Применение проектной методики на урок





Скачать 338.92 Kb.
НазваниеПрименение проектной методики на урок
страница1/3
Дата публикации09.03.2015
Размер338.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


учитель немецкого языка

МОУ Козыревская СОШ

Ердакова Л Г

Иностранный язык – это средство общения, близкое знакомство с культурой, наукой и искусством другой страны.

Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. В наше время широко развиваются деловые и культурные связи с немецкоязычными странами, поэтому умение общаться на немецком языке, например, со своим деловым партнером или служащим фирмы чрезвычайно важно. Знание иностранного языка нужно не только дипломату, гиду, врачу, официанту, ученому, но и хорошему инженеру и высококвалифицированному рабочему, так как они должны уметь прочитать техническую документацию к импортным машинам, аппаратам, станкам, когда внедряют в производство закупленное за рубежом оборудование.

Иностранный язык как учебный предмет таит в себе огромные потенциальные возможности для формирования личности.

Современная концепция обучения в средней школе исходит из необходимости развивать духовную сферу учащихся, повышать гуманитарное содержание обучения, полнее реализовывать воспитательно-образовательный потенциал каждого учебного предмета применительно к индивидуальности ученика. Исходной идеей концепции является превращение образования в механизм развития личности. Иностранный язык в этой концепции рассматривается как «существенный, формирующий личность фактор, который необходим для разностороннего развития учащегося и полноценной реализации его возможностей в будущей самостоятельной жизни».

Ведущие психологи и методисты в области обучения иностранным языкам считают, что развивающие резервы иностранного языка как учебного предмета наиболее полно раскрываются и реализуются в условиях личностно-ориентированного (личностно-деятельностного) подхода.

Это подтверждается и практикой. Обучение немецкому языку в соответствии с этим подходом предполагает следующее:

- ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности;

- по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели;

- на уроках осуществляется взаимодействие с учителем и друг с другом;

- делается опора на имеющиеся у учащихся знания в различных областях и жизненный опыт;

- учитываются социокультурные особенности учащихся и их образ жизни, поощряется стремление быть «самим собой»;

- учащиеся выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл;

- учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности;

- целенаправленно формируются учебные умения, соответствующие характерным для каждого учащегося учебным стратегиям, основными из которых являются интеллектуальные.

На практике формирование учебно-интеллектуальных умений осуществляется через деятельностные задания, содержащие коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, в ходе решения которой они выходят на познавательный результат.

Главная задача для меня на уроке – это учить детей учиться, учить самих себя, овладевать культурой общения со сверстниками, самим собой, учителем.

Роль учителя понимается мной как организующая самообучение каждого ребенка, создающая эмоционально-комфортные условия самообучения, определяющая меру своей помощи каждому ученику в поиске и узнавании нового.

Базовой является продуктивная творческая деятельность самих учеников. Репродуктивная же деятельность направлена на отработку умений и навыков. Она выступает в роли вспомогательной.

Ведущими методами являются наглядный, практический, словесный, частично-поисковый и исследовательский. Широко использую беседы, диалоги, игры.

Дидактическим стержнем моих уроков является активная поисковая деятельность самих учащихся, а я создаю необходимые условия, предпосылки для развертывания и осуществления этой деятельности.

С большой отдачей проходят уроки-игры, уроки-викторины, уроки-соревнования: дети творчески подходят к выполнению заданий, становятся более активными и самостоятельными на уроках. А благодаря доброжелательности, оптимизму и позитивному настрою на уроке, ребята становятся более уверенными как в учебе, так и в жизни.

Широко использую приемы мыслительной деятельности: наблюдение, сравнение, классификацию, обобщение и другие. В урок включаю работу по постановке учащимися цели, планирование, осмысление контроля и оценки каждым учеником своих действий по реализации плана, меры своего продвижения к цели урока, своих трудностей и возможностей их преодоления.

Имея хорошие наработки в системе активных форм и методов обучения, я часто предлагаю своим ученикам делать не обычные домашние задания, а творческие и защищать такие работы в классе. Групповые формы работы, ролевые игры, использование опорных схем, таблиц, карточек дают возможность детям получать прочные знания по иностранному языку. Я работаю без отстающих. Главным в своей работе считаю моделирование такого процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами; организую подбор таких видов деятельности на уроке, чтобы помочь своим ученикам учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
Применение проектной методики

Не секрет, что в последнее время возрос интерес к изучению иностранного языка, появились новые возможности в обучении. Большое место отводится страноведческому аспекту. Возникли потребности в организации новых форм учебной деятельности. А одной из форм обучения является проектная деятельность, которая включает комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает эффективную реализацию целей обучения, а именно: формирование иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять иноязычное общение, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, включение их в диалог культур, лучшее осознание культуры своей собственной страны. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Поскольку проект – это групповая форма деятельности, то он обеспечивает единство и согласованность действий всех участников команды по выполнению единой задачи, усиливает целостность работы, что приводит к повышению уровня мотивации в изучении предмета. Работа над проектом способствует пониманию и сближению. Проект содержит не только теоретические выводы, но и конкретную практическую работу (беседы, интервью, наблюдение, репортажи).

Изучая культуру другой страны, ученики не просто усваивают какие-то факты, но и пытаются внутренне осознать их, почувствовать себя жителями этой страны. Происходит переосмысление многих вещей. Они видят, что Германия и Россия во многом похожи, имеют общие проблемы, точки соприкосновения во многих областях (в истории, образовании, литературе). Так, изучая города Германии, учащиеся 8 класса делятся на три группы, каждая из которых получает определенное задание. Первая группа занимается сбором материала о столице Германии – Берлине. Ученики делают вырезки из немецких и русских газет, журналов. Рассказывают об этом городе, делают газету, Вторая группа учащихся готовит подобный материал о другом крупном немецком городе – Кёльне, третья – о Мюнхене. Презентация проектов проходит в виде экскурсии по названным городам. Дети, рассказывая о достопримечательностях немецких городов, иллюстрируют свои сообщения фотографиями. Все учащиеся 8-11 классов участвуют в проектах. Ребята сделали следующие проекты: «Как празднуют Рождество в Германии», «Города Германии», «Генрих Гейне – одинокий поэт между нациями и религиями», «Фридрих Шиллер – мыслитель, поэт, драматург, борец за свободу», «Великий гений немецкой литературы – Иоганн Вольфганг фон Гете» «Роберт Кох», Братья Гримм, «Художники Германии, «Австрийские Композиторы» и другие.

Совместная работа дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Я стараюсь отобрать и организовать учебный материал в соответствии с уровнем обученности учащихся, поддерживать высокую мотивацию к изучению и использованию иностранного языка в разнообразных формах общения, развивать коммуникативно-речевую и социокультурную компетенцию учащихся старших классов и добиваться хороших результатов.

Считаю, что большинство детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у школьников устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, уважению потребностей и чувств других детей;

- дает возможность понимать самих себя, делиться со своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;

- создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся. Явные и реальные результаты труда также ведут моих учащихся к устойчивому интересу и к активности на уроке.

Ребята с удовольствием участвуют в школьных олимпиадах по немецкому языку. Активных участников декады гуманитарных предметов и победителей олимпиад награждаем грамотами.

Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Главная цель в обучении иностранному языку – это формирование личности посредством овладения иноязычной культурой. Мое педагогическое кредо – это видеть личность в каждом ребенке. Считаю, что необходимо сделать каждый урок творческим, позволяющим детям безбоязненно раскрыть свои способности и возможности.

Работа над проектами строится по следующей схеме:

-задается тема исследований, подробно обсуждаются пути ее воплощения. О предстоящей работе учащимся сообщается заранее, чтобы не ограничивать их по времени.

-определяются их исполнители: учащиеся организуются в группы или работают индивидуально,

-уточняется индивидуальный план проекта каждой группы или учащегося;

-собирается материал, обсуждается, что можно использовать и где достать; тем временем продолжается изучение текущего материала темы по учебнику;

-проект проверяется в черновом варианте, что сделано, как выполнено, как тема будет развернута дальше, вносятся коррективы, даются напутствия на перспективу исполнения.

-проект оформляется начисто

-защита проекта;

-оценка проекта.

Оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема. Если учащийся свободно рассказывает о предмете исследования, если он провел свое собственное исследование - высокая оценка. Если ученик обращается часто к проекту, то оценка снижается. В каждом классе есть слабые ученики. Поэтому задания даются дифференцированно. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Ребята с удовольствием делают проекты по теме «Семья», «Мое любимое животное», «Моя школа», «Расписание», «Предметы», «Учителя» «Мой поселок», «Мой родной город», « Моя любимая книга», «Города Германии», «Москва - столица нашей Родины», «Берлин», «Времена года», «Мой любимый друг», «Мое любимое занятие» и пишут сочинения. Количество творческих работ увеличивается. Работа над проектом дает моим учащимся возможность выявить таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-немецки. Учащиеся со слабой языковой подготовкой получают индивидуальные задания и обучаются в собственном темпе. Это помогает ученикам реализовать себя как творческую личность, активно участвовать в учебном процессе, одерживать победы.

Во время защиты проектов класс обычно внимательно слушает либо первые, либо наиболее удачные проекты. Чтобы поддержать внимание класса, учащиеся - докладчики составляют интересные вопросы, загадки, кроссворды, упражнения по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам. Роль учителя – это роль координатора. Если у школьников не возникает желание работать над проектами, необходимо сделать перерыв, переключиться на другие виды деятельности по учебному материалу. Метод проектной деятельности не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком.

Активные формы уроков, используемые мною в работе, позволяют мне повысить коммуникативную плотность урока, создать благоприятный психолого-педагогический климат, формируют активную жизненную позицию учащихся, самостоятельность, интерес к учебной деятельности.

Нестандартный урок – это урок коллективного взаимодействия учащихся и учителя, а также учащихся между собой в различных режимах.

Совместная работа позволяет умножить усилия и возможности каждого по принципу «заражения»: ученик мобилизует свои силы, что ведет к успешному участию в коллективной работе, к возникновению чувства успеха «на людях» и, в конечном счете, стимулирует развитие способностей. Положительное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает новизна самой формы нестандартного урока, использование таких приемов как ролевая игра, соревнование, применение музыкального оформления и т.д.

Ролевые игры («Корреспондент», «Учитель» и др.) помогают снять тревожность, неуверенность, преодолеть языковой барьер, учат адекватно реагировать на ту или иную ситуацию, позволяют в определенной ситуации, в зависимости от конкретной роли, от особенностей личности, выступающей в этой роли, «самовыражаться» или «прятаться» за роль.

Ознакомление школьников с пословицами изучаемого языка является одним из эффективных приемов работы по развитию их речевых навыков и умений. Пословицы позволяют учащимся соприкоснуться с культурой страны изучаемого языка. Они убеждают учащихся в том, что различным народам свойственны одни и те же мысли и стремления, направленные на нравственное воспитание. Знакомства с пословицами вызывает у школьников положительные эмоции, что существенно влияет на мотивацию использования немецкого языка как средства межкультурной коммуникации. Учащиеся отгадывают загадки, заполняют ассоциограммы. Ребята много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс загадки, кроссворды. Опорные схемы, которые я широко использую на уроках, призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, что снимает различного рода сложности, стимулирует общение учащихся, формирует прочные навыки и умения. Раскрепощение учащихся на уроке, снятие страха перед ошибкой, отказ от формальных методов проверки знаний, создание атмосферы непринужденности как раз и способствуют возможности активизации их фантазии, легкости вхождения в предлагаемые на уроке ситуации, так как учение с увлечением – счастье не только для детей, но и для учителя.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение проектной методики на урок iconПрименение метода проектов на уроках английского языка в 9 классе по теме
Данная работа посвящена использованию проектной методики при обучении английскому языку учащихся старшего звена средней школы
Применение проектной методики на урок iconИнтегрированный урок по информатике и биологии с использованием проектной методики в 6 классе
...
Применение проектной методики на урок iconСовременные методики преподавания изобразительного искусства
...
Применение проектной методики на урок iconИнтеграция современных мультимедиа технологий в процесс обучения...
«Интеграция современных мультимедиа технологий в процесс обучения французскому языку в рамках проектной методики»
Применение проектной методики на урок iconПроектная методика обучения английскому языку в начальной школе
Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования
Применение проектной методики на урок iconПедагогического опыта (рпо)
...
Применение проектной методики на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: заключительный по теме, обобщающий с применением проектной методики
Применение проектной методики на урок icon«Die Bucher, die wir gern lesen»
Развитие языковой компетентности обучающихся посредством использования проектной методики
Применение проектной методики на урок iconВводный этап при организации проектной деятельности учащихся
Преподавание естествознания должно, по возможности, начинаться в саду, лесу, в поле, А. Я. Герд основоположник методики преподавания...
Применение проектной методики на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья: «Воспитание толерантности у школьников на уроках иностранного посредством применения проектной методики»
Применение проектной методики на урок iconУрок на проектной основе Личностно ориентированный урок Урок с использованием...
Педагогический марафон (далее марафон) проводится Городским управлением образованием Администрации города Абакана в рамках мероприятий,...
Применение проектной методики на урок iconПрименение игровой методики во внеурочной деятельности по английскому языку в младших классах

Применение проектной методики на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок геометрии – это, во-первых, знание теории и, во – вторых, правильное и разумное применение этой теории на практике. Данный урок...
Применение проектной методики на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок геометрии – это, во-первых, знание теории и, во – вторых, правильное и разумное применение этой теории на практике. Данный урок...
Применение проектной методики на урок iconУрок по теме «Экология Якутска»
Урок-обобщение пройденного материала раздела №2-«Наш хрупкий мир» с элементами проектной деятельности
Применение проектной методики на урок iconПрименение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными...
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск