План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов»





Скачать 85.53 Kb.
НазваниеПлан урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов»
Дата публикации22.09.2013
Размер85.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33

План урока

«Неметаллы. Общая характеристика неметаллов».
Учитель: Оксана Николаевна Бочарова

(учитель первой профессиональной категории)

Класс: 9

Профиль обучения: непрофильный

Учебник: О.С. Габриелян (базовый уровень)

г. Таганрог

2013г

Цели урока:

дать общую характеристику неметаллов элементов и простых веществ;

изучить положение неметаллов в ПС;

изучить особенности строения атомов неметаллов;

изучить явление аллотропии на примере неметаллов;

изучить физические свойства неметаллов;
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные(схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно-поисковый.

Методическая цель: развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения, ТСО и коммуникационных технологий.

Технологии: элементы технологии «Сотрудничества», личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактические средства: химический эксперимент, модели кристаллических решеток веществ, презентация.

Оборудование и реактивы: образцы неметаллов - простых веществ S, J2, P (красный), активированный уголь.

Вид работы: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Планируемые результаты:

Знание:

  • понятий: металлы, неметаллы;

  • явление и причины аллотропии;

  • физические свойства неметаллов.

Умение:

  • осуществлять экспериментальное исследование физических свойств веществ: агрегатное состояние, цвет, электропроводность, растворимость в воде;

  • анализировать экспериментальные данные;

  • классифицировать вещества с точки зрения строения внешних электронных оболочек

  • писать схему строения атомов;

  • сопоставлять научное и реальное.

Ход работы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1 Д. Нейзбитт. Американский специалист по менеджменту Джон Нейзбитт говорил: «Мы тонем в потоке информации, но задыхаемся от нехватки знаний» Прокомментируйте его слова (не всякая информация нужна и достоверна).

Слайд 2 Шифр Цезаря. Задача на смекалку. Перед учащимися слово – тема урока. Оно зашифровано шифром Цезаря. Римский император использовал шифр для переписки со своими генералами. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой русского алфавита.

Слайд 3 Неметаллы

Слайд 4 Цели урока

Слайд 5-6 Краткое сообщение учащегося о применении неметаллов в жизни.

Сегодня на уроке мы расширим свои знания о неметаллах. Мы рассмотрим положение в ПС, строение атомов неметаллов, выясним причину многообразия простых веществ неметаллов, рассмотрим основные физические свойства.

III. Изучение

1. Классификация веществ, положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева

В настоящий момент известно 110 химических элементов. Ответьте на вопросы:

  • на какие 2 большие группы условно делятся все Х.Э.?

(на металлы и неметаллы). Что по- вашему неметаллы?

Слайд 7 Неметаллы (словарь).

Каково положение в ПС неметаллов?

Слайд 8 Рассмотрим положение неметаллов в периодической таблице. Где расположены неметаллы в ПС? (Если провести условную границу водород – астат, то неметаллы оказываются в правом верхнем углу, и находятся в главных подгруппах 3-7 групп).

Рассмотрим строение атомов элементов-неметаллов. 4 уч-ся у доски (остальные в тетрадях) пишут схему строения атома кремния, фосфора, хлора, кислорода, комментируют. Во внешнем электронном слое атомов неметаллов находится от трёх до восьми электронов.

IVA

VA

VIA

VIIA

Si

1S22S22P63S23P2

P

1S22S22P63S23P3

S

1S22S22P63S23P4

Cl

1S22S22P63S23P5

Подведём итоги:

  • меньший атомный радиус;

  • четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства.

2. Исследование физических свойств неметаллов.

Путем экспериментальных опытов проводим исследование физических свойств неметаллов.

Растворимость кислорода в воде и электропроводность кислорода и брома.

3. Причина многообразия простых веществ-неметаллов

Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:

  • газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;

  • жидкость – Br2;

  • твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.

Несмотря на то, что элементов-неметаллов всего 22, минус инертные газы – 16, они образуют большое количество простых веществ-неметаллов. Причина такого разнообразия?

Слайд 9 Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

Что может быть причиной аллотропии?

Слайд 10-11 Разное количество атомов в молекуле как у озона и кислорода (работа с таблицей «Сравнительная характеристика модификаций кислорода»). Другой причиной аллотропии выступает разный тип кристаллической решетки. Рассмотрим это на примере аллотропных модификаций фосфора (работа с таблицей «Сравнительная характеристика модификаций фосфора»).

Слайд 12-14 Краткое сообщение учащегося: аллотропные фодификации фосфора.

Слайд 15 Горение белого фосфора под водой.

Слайд 16-17 Аллотропные модификации углерода.

Закрепление материала: работа с кластерами на доске.

1. Свойства веществ.

Отчего зависят свойства веществ? (от типа кристаллической решетки)

Отчего зависит тип кристаллической решётки? (от типа химической связи) Для соединений неметаллов какая связь характерна? (ковалентная)

Отчего зависит тип химической связи? (от строения внешней оболочки ядра, а та, в свою очередь – от строения атома)

2. Физические свойства неметаллов.

  1. Ковкость отсутствует

  2. Блеска нет

  3. Теплопроводность (только графит)

  4. Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый.

  5. Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)

  6. Агрегатное состояние.

3. Агрегатное состояние (примеры веществ).

  1. Газообразное (H2, O2, Cl2 ,F2, O3)

  2. Твердое (Р, С)

  3. Жидкое (Br2)

4.Химическая лаборатория.

Представьте, что мы все химики и находимся в химической лаборатории, перед нами поставлена следующая задача. Определить в какой из пробирок находятся иодид калия, хлорид калия, карбонат калия. На листах записываются – уравнения реакций. Проверка осуществляется самостоятельно.

5. Закрепление Слайд 18

Вариант I

1. Твердыми веществами являются:

а) N б) P в) H г) O

2. Газами при нормальных условиях являются:

а) S б) As в) P г) Cl

3. Аллотропные модификации образует элемент:

а) C б) N в) He г) Ne

4. Атомную кристаллическую решетку имеет:

а) O б) C в) N г) H

5. Неметаллом является:

а) Fe б) Mn в) Al г) H

6.М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество?

7.Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович

Вариант II

1. Твердыми веществами являются:

а) Cl б) S в) He г) F

2. Газами при нормальных условиях являются:

а) P б) Br в) I г) N

3. Аллотропные модификации образует элемент:

а) O б) Br в) Cl г) F

4. Атомную кристаллическую решетку имеет:

а) N б) F в) P г) He

5. Неметаллом является:

а) Na б) Cu в) F г) Ag
6.Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.

7.У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…
IV. Подведение итогов.

Домашнее задание: § 15-16, упр. 1-3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Общая характеристика неметаллов. Неметаллы: элементы и простые вещества. • Химические элементы в клетках живых организмов» учитель...
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconУрок химии в 9 классе. «Неметаллы»
Цели урока: Обратить внимание учащихся на положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов, физические...
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconПлан урока: 1 Общая характеристика природных источников углеводородов
Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами...
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconРазработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconУрок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс...
Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса...
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconТема:«Общая характеристика Царства животные» Тип урока
УЗ: дать определение царства животные, составить общую характеристику и план изучения различных групп царства Животные
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconУрока
Класс млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconХарактеристика учителей по категориям
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconКонспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика...
Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении...
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconПлан практических (семинарских) занятий для специальности «Стоматология» №
Философия Древней Индии: общая характеристика философских школ (йога, джайнизм, буддизм, чарвака-локаята)
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Класс Млекопитающие», составить план ответа «Общая характеристика млекопитающих» письменно
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconУрока. Орг момент
Тема: Общая характеристика подгруппы кислорода и их простых веществ. Кислород и озон
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconПрограмма с/п «Молодежнинское»
Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных...
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» iconПубличный доклад по итогам 2012-2013 учебного года Общая характеристика...
Тема: Расчет первичных планов и потоков денежных средств (план затрат на заработную плату)
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» icon«Средняя общеобразовательная школа №48» город Набережные Челны 2011год...
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск