Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь





Скачать 118.29 Kb.
НазваниеСерочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь
Дата публикации18.08.2013
Размер118.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Серочкина Елена Владимировна,

учитель английского языка

МОУ «Гимназия №9» г.о.Электросталь

Роль иностранных языков

в формировании ораторских способностей личности

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. Зачастую именно ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами.

Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, предпринимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, военачальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письменном Слове. В таких ситуациях проверяются и знания, и образованность, и умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром. Вот почему следует ещё раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”.

В современном мире, где стерты границы между странами, где любой школьник имеет возможность общения с людьми других национальностей, в мире интернета и развитых информационных технологий недостаточно владеть одним языком.

Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий целью обучения общение, другими словами, овладение ИЯ осуществляется путём обучения умению общения на ИЯ.

Выпускник, сдающий ЕГЭ по ИЯ должен владеть не только грамматическими формами языка, но и уметь решать коммуникативные задачи, а именно: написать личное письмо, сочинение – выражение своего мнения, построить монолог по предложенной проблеме, диалог – обмен мнениями, другими словами, владеть всеми видами речевой деятельности на хорошем уровне. Такие высокие требования к результатам освоения программы нашими выпускниками заставляют учителей серьезно подходить к проблеме формирования коммуникативных умений по видам речевой деятельности.

Ораторская деятельность требует от личности определенных специфических способностей. Она является многоплановой и делится на несколько этапов: замысел будущего выступления, разработка стратегии выступления, с учетом особенностей аудитории, отбор и расположение материала — композиция выступления, отбор языковых средств, соответствующих стилю и жанру, а также целевой установки выступления, вхождение в эмоциональный настрой.

В связи с изменением образовательных ориентиров в современном обществе на смену грамматико-переводным и сознательно-сопоставительным методам приходят современные коммуникативные. Учащийся должен научиться решать коммуникативные задачи, совершать коммуникативные акты.

К сожалению, на данный момент, обучение ИЯ в школе носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной среды» в общении на ИЯ.

В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Есть большое противоречие между общением школьников в жизни и общением на уроках. Как приблизить ситуацию общения к реальной на уроке? Это наша задача как учителя. Это и создание благоприятной ситуации на уроке для полноценного общения и формирование у учащихся лексических и грамматических умений, которые бы они смогли применить в общении. Это и индивидуальный подход в обучении, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербно в той или иной ситуации общения.

ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Особенности коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам наиболее четко выражается в следующих принципах.


ПРИНЦИП 1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода: осуществляется через "деятельностные задания" (activities); осуществляется, если на уроке: создаются условия для речемыслительного творчества учащихся и иноязычное мышление представляет собой спонтанный опыт.

Общение – это вид деятельности и он имеет свои признаки:

– мотивированность. Ученик должен иметь внутреннюю потребность в общении.

– активность. Общение всегда целенаправленно. В процессе общения собеседники реагируют, оценивают.

– ситуативность. Если общение не ситуативно, оно не вызовет реакции собеседника.

Эти все критерии необходимо учитывать для создания ситуации на уроке.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентрованного обучения иностранным языкам реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению: учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний; участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки; учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки. Обучение, центрированное на ученике.


ПРИНЦИП 2. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. овладение коммуникативной стратегией, которая включает в себя: удерживание внимания собеседника; решение проблемы нехватки слов - перефразирование, объяснение, приблизительная замена, буквальный перевод с родного языка и т.д.); самоисправление в случае оговорок.

ПРИНЦИП 3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся.

"Аутентичный" в данном случае предполагает не только использование на уроке "взятого из жизни" учебного материала, но и создания методически целесообразных условий естественно учебного общения за счет применения заданий речевого взаимодействия (interactive activities). Они построены так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров.

Применение организованного ролевого общения – это тоже принцип аутентичности. Ролевые игры нередко включают элементы социального тренинга (т.е. упражнений в общении): участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей, или разыгрывают отдельный эпизод, или получают необходимые реплики


Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением спонтанного общения (когда учебная ситуация переходит в естественную). Особенности: содержание общения не всегда предсказуемо: возможен переход от одной темы к другой; требуются незнаковые и грамм. структуры; и т.д. То есть иностранный язык используется в реальном действии, что способствует формированию имплицитных знаний (не заученных).

Существует огромное количество методик и методов обучения, позволяющих реализовывать эти принципы, но из них мы стараемся выбрать те, которые ведут к конечному результату – умению общаться.

ОБУЧЕНИЕ ГРУППОВОМУ ОБЩЕНИЮ НА УРОКАХ.

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Обычно на уроках иностранного языка преобладают индивидуальные или парные формы работы, представленные монологической или диалогической речью учащихся. Общение осуществляется преимущественно в рамках: учитель - ученик, учитель - класс, ученик - ученик. Однако в естественных коммуникативных ситуациях человек чаще сталкивается с полилогической формой общения, чем с диалогической: мы общаемся с членами своей семьи, с одноклассниками, с друзьями на тренировках, соревнованиях, в клубах по интересам и т.д. Поэтому обучение групповому взаимодействию на уроке иностранного языка должно стать естественным компонентом учебного процесса.

Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения.

Организация группового общения начинается с формирования речевых групп. Многочисленными исследованиями психологов было доказано, что оптимальный состав группы – 4-5 человек, объединенных учителем в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру. В зависимости от характера задания состав группы может меняться.

Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы общения, как драматизация и ролевая игра.

Драматизация - представления в виде сцен рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать книгу для чтения, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы. Интересной формой группового общения при обучении иностранному языку на продвинутом этапе являются игры типа “Брейн ринг” или “Риск”. Группы учащихся вместе готовят ответы на вопросы, принимают решения и сообщают о них. Используются вопросы, проверяющие знания культуры, литературы, традиций англоязычных стран, общую эрудицию, лингвистический кругозор. Например: “В чем состоит отличие американского футбола от европейского?” или “Назовите города и штаты США, имеющие одинаковое название”?
Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый ученик выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени его персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха языковой ошибки и представляется возможность высказывать свое мнение.

Учитель берет на себя роль организатора, поддерживает обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Со временем роль ведущего может быть передана одному из учащихся.

Содержанием дискуссий может быть любая проблема реальной жизни. Это могут быть дискуссии по морально-этическим, социальным, политическим и другим вопросам. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

С большим интересом готовятся учащиеся к обсуждению таких проблем как “Проблемы подростков и молодежи”, “Школа будущего - учитель или компьютер?”, “Идеальная семья - вымысел или реальность?” и т.д.

Дискуссия считается сложной формой работы и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений нужно научить школьников запрашивать информацию, уточнять полученные данные, вступать в разговор, вовлекать в него других, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Хотелось бы подчеркнуть необходимость использования на уроках всех типов группового общения, т.к. они обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций, которые актуальны для будущего иноязычного общения обучающихся.

Очень интересная методика КСО (коллективный способ обучения). Ее нельзя применить полностью, на уроках ИЯ из-за специфики предмета. Невозможно подготовить ученика-консультанта до уровня учителя (так как может быть большое количество вариантов ответов с грамматической точки зрения: порядок слов в предложении: прямой – обратный; выбор грамматического времени). Итоговый контроль может осуществить только учитель. Но я применяю на уроках элементы этой методики и довольно успешно, детям это очень нравится и главное то, что все задания это общение друг с другом. Например: совместная работа над новым текстом. Один читает тест, другой работает с новой лексикой. Результат: они затем научат друг друга каждый своему. Меньше затрачено времени на данный вид работы и больше общения.

ВИДЕОЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.

Несомненным достоинством современных учебников английского языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие виды, как письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты и информация о разных областях действительности англоговорящих стран отбирались с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволит ученикам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее посещения.

Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “... представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”

Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма через понимание языка, а не только через интересный сюжет.

Еще одним достоинством видеофильма является использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздейтвия учебных видеофильмов на учащихся (способность оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения. В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвостpановедческих трудностей;

2) восприятие видеофильма - развитие умений восприятия информации;

3) контроль понимания основного содержания;

4) развитие языковых навыков и умений устной речи.

Эффективность использования видеофильмов зависит от рациональной организации занятий. Учебные видеокурсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Использование проектной методики, основанной на эго-факторе ребенка (говорить о том, что ученику интересно, о чем он думает, что его волнует) и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных) приобретает большее значение на среднем этапе обучения, так как в основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов, выстраивать монологическое выссказывание. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества дает возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения.
Бесспорно, коммуникативный метод является одним из самых значимых и эффективных методов. Учащиеся с большей легкостью запоминают новую лексику и усваивают грамматические правила в ходе ролевых игр, беседах разного рода и викторинах, кроме того, благодаря коммуникативным методам занятия на базе «скучных» стандартных учебников становятся интереснее и разнообразнее. Это значит, что у ребят появляется мотивация и проявляется интерес к дальнейшему познанию и посещению уроков.

Однако есть проблемы, связанные с коммуникативными приемами обучения.

Одна из самых главных проблем использования коммуникативных приемов при обучении иностранному языку в школе является отсутствие коммуникативных навыков учеников, которые должны развиваться в процессе обучения на родном языке, то есть около 50 % учеников не могут свободно поддержать дискуссию на английском языке только из-за того, что не умеют делать этого на русском.

Работа по коммуникативному методу, активное использование учебников и пособий с коммуникативной направленностью в учебном процессе дает положительные результаты при обучении иноязычному общению.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна....
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconУрок русского языка
Фио, должность: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №108 Советского района городского округа город Уфа...
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconУрок английского языка в 10-м классе Подготовили учитель английского языка моу «сош №3»
Подготовили учитель английского языка моу «сош №3» Соколова Е. И. и психолог Петрунина И. М
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconУрок английского языка в 10 классе По теме: «Западные демократии»
Автор: учитель английского языка моу коткишевская оош, моу сош №2 г. Нея и Нейский р-н Костромской обл
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе Автор: Андриянова...
Автор: Андриянова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, Московская обл., г. Клин, моу гимназия №15
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconТрофимова Елена Владимировна, учитель английского языка Баскаковской...
...
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconПрименение икт на уроках английского языка
Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Седых Елена Викторовна, учитель английского языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Исток»,...
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconО, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век?
Дерень Наталья Константиновна, учитель английского языка и истории, моу “Гимназия №30 им. Музалева Д. Н.”
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconУрока: урок закрепления знаний Цель урока
Шабанова Ирина Сергеевна, учитель английского языка моу «Гимназия №6», г. Алатырь
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы курса: Иванушкина Юлия Владимировна, учитель английского языка моу сош №33 города Энгельса
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы курса: Иванушкина Юлия Владимировна, учитель английского языка моу сош №33 города Энгельса
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconРабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009...
Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Уварова Елена Владимировна, учитель истории моу «Гремячинская сош» Сямженский р. Вологодская обл
Серочкина Елена Владимировна, учитель английского языка моу «Гимназия №9» г о. Электросталь iconГ. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского...
Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского района чр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск