«Совершенствование, научно-методическое сопровождение и внедрение новых научно обоснованных технологий в процесс подготовки специалистов, занимающихся дистанционным обучением муниципальных служащих» Москва
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1. Понятие дистанционного обучения и его перспективы в подготовке муниципальных служащих. Организация внедрения дистанционных технологий и электронного обучения в процессе подготовки муниципальных служащих 5
1.1. Понятие дистанционного обучения и e-learning 5
1.2. Развитие и перспективы дистанционного обучения и e-learning 6
1.3. Система и специфика подготовки муниципальных служащих в России. Выявление направлений подготовки муниципальных служащих, при подготовке по которым целесообразно применять методы дистанционного образования 13
1.4. Анализ опыта применения методов дистанционного обучения и e-learning в подготовке служащих. Исследования в области технологий дистанционного образования 13
Выводы: 31
Глава 2. Средства и технологии дистанционного обучения муниципальных служащих 33
2.1. Техническая среда дистанционного обучения и e-learning 33
2.2.1. Обучающийся 41
2.2.2. Тьютор (преподаватель). 44
2.2.3. Автор учебного курса (контента). 45
2.2.4. Куратор (менеджер). 47
2.2.5. Администратор. 47
2.3. Технологии обеспечения доступа обучающихся к учебным материалам. 47
2.4. Коммуникационные технологии управления и поддержки учебного процесса. 62
2.5. Средства оценки качества подготовки, статистика учебного процесса. 65
2.6. Этапы и технологии разработки контента (учебных материалов) 68
2.7. Назначение, архитектура и обзор функциональности LMS и авторских инструментов. Сравнение LMS и авторских инструментов, имеющихся на российском рынке 74
2.8. Электронный курс ECDL, готовый к использованию в дистанционной и электронной подготовке муниципальных служащих 93
Выводы: 96
Глава 3. Психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение дистанционной подготовки муниципальных служащих 97
3.1. Психолого-педагогические особенности обучения взрослых в среде дистанционного обучения и e-learning 97
3.2. Методы и формы обучения в средах дистанционного и электронного обучения. 114
3.3. Психологическая специфика электронных коммуникаций. 144
3.4. Педагогические принципы разработки электронных учебных курсов (контента). 149
3.5. Методики оценки качества дистанционной подготовки муниципальных служащих. Процедуры разработки тестовых модулей электронных курсов. Организация мониторинга качества обучения. 161
3.6. Эффективная подготовка и ведение дистанционного обучения на основе технологий виртуального класса. 194
Выводы: 204
Глава 4. Проектирование подготовки специалистов дистанционного образования для сферы обучения муниципальных служащих. Рекомендации по усовершенствованию системы дистанционного обучения муниципальных служащих. 206
4.1. Системная модель дистанционной подготовки муниципальных служащих и специалистов для обеспечения этой подготовки. 206
4.2. Требования к компетенциям специалистов дистанционного образования для сферы обучения муниципальных служащих. 208
4.3. Концепция и примерный учебный план подготовки специалистов дистанционного образования для сферы обучения муниципальных служащих. 223
Выводы: 225
Приложение 1. Сравнительная таблица систем управления обучением. 226
Приложение 2. Структура электронного учебного курса ECDL/ICDL 230
Приложение 3. Учебные программы подготовки кадров для системы дистанционного обучения муниципальных служащих 258
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 277
Литература 280
Введение Технологии дистанционного и электронного обучения (e-Learning) способны оказать значительное влияние, повысить качество и эффективность подготовки муниципальных служащих в регионах России. Применение таких технологий призвано обеспечить непрерывную подготовку и повышение квалификации служащих в условиях происходящих реформ административной и муниципальной систем, быстро меняющейся среды службы, без их отрыва от рабочих мест с наиболее эффективным расходованием средств. Отметим, что по приблизительным оценкам целевая группа таких образовательных сервисов в России составляет сотни тысяч человек.
Имеется позитивный опыт применения этих технологий в подготовки служащих в ряде проектов. Он должен быть учтен в процессе внедрения дистанционного и электронного обучения в подготовку муниципальных служащих в России. Один из важных уроков этого опыта – необходимость создания служб и учебных центров, где дистанционным обучением, разработкой контента для электронного обучения, его внедрением и управлением обучением занимались бы профессиональные специалисты в области обучения, в то же время хорошо знакомые со спецификой муниципальной службы и подготовки муниципальных служащих и обладающие необходимыми компетенциями в области внедрения и эксплуатации LMS (систем управления обучением), инструментов создания электронно контента. Важным компонентом подготовки таких специалистов является владение ими технологическими приемами разработки сценариев электронных учебников и учебных курсов, оценки качества подготовки с помощью разных типов тестов и проектных работ, использование коммуникационных технологий (электронной почты, чатов, форумов и т.д.) для управления учебным процессом и дистанционной поддержки обучаемых.
Проблемой организации таких центров является то, что в настоящее время вузами России не ведется подготовка специалистов для организации дистанционного образования, тем более взрослого контингента обучаемых, и с учетом особенностей государственной и муниципальной службы. Не разработаны соответствующие специальности, их учебно-методическое обеспечение. Имеются лишь пионерские разработки в форме диссертационных исследований в области теории и методики профессионального образования, в ряде региональных вузов (академий) госслужбы созданы подразделения, отвечающие за внедрение дистанционного и электронного обучения муниципальных служащих, тесно сотрудничающие с международными программами, в том числе проектом GDLN (глобальной учебной сети в целях развития) Всемирного банка, уделяющими значительное внимание проблемам просвещению госслужащих и муниципальных служащих в России как условию формирования гражданского общества.
|