:
определение геоинформатики и географических информационных систем;
базы данных и системы управления базами данных;
классификацию ГИС, цели, основные компоненты (подсистемы), области применения и задачи, решаемые с помощью ГИС;
модели пространственных данных, растровое, векторное представление данных в ГИС;
методы и средства визуализация данных в ГИС;
интеграция ГИС с технологиями дистанционного зондирования, системами спутникового позиционирования и Интернет.
Уметь:
применять сформированные знания для описания, формулирования,
постановки и решения теоретических и практических задач ГИС в области природопользования и экологии;
корректно выполнять процедуры ввода географической информации в ГИС;
анализировать пространственную информацию с помощью инструментов ГИС;
представлять результаты анализа информации для потенциального пользователя создаваемой ГИС.
Владеть:
навыками работы с программным обеспечением QGIS, используемым для формирования базы данных ГИС, проведения ГИС-анализа, визуализации растровых и векторных данных и тематического картографирования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа). 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__зачетных единицы
( 72 часа). Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
| 6
| Аудиторные занятия (всего)
| 34/0,94
| 34/0,94
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 17/0,47
| 17/0,47
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 17/0,47
| 17/0,47
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 38/1,06
| 38/1,06
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
| Работа в прикладных программах
| 36/1
| 36/1
|
| Реферат
| 2/0,06
| 2/0,06
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачёт
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__зачетных единицы
(_72_ часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 6
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 8/0,22
| 8/0,22
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 64/1,78
| 64/1,78
|
| В том числе:
|
|
|
| Работа в прикладных программах
| 64/1,78
| 64/1,78
|
| Реферат
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Основные понятия общей
геоинформатики
| 1-2
| 2
| 2
|
| 3
| Опрос
| 2.
| Географическая информация и ее
представление в базах данных
ГИС
| 3-5
| 2
| 2
|
| 5
| Опрос
| 3.
| Техническое и программное
обеспечение ГИС
| 6-8
| 2
| 2
|
| 5
| Опрос, контрольная
| 4.
| Базовые ГИС-технологии.
| 9-11
| 4
| 4
|
| 10
| Опрос
| 5.
| Географический анализ и
пространственное моделирование
| 12-14
| 4
| 4
|
| 10
| Опрос
| 6.
| Основы интеграции
пространственных данных в ГИС.
| 15-17
| 3
| 3
|
| 5
| Опрос, контрольная
| 7.
| Промежуточная аттестация.
|
|
|
|
|
| Зачёт
|
| ИТОГО:
|
| 17
| 17
|
| 38
| 72
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1семестр
| 1.
| Основные понятия общей
геоинформатики
|
|
|
|
| 4
| 2.
| Географическая информация и ее
представление в базах данных
ГИС
|
|
| 2
|
| 12
| 3.
| Техническое и программное
обеспечение ГИС
|
|
|
|
| 12
| 4.
| Базовые ГИС-технологии.
|
| 2
| 2
|
| 12
| 5.
| Географический анализ и
пространственное моделирование
|
| 2
|
|
| 12
| 6.
| Основы интеграции
пространственных данных в ГИС.
|
|
|
|
| 12
| 7.
| Промежуточная аттестация. Зачёт
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
| 8
| 8
|
| 64
|
|