Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы «Цветоводство», которая рассмотрена на методическом совете и утверждена директором МБОУ ДОД «ЭБЦ» в 2014 году.
Цель данной программы: создание условий для раскрытия творческой активности и интересов воспитанников, через вовлечение их в исследовательскую деятельность, способствующую формированию экологических знаний в области комнатного цветоводства.
Задачи:
Образовательные:
-повышать экологические знания в области комнатного цветоводства, формировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов;
- учить находить источники информации, работать с дополнительной литературой;
-обучать навыкам обработки нужной информации, оформлению рефератов и презентаций результатов исследовательской работы.
- учить применять в жизни полученные знания в области комнатного цветоводства, поддерживаемые творческим интересом и увлечением;
Развивающие:
- способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать информацию, делать выводы;
- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности детей;
Воспитательные:
- умение строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими, усвоение нравственных понятий и норм поведения;
- воспитывать трудолюбие, бережливость, доброту, ответственность за результаты своей деятельности.
Программа ориентирована на работу с детьми второго года обучения с 9 - 11 лет. Ею предусмотрено два занятия в неделю продолжительностью по 2 часа каждое (всего 144 часа в год). Количество детей в группе – 12 человек. Срок реализации данной программы - 1 год.
Содержание учебно-тематического планирования остаются без изменения.
Второй год обучения: «Цветы, что радуют нас в поле, на лугу, в лесу».
Учащиеся получают дополнительные знания о роли цветов и трав в жизни людей, о названии цветов, растущих в разных местах (полевые, луговые, лесные). Знакомятся с их легендами и преданиями; учатся выявлять их в природе. Что такое Красная книга и для чего она нужна.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения и способы их оценки
I предметные результаты.
Учащиеся должны знать: Лекарственные растения.
Редкие и исчезающие растения Иркутской области.
Заповедники Иркутской области.
Термины основных изучаемых понятий.
Уметь:
Выявлять дикорастущие растения в природе, по иллюстрациям и гербариям.
Отличать луговые цветочные растения от полевых и лесных.
Определять по гербариям лекарственные, охраняемые растения.
Работать с Красной книгой.
Вести себя экологически грамотно в природе.
II метапредметные результаты.
Личностные:
сформированность осознанной необходимости участия в природоохранной деятельности;
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнении задания различные средства: литературу, инструменты, приборы.
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
Отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте.
Самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных педагогом словарей, энциклопедий, справочников.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация).
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
Анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою.
Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, организовывать их.
Иметь первоначальные навыки работы в группе.
Задавать учебные вопросы.
Договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.
Способы проверки: Результаты обучения детей оцениваются в виде:
мониторинга (входящего, промежуточного, итогового);
в виде самостоятельных, творческих работ (после прохождения тем);
в виде итоговых презентации, защиты проектов и исследовательских работ, решения кроссвордов, выставки творческих работ.
Методическое обеспечение
Оборудованный кабинет - зимний сад.
Ноутбук и колонки.
Мультимедийная установка.
Экологический музей МБОУ ДОД «ЭБЦ»;
Коллекция комнатных растений.
Природный материал, картон, цветная бумага, ножницы, альбомы, тетради.
Инвентарь: лопатки, ножницы, перчатки, секатор, лейки, пульверизатор, совок для земли, щетки при обработке листьев, рыхлители, фартук.
Аптечка первой медицинской помощи.
Ботаническое лото
Набор дидактических игр: «Найди лишнее», «Ботанические жмурки», «Узнай растения» и т.д.
Картинки с изображением растений.
Опорные сигналы по цветоводству.
Папка с подборкой опытов «Картотека опытов»
Красная Книга РФ.
Периодические журналы по цветоводству.
Дидактический материал по определению растений.
Дидактический материал по определению основных групп растений.
Викторина: «Знаешь ли ты цветы»
Тест по растениям.
Кроссворд «Лекарственные растения», «Охраняемые растения».
Картотека-паспортизация дикорастущих растений.
Гербарий различных растений.
Коллекция семян к гербарию.
Коллекция семян и плодов.
Лупы.
Микроскопы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 г. об.)
Ф.И.О. педагога Темникова Т.Н. Программа «Цветоводство» ____________________________________________________________
Творческое объединение «Цветоводство» ______________ группа
№
| Дата
(по плану)
| Дата
(по факту)
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Практическая часть
|
| теория
| практика
| экскурсия
|
|
10.09
|
| Вводное занятие.
| 1
|
| 1
| Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия по ЭБЦ.
|
| 12.09
|
| Наперстянка.
| 1
| 1
|
| Изготовление гербария
|
| 17.09
|
| Цветок- ноготок.
| 1
| 1
|
| Работа с литературой
|
| 19.09
|
| Ромашка – сестра милосердия.
| 1
| 1
|
| Аппликация из цветной бумаги
|
| 24.09
|
| Старый наш знакомый лютик.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 26.09
|
| Аир – заступник.
| 1
| 1
|
| Работа по индивидуальным карточкам
|
| 1.10
|
| Анютины глазки.
| 1
| 1
|
| Работа с литературой
|
| 3.10
|
| О чем тоскует кукушка…
| 1
| 1
|
|
|
| 8.10
|
| «Колокольчики мои, цветики степные!...
| 1
| 1
|
| Поделка из бумаги по технике оригами
|
| 10.10
|
| Иван-чай.
| 1
| 1
|
|
|
| 15.10
|
| Пугливая мимоза.
| 1
| 1
|
| Аппликация из ниток
|
| 17.10
|
| Незабудки – мышиные ушки.
|
| 2
|
| Работа с литературой
|
| 22.10
|
| Вася - Василек.
|
| 2
|
| Работа по индивидуальным карточкам
|
| 24.10
|
| Огоньки-жарки.
|
| 2
|
| Составление альбома растений «Вестники весны»
|
| 29.10
|
| Экскурсия в парк.
|
|
| 2
|
|
| 31.10
|
| Экскурсия в музей.
|
|
| 2
|
|
| 5.11
|
| Добрая мать-и-мачеха.
| 1
| 1
|
| Работа со справочной литературой.
|
| 7.11
|
| Девясил – обладает девятью волшебными силами.
|
| 2
|
| Работа по индивидуальным карточкам
|
| 12.11
|
| Шалфей – цветок, продлевающий жизнь.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 14.11
|
| Подорожник – «след белого человека».
|
| 2
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 19.11
|
| Зверобой – трава от 99 болезней.
| 1
| 1
|
| Работа со справочной литературой.
|
| 21.11
|
| Чабрец – «живой, крепкий, живучий».
|
| 2
|
| Работа по индивидуальным карточкам
|
| 26.11
|
| Северный кипарис – можжевельник.
| 1
| 1
|
| Работа со справочной литературой.
|
| 28.11
|
| Багульник болотный.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 3.12
|
| Боярышник.
| 1
| 1
|
| Поделка из бумаги
|
| 5.12
|
| Клевер луговой.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 10.12
|
| Валериана.
| 1
| 1
|
| Поделка из бумаги
|
| 12.12
|
| Чистотел большой.
| 1
| 1
|
| Решение ребусов о лекарственных растениях.
|
| 17.12
|
| Кровохлебка.
| 1
| 1
|
| - Решение ребусов о лекарственных растениях.
|
| 19.12
|
| Толокнянка.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растений.
|
| 24.12
|
| Рябина.
| 1
| 1
|
| Работа с гербариями.
|
| 26.12
|
| Смородина.
| 1
| 1
|
| - Зарисовка и раскрашивание растений.
|
| 31.12
|
| Малина.
| 1
| 1
|
| Работа со справочной литературой.
|
| 9.01
|
| Черника.
| 1
| 1
|
| Составление кроссворда.
|
| 14.01
|
| Клюква.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растений.
|
| 16.01
|
| Брусника.
| 1
| 1
|
| Заполнение таблицы.
|
| 21.01
|
| Калина.
| 1
| 1
|
| Работа с соленым тестом
|
| 23.01
|
| Жимолость.
| 1
| 1
|
| Работа с рисунками, фотографиями.
|
| 28.01
|
| Мята.
|
| 2
|
| Просмотр видеофильма о лекарственных растениях Иркутской области.
|
| 30.01
|
| Солдатская трава (тысячелистник)
|
|
| 2
| Работа по индивидуальным карточкам
|
| 4.02
|
| Крапива двудомная
| 1
| 1
|
| Работа с рисунками, фотографиями.
|
| 6.02
|
| Красивая, но коварная белладонна.
| 1
| 1
|
| Работа с литературой
|
| 11.02
|
| Венерин башмачок – дамские туфельки.
| 1
| 1
|
| Проведение викторины
|
| 13.02
|
| «Дерево-людоед» - росянка.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 18.02
|
| Медвежье ухо – цветок-богатырь.
| 1
| 1
|
| Поделки из бумаги в технике «оригами»
|
| 20.02
|
| Барвинок – фиалка ведьм.
| 1
| 1
|
| Работа с литературой
|
| 25.02
|
| Кувшинка – одолень-трава.
| 1
| 1
|
| Поделка из бумаги по технике оригами
|
| 27.02
|
| Кубышка.
| 1
| 1
|
| Дидактическая игра
|
| 4.03
|
| Иван-да-Марья.
| 1
| 1
|
| КВН
|
| 6.03
|
| Цветок вечности – лотос.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 11.03
|
| Львиный зев – славящий Геракла.
| 1
| 1
|
| Поделка из бумаги по технике оригами
|
| 16.03
|
| Неукротимый вьюнок.
|
| 2
|
| Поделка из бумаги по технике оригами
|
| 18.03
|
| Душистый горошек – шелкова роса.
|
| 2
|
| Проведение викторины
|
| 20.03
|
| «Здесь вереск цвел…»
|
| 2
|
| Работа с литературой
|
| 25.03
|
| Экскурсия
|
|
| 2
| Работа по тестам
|
| 27.03
|
| Цветок шайтана.
| 1
| 1
|
| Поделка из бумаги
|
| 1.04
|
| Аир – заступник.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 3.04
|
| Когда цветет папоротник?
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 8.04
|
| Гори, цвет!
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание растения
|
| 10.04
|
| Полынь – приворотное зелье.
| 1
| 1
|
| Поделка из бумаги
|
| 15.04
|
| Донник.
| 1
| 1
|
| Работа с литературой
|
| 17.04
|
| «Сизый, колючий репейник, горе ты кличешь кому?...
|
| 2
|
| Экскурсия в парк для сбора и определения растений
|
| 22.04
|
| Экскурсия в музей.
|
|
| 2
|
|
| 24.04
|
| Подснежник – первая улыбка весны.
| 1
| 1
|
| Работа с тестами
|
| 29.04
|
| Одуванчик.
| 1
| 1
|
| Изготовление аппликации растения из ваты
|
| 1.05
|
| Медуница – цветок-колдунья.
| 1
| 1
|
| Зарисовка и раскрашивание медуницы
|
| 6.05
|
| Примула – весенний первоцвет.
| 1
| 1
|
| Работа с литературой
|
| 8.05
|
| Ландыш – лилия долин.
| 1
| 1
|
| Аппликация из цветной бумаги
|
| 13.05
|
| Шафран – цветок утренней зари.
| 1
| 1
|
| Работа с литературой, фотограиями
|
| 15.05
|
| Душистая черемуха.
|
| 2
|
| Работа по тестам
|
| 20.05
|
| Экскурсия в парк.
|
|
| 2
|
|
| 22.05
|
| Итоговое занятие.
| 1
| 1
|
| Работа по тестам
|
|
|
| Итого: 144
| 53
| 80
| 11
|
| |