Скачать 37.1 Kb.
|
Медиа - урок «Природные источники углеводородов» (10 класс)Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и ректификации нефти, коксовании каменного угля. Оборудование: компьютерный диск, раздел «Природные источники углеводородов», коллекция «Продукты переработки нефти», коллекция «Каменный уголь», таблица»Использование углеводородного сырья». План урока: 1) Общая характеристика природных источников углеводородов. 2) Природный и попутный нефтяной газ. 3) Нефть. 4) Каменный уголь. 5) Проблемы использования углеводородного сырья. Ход урока. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с природными источниками углеводородов: природным газом, нефтью, каменным углём. С этой целью мы обратимся к диску. Внимательно смотрите, слушайте и записывайте основные тезисы лекции. 1. Просмотр диска с записью увиденного. (30 минут) 1) Общая характеристика природных источников углеводородов. Слайд №1. Общая характеристика природных источников углеводородов. Показана диаграмма нахождения углеводородов в природе. 2) Природный и попутный нефтяной газ. Слайды №2 и №3. Природный и попутный нефтяной газ. Различие в способах добычи этих газов и содержании в них углеводородов. Применение этих газов в промышленности. Природный газ Попутный нефтяной газ Метан 95,6 % 63,4% Этан 1% 10,5% Пропан 0,33% 11,1% Бутан 0,07% ( н-бутан) 2,8% (н-бутан) и 1,2% (и-бутан) Пентан и выше 0,03% 2% Азот и редкие газы 3% 9% Углекислый газ 0,4% - Применение 90% как топливо для синтеза веществ (разделяют на фракции) Фракции попутного нефтяного газа: 1. Сухой газ - метан, этан (применяют как топливо); 2. Пропан-бутановая смесь (применяют как топливо); 3. Газовый бензин - пентан и выше (применяют как добавка к бензину). Газовые месторождения России: Западная Сибирь (Уренгой, Заполярье); Волго-Уральский бассейн (Оренбург, Вуктыльск) 3) Нефть. Слайд №4. Нефть. Характеристика физических и химических свойств нефти. Опыт, демонстрирующий горение нефти. Слайд №5. Способы добычи нефти и места её залегания. Слайд №6. Промышленная установка переработки нефти. Запись продуктов ректификации и условий их получения. Ректификация - физический процесс разделения нефти на фракции, основанный на различной температуре кипения веществ. Демонстрация коллекции «Продукты переработки нефти». Фракции нефти: 1. Газовая фракция (метан и другие газы). 2. Бензин (С 5 -С 11 ) температура-40-200 0 С (газолин, бензин авиационный, автомобильный). 3.Лигроин (С 8 -С 14 ) температура-120-240 0 С (горючее для тракторов). 4. Керосин (С 12 -С 18 ) температура-150-310 0 С (топливо для реактивных самолётов и ракет). 5. Газойль (С 18 и выше) температура-275 0 С (дизельное топливо). 6. Мазут - продукт, остающийся после ректификации нефти. Мазут при высокой температуре разгоняют и получают машинные и смазочные масла. Остаток переработки мазута - гудрон. Вопрос о крекинге нефти рассматривается по учебнику. Определяются различия между термическим и каталитическим крекингом. Показываются преимущества второго по сравнению с первым. Записываются уравнения крекинга С 18 Н 38 и С 22 Н 46. Определяются пути увеличения октанового числа бензина, его детонационной стойкости. Нефтяные месторождения России: Западная Сибирь, Пермь, Баку. 4) Каменный уголь. Слайд №6. Диаграмма нахождения каменного угля в земной коре, перспективы его использования по схеме: Торф - Бурый уголь - Каменный уголь - Антрацит. Коксование каменного угля - основной процесс его переработки - химическое разложение угля при высокой температуре без доступа воздуха. Газификация топлива - превращение органической части угля в горючие газы при температуре 1000-2000 0 С. Демонстрация коллекции «Каменный уголь». Продукты коксования каменного угля: 1.Коксовый газ. 2. Надсмольная вода (аммиак). 3. Каменноугольная смола (получают арены, фенолы, пиридин). 4. Кокс (применяют в металлургии для восстановления металлов и производства карбидов). 2. Работа по таблице. 5) Проблемы использования углеводородного сырья. Рассмотреть таблицу запасов источников энергии Источники энергии Запасы энергии (млрд. кВт час) Торф 480 10 3 Угли бурые и каменные 35,8 10 6 Сланцы горючие 7 10 5 Природный газ 8 10 4 Нефть 223 10 3 Древесина 2 10 5 Энергия Солнца 15 10 7 Энергия ветра 15 10 4 Энергия рек 23 10 3 Энергия приливов и отливов 7 10 7 Энергия ядерного горючего практически безгранична Выводы: 1. Основной источник энергии - нефть-47%, газ - 17%, угля - 30%, остальные - 6%.(ГЭС, АЭС и др.) Ещё 30 лет нефть будет лидировать. 2. Задачи: изыскать более эффективные пути переработки нефти. газов. угля. сланцев; усовершенствовать уже существующие ( перегонка, крекинг, пиролиз, коксование); получение жидкого топлива из угля и сланцев; получение и использование водорода в качестве моторного топлива; получение синтетического жидкого топлива из СО и Н 2 . Домашнее задание: подготовиться к семинару по материалам лекции и учебника О.С. Габриеляна (параграф 10), ответить на вопросы учебника. |
Урок-игра по теме: «Природные источники углеводородов» Судья. В открытом судебном заседании слушается дело «Об ответственности природных источников углеводородов перед будущими поколениями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: иметь первоначальные представления о природных источниках углеводородов и способах их переработки | ||
План урока тема урока «Нефть» ... | Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей» Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н | ||
Урок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс... Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса... | Тема:«Общая характеристика Царства животные» Тип урока УЗ: дать определение царства животные, составить общую характеристику и план изучения различных групп царства Животные | ||
План урока «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной... | Урока Класс млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих | ||
Актуальные проблемы нефтегазовой геологии Общая количественная модель углеводородов, генерируемых органическим веществом пород, и месторождений нефти и газа | Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | ||
Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Класс Млекопитающие», составить план ответа «Общая характеристика млекопитающих» письменно | ||
План практических (семинарских) занятий для специальности «Стоматология» № Философия Древней Индии: общая характеристика философских школ (йога, джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) | Знания о природных зонах, причинах, определяющих смену пк, по сути,... ... | ||
Урока. Орг момент Тема: Общая характеристика подгруппы кислорода и их простых веществ. Кислород и озон | Программа с/п «Молодежнинское» Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных... |