1
| Философия
| Общекультурные компетенции (ОК):
способен и готов использовать на практике методы социогуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий (ОК-2);
способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной дискуссии, ведению диалога и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способен сформировать необходимые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь анализировать и синтезировать, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации к критическому восприятию инноваций.
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Профессиональные компетенции (ПК):
способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);
способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК 3);
способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК- 4);
способен и готов получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК 9).
| 1.Предмет философии: природа, генезис, структура. Место и роль философии в культуре (медицине). Философия и медицина, их взаимосвязь.
Философия как система общих воззрений на мир:
понятие мировоззрения;
мифология и религия как формы дофилософского мировоззрения;
специфика философского мировоззрения;
космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм как стадии эволюции философского мировоззрения.
Предмет и функции философии:
общее понятие и содержание предмета философии;
структура философского знания;
содержание функций философии.
3. Философия как методологическая и общетеоретическая основа научного знания. Философия и медицина.
2.Философия Древнего Мира и Античная философия
Культурно-исторические особенности становления цивилизации Востока.
Философия Древней Индии: общая характеристика:
особенности древнеиндийской философии;
основные философские школы: общая характеристика;
влияние философской мысли Индии на развитие медицинских знаний;
Сущность и особенности философии Древнего Китая:
специфика древнекитайской философии;
даосизм – древнейшее философское учение Китая;
конфуцианство как этико-философское учение;
проблема физического и духовного здоровья древне-китайской мысли.
Философские учения Древней Греции:
атомистическое учение в Древней Греции (Демокрит, Эпикур);
софисты и Сократ;
философия Платона (теория идей, учение о соотношении души и тела);
Аристотель – систематизатор древнегреческой философии.
5. Взаимосвязь философии и медицины в древневосточной и античной философии.
3.Философия Средних веков. Философия европейского средневековья. Арабо-мусульманская философия
Теоцентризм средневековой духовной культуры, изменение роли философии.
Основные этапы в развитии философской мысли европейского средневековья:
2.1. патристика: общая характеристика;
2.2. схоластическая философия. Ф.Аквинский о соотношении веры и разума;
2.3. номинализм и реализм.
Схоластическая медицина и практика врачевания.
Исторические условия и идейные истоки формирования арабо-мусульманской философии.
Основные течения арабо-мусульманской философии:
калам: основная проблематика;
рационально-теологическая интерпретация исламской догматики (Аль-Ашари, Аль-Газали);
мутазализм – рационально-философское течение (Василь Ата, Ан-Наззам);
машшаизм как обоснование и дальнейшее развитие философии Аристотеля в новых условиях (Аль-Фараби, Ибн-Рошд и др.);
суфизм как религиозно-этическое учение и практика.
Взаимосвязь арабо-мусульманской философии и медицины.
Роль арабо-мусульманской философии в развитии мировой культуры.
4.Европейская философия ХVI-XVIIIвв
Социально-исторические и естественно-научные предпосылки философии эпохи Возрождения и Нового времени.
Гуманизм и антропоцентризм как ценностная ориентация философии Ренессанса и Нового времени.
Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Дж.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей).
Проблема метода в философии Нового времени (Бэкон, Декарт, Спиноза):
эмпиризм об источниках познания (Бэкон, Локк);
рационализм: основные идеи (Р.Декарт, Спиноза, Г.Лейбниц).
Взаимосвязь философских и медико-биологических воззрений Бэкона и Декарта.
Особенности философии эпохи Просвещения.
5. Немецкая классическая философия.
Исторические условия развития философской мысли в Германии в ХVIII и ХIХ веках.
Кант – родоначальник немецкой классической философии:
проблемы натурфилософии;
Кант о познавательных возможностях человека.
Философия Гегеля:
абсолютный идеализм Гегеля;
идея автономии морали;
особенности философии и истории Гегеля;
диалектика и принцип триады.
Философия Фейербаха:
философия о сущности религии;
антропологический материализм;
социологические и этические взгляды.
5. Влияние немецкой классической философии на развитие медицинской науки и практики.
6.Марксистская философия
Формирование философии марксизма. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, мышление.
Антропология марксизма.
Социальная философия марксизма:
понятие общественно-экономической формации; базис и надстройка;
учение о классовой борьбе.
Разработка марксистской теории Г.В.Плехановым и В.И.Лениным.
Марксистская философия и современность. Значение марксистской методологии в познании социокультурных явлений
7. Философия иррационализма XIX в.
Классическая и современная философия: преемственность и отличия. Поиск новых форм «практической» философии.
Философия жизни и её разновидности:
философия воли А.Шопенгауэра;
Дильтей: обоснование наук о духе. Витализм и психологизм;
Бергсон: творческая эволюция и жизненный порыв.
Особенности философии Ф.Нишце.
8. Отечественная философия. Философская мысль в Дагестане.
Научно-философские школы
1.Основные этапы развития русской философии:
1.1.исторические особенности развития Российской цивилизации;
1.2.философские воззрения М.Ломоносова и Радищева. Краткая характеристика.
2.Философия революционного демократизма.
3.Русская религиозно-идеалистическая философия (Л.Толстой, Вл.Соловьев, Н.Бердяев).
4.Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей (И.Сеченов, Н.Пирогов, И.Мечников).
5.Философия русского космизма.
6.Утверждение ислама, арабо-мусульманской культуры и философии в Дагестане:
6.1.философская мысль в ХI-XVIII веках. Научно-философские школы;
6.2.философское наследие Казем-Бека;
6.3.философские воззрения дагестанских просветителей (Гасана Алкадари, Гасана Гузунова и Али Каяева).
3.Суфийская философия и её разновидности в Дагестане:
3.1.распространение суфизма в Дагестане (Мухаммад б.Муса ад-Дербенди);
3.2.тарикатский мюридизм – кавказская разновидность суфизма;
3.3.воззрения главных идеологов тарикатского мюридизма в Дагестане (Мухаммад из Яраги, Джамалудин из Казикумуха, Абдурахман-Хаджи из Согратля и др.).
9. Философия ХХ в. И современность
Своеобразие и основные направления современной философии.
Феноменология Гуссерля.
Экзистенциальная философия.
Психоаналитическая философия.
Эволюция позитивисткой философии. Постпозитивизм.
Аналитическая философия.
Философия постмодернизма.
Основные тенденции развития современной религиозной философии.
10.Бытие и его атрибуты. Развитие и эволюция. Проблема возникновения и бытия человека, соотношение дочеловеческих и человеческих форм жизни
Категория бытия в философии:
эволюция категории «бытие»;
основные формы бытия;
бытие и небытие.
Философские и естественнонаучные представления о материи.
Движение как атрибут материи:
движение и покой;
основные формы движения и их взаимосвязь.
Пространство и время как формы существования материи.
Идея единства мира.
11.Философские концепции развития.
Идея развития философии:
диалектика и его исторические формы;
принципы диалектики.
Альтернативы диалектики как метода познания.
Основные законы диалектики и их проявление в медицинской науке и практике:
закон перехода количественных изменений в качественные;
закон единства и борьбы противоположностей;
закон отрицания отрицания.
Категории (неосновные законы) диалектики и их методологическое значение для медицины:
сущность и явление;
единичное, особенное, всеобщее;
форма и содержание;
причина и следствие;
необходимость и случайность;
возможность и действительность.
Диалектика и синергетика:
понятие и основные идеи синергетики;
методологическая роль синергетического подхода.
12.Философские проблемы сознания
Формирование философских представлений о психике, душе и сознании.
Понятие сознания:
основные подходы в объяснении СУЩНОСТИ сознания;
теория отражения. Сознание как высшая форма отражения материи.
Структура сознания. Сознание и самосознание. Взаимосвязь языка и мышления.
Формы и уровни общественного сознания.
Сознание и сфера бессознательного.
6. Сознание и кибернетика. Проблема искусственного интеллекта
13. Теория познания. Гносеологические проблемы медицины. Философия науки и техники
Понятие науки, её структура и общественные функции:
наука как система знаний и вид духовной деятельности;
роль философии в формировании понятийного аппарата, методов, логики научного познания.
Структура научного познания.
чувственная ступень познания и её роль в медицинской практике;
рациональное (логическое) познание;
эмпирический и теоретический уровни познания;
клиническое мышление и его роль в диагностике и лечении болезней.
Проблема истины в философии и науке.
Всеобщие методы и формы научного познания:
методы эмпирического исследования;
методы теоретического исследования;
проблема гипотеза как формы научного познания;
научные и вненаучные формы познания.
Роль науки в современном мире.
Философия техники как область современной философии:
понятие техники, её эволюция и современная трактовка;
сущность технического подхода и его отличие от научного;
философский смысл проблемы «человек-техника».
Особенности технического знания:
формирование, структура и функционирование технической теории;
место и роль техники в духовной культуре человечества.
Основные вопросы философии техники:
понятие философии производства;
проблема технической реальности, виртуальная реальность и её философская интерпретация;
философское осмысление традиционной и техногенной цивилизации.
14. Философские проблемы человека и общества
Человек как объект междисциплинарных исследований.
Проблема человека в истории философии.
древневосточная и античная мысль о проблеме человека;
образ человека в средневековой философии;
реабилитация природы человека в настоящее время;
возникновение антропологии: комплексное исследование человека;
проблема человека в современной философии.
Природа и сущность человека:
проблема антропогенеза;
биологическое и социальное в человеке;
о смысле и цели жизни человека.
Личность и социальный прогресс:
понятие «человек», «индивид», «личность»;
факторы формирования личности;
свобода и ответственность личности.
Общество как объект философского анализа:
становление представлений о социуме;
основные концепции в понимании общества;
общество как развивающаяся система.
Социальное бытие как объект философского анализа:
общество, его теоретическая модель и реальность;
понятие общественного бытия и общественного сознания, их значение для познания социальных процессов;
понятия общественно-экономической формации и цивилизации;
Социальная сфера общества:
понятие социальной структуры общества;
основные типы классовой структуры и их особенности в различных формациях.
Политическая организация общества:
понятие политической организации общества;
государство как важнейший элемент политической системы общества;
исторические типы государства. Формирование правового государства.
Духовная жизнь общества:
общественное сознание и его структура;
формы и виды общественного сознания.
Общество и природа:
философское осмысление проблемы;
экологическая проблема;
проблема народонаселения.
11. Роль медицины в развитии цивилизации.
15. Основы аксиологии. Философия любви.
Проблема ценности в философии:
специфика ценностного подхода к действительности;
понятие ценности;
ценность и оценка;
ценность и значение.
Аксиология как философское учение о ценностях: основные концепции:
натуралистический психологизм (Дж.Дьюи);
аксиологический трансцендентализм (В.Виндельбанд, Г.Риккерт);
персоналистический онтологизм (М.Шелер);
социологическая концепция ценностей (М.Вебер).
Многообразие ценностного мира личности:
классификация (иерархия) ценностей;
жизнь как высшая ценность;
здоровье и болезнь в системе ценностей общества.
Роль и значение ценностей в жизнедеятельности общества и личности:
ценностные ориентации личности;
общечеловеческие ценности: теория и практика;
проблема переоценки ценностей в современном российском обществе.
Любовь как духовная потребность и общечеловеческая ценность:
нравственный смысл любви;
проблема любви в контексте различных духовных традиций.
Многообразие проявления любви (виды любви):
эротическая любовь;
любовь к ближнему;
биофилия как проявление милосердия;
любовь к Родине;
любовь и творчество: аспекты взаимосвязи;
любовь и семейно-брачные отношения.
16. Глобальные проблемы современности
Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Мировой порядок и глобальные тенденции развития современного мира.
Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, общечеловеческий смысл.
Судьба человека в современных футурологических концепциях.
Предвидение будущего, методы и средства прогнозирования.
| 1.Контрольные вопросы;
2.Тесты;
3.Доклады и рефераты;
4.Словарь терминов
5.Ситуационные задачи по философии
(Приложение №1)
|