Рассмотрено на заседании Утверждаю.
педагогического совета. Директор школы: Л.Н.Михайлов Протокол № 1 от 15 августа 2012г. Введён в действие. Приказ № 99 от 27.08.2012.
Образовательная программа
МБОУ «СОШ д. Починок-Сутер»
Кукморского муниципального района
Республики Татарстан
1.Пояснительная записка
1.1 Введение.
Данный документ разработан педагогическим коллективом под руководством директора муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа деревни Починок- Сутер» (далее – МБОУ «СОШ деревни Починок -Сутер» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт), с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения (далее – Примерная программа), особенностей МБОУ «СОШ деревни Починок- Сутер», образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений учебно-методического комплекта (далее – УМК) «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.
Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают готовность осваивать требования основного и среднего образования. Начальное общее образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, для которого умение учиться означает учиться познавать и преобразовывать мир, осознавать и решать проблемы, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
1.2. Цели и задачи реализации Основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями
Стандарта к результатам образования.
Основная образовательная программа (далее – Образовательная программа) предусматривает достижение следующих результатов образования:
• личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;
• метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
• предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель Образовательной программы конкретизируют основные цели концептуальных положений выбранного нами УМК «Перспективная начальная школа».
Основной целью развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализуемой УМК «Перспективная начальная школа» является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает планируемые результаты Образовательной программы , к числу которых относятся:
• личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;
• метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);
• предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• укрепление морального и физического здоровья обучающихся.
В УМК «Перспективная начальная школа» задачи начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта сформулированы следующим образом:
• развитие личности школьника, его творческих способностей;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
Конкретные задачи МБОУ «СОШ деревни Починок –Сутер» в соответствии со Стандартом и программой:
овладение первоначальными умениями интегрироваться в систему мировой и национальной культуры;
формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения;
понимание особенностей Кукморского района на основе первичных представлений о ее природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам культуры и истории, сохранения традиций народа;
развитие основ экологической культуры младших школьников через восприятие объектов и явлений природы;
воспитание потребности общения с природой;
практическое овладение элементарными умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе;
овладение нормами гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
1.3. Принципы и подходы к формированию Образовательной программы
В соответствии со Стандартом УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся с учетом разновозрастного зачисления детей в первый класс (с 6.7, лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы).
Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:
1.Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное , эмоциональное , духовно-нравственное , физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.
2.Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и межпредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
3.Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и научных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (малой и большой учебных группах) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора), способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).
4.Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).
5.Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерностей) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения , что приводит к принципиально новой структуре учебников и подаче материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности.
6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, участие их в оздоровительных мероприятиях.
1.4.Общая характеристика образовательной программы.
Образовательная программа начального общего образования , разработанная МБОУ «СОШ деревни Починок- Сутер», предусматривает:
достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
Общая структура Образовательной программы:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования.
1.5. Состав участников образовательного процесса МБОУ «СОШ д . Починок-Сутер»
В соответствии со Стандартом , Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ «СОШ деревни Починок -Сутер» участниками образовательного процесса являются обучающиеся- дети, достигшие школьного возраста (не младше 6,5 лет); педагогические работники, изучившие требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным Стандартом, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства; родители (законные представители) обучающихся, изучившие нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение Образовательной программы. Образовательная программа реализует функцию общественного договора с родителями (законными представителями), предоставляет родителям участвовать в работе органов школьного самоуправления.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которые
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Основной образовательной программы;
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы.
Цели-ориентиры определяют основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы в развитии личности обучающихся. Их включение призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонофицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональных уровнях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках «Выпускник научится». В эту группу включается система знаний и учебных действий, необходимая для успешного обучения в начальной и основной школе и может в принципе быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение этих целей выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам ее освоения (с помощью итоговой работы).
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся. Оценка достижения ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижений этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижений планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, используются педагогические технологии, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
-двух междисциплинарных программ - «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;
-программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Искусство (музыка и ИЗО)», «Технология (Труд )», «Физическая культура».
2.1. Формирование универсальных учебных действий в соответствии со стандартом и содержанием УМК «Перспективная начальная школа»
2.1.1.Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
осознание ответственности за свое благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Таким образом, в сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы следующие характеристики:
внутренняя позиция;
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
способность к моральной децентрации.
2.1.2.Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание:
формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
применять установленные правила в планировании способа решения;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
составлять план и последовательность действий;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Осуществление учебных действий:
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
предвосхищать результат;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль:
сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью выявления отклонений от эталона;
различать способ и результат действия;
использовать установленные правила в контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Коррекция:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Оценка:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Таким образом, в соответствии с логикой организации учебной деятельности представлены следующие группы регулятивных УУД:
целеполагание; планирование ;осуществление учебных действий; прогнозирование ;контроль и самоконтроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Для каждой группы определены соответствующие показатели, формирование которых позволит выпускникам начальной школы, занимающимся по УМК «Перспективная начальная школа» , овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями освоенными закономерностями;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
ставить, формулировать и решать проблемы;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
осуществлять осознанное чтение;
выбирать вид чтения в зависимости от цели;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Знаково-символические:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
передача информации устным, письменным, цифровым способами;
интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
применение и представление информации;
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
подведение под правило;
анализ, синтез, сравнение, сериация;
классификация по заданным критериям, установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения, обобщение.
Таким образом, в сфере познавательных УУД выпускники, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие компоненты – тексты; использовать знаково-символические средства, овладеют моделированием, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
строить понятные для партнера высказывания;
строить монологическое высказывание;
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать взаимопомощь в сотрудничестве;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Таким образом, в сфере коммуникативных УУД выпускники начальной школы,занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
2.2. Чтение. Работа с текстом в соответствии со Стандартом и УМК «Перспективная начальная школа».
Метапредметные результаты
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
2.2.1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
2.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
2.2.3. Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
2.3. Планируемые предметные результаты освоения Образовательной программы
Русский язык.
В соответствии со Стандартом в результате изучения курса русского языка выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры; получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, использовать язык с целью поиска необходимой информации; обретут начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Выпускник на ступени начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка, познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
2.3.1. Содержательная линия «Система языка»
|