Скачать 1.6 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VI ВИДА № 17 (ГБОУ СКОШИ № 17)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГБОУ СКОШИ №17 на 2012 – 2013 учебный год г. Москва 2012г. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно Статья № 14 Закона РФ «Об образовании» Образовательная программа – нормативно - управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и воспитания, а также особенности организации учебно-воспитательного процесса в конкретном учебном заведении. СОДЕРЖАНИЕ: Раздел I. Информационная справка о школе Раздел II Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа. 2.1 Аналитическое обоснование образовательной программы 2.2 Приоритетные направления, цель и задачи работы школы 2.3 Система аттестации учащихся 2.4 Описание модели выпускника. Раздел III. Условия реализации, соотношения целей и задач. 3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 3.2. Кадровое обеспечение образовательного процесса. 3.3 Финансовое обеспечение образовательного процесса. 3.4 Обеспечение сопровождения образовательного процесса. Раздел IV. Учебные планы Раздел V. Программно - методическое обеспечение образовательной программы. Раздел VI. Планируемые результаты Раздел VII. Критерии оценки реализации образовательной программы. Раздел I. Информационная справка о школе Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 17 (ГБОУ СКОШИ № 17) Подчинение: ЮЗОУО ДО города Москвы. Год создания: 1963 год Юридический адрес: 117363, Москва, ул. Профсоюзная, дом 62. Телефон: (499)128-76-12. Директор: Игнатенко Тамара Викторовна, Почетный работник общего образования РФ, Как проехать: Станция метро Новые Черемушки, первый вагон из центра, выход из метро в подземный переход направо, из перехода выход налево. Далее пешком по Профсоюзной улице в сторону области (3-5 минут). E-mail: int17@yandex.ru Сайт: www.shkola-internat17.narod.ru Контингент обучающихся (воспитанников): дети с нарушением опорно-двигательного аппарата от 6 лет до 21года (158 чел). Кадровый состав: Педагоги: учителя, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели, социальный педагог (всего 56 человек); Медицинский персонал: врачей – 7 чел., медицинских сестер – 12 чел., инструкторов-методистов ЛФК – 5 чел. Из них: кандидатов наук – 2, заслуженных учителей – 1, , отличников и почетных работников общего образования – 11, лауреатов Гранта Москвы – 3, Гранта Префекта – 2 человека. Высшую и первую категорию имеют 30 человек. Реализуемые программы: Обучение ведется по двум программам - по программе общеобразовательной школы, которая адаптирована для обучения детей с ДЦП, и по программе школы VIII вида. 1 ступень – начальное общее образование, нормативный срок освоения 4-5 лет (с учетом подготовительного класса). Предшкольная подготовка в ГБОУ СКОШИ №17 осуществляется по программе «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой, 1 – 4- общеобразовательные классы обучаются по УМК «Школа России». 1-4 классы VIII вида, обучаются по программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.. На этой ступени решаются задачи комплексной коррекции имеющихся дефектов, направленной на формирование познавательной деятельности обучающихся, формирование всей двигательной сферы, развитие слуха и речи. 2 ступень – основное общее образование, нормативный срок освоения 6 лет (5-10 классы). Подготовка обучающихся по программам, обеспечивающим освоение школьниками общеобразовательных программ основного общего образования и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Продолжается работа по коррекции и развитию познавательной сферы, мыслительных, двигательных навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию обучающихся. 3 ступень – среднее (полное) общее образование, нормативный срок освоения 2 года (11-12 классы) и классы с углубленной трудовой подготовкой – профессиональной подготовкой нормативный срок обучения 2-3 года. Задачами данного этапа обучения является развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Набор обучающихся и воспитанников: В Учреждение дети принимаются по направлению Департамента образования города Москвы на основании заключения ОПМПК ЮЗОУО. Содержание блока дополнительного образования:
Объединения дополнительного образования:
радиожурналистики
Социальное партнёрство ГБОУ СКОШИ № 17 сотрудничает с:
ВУЗы, с которыми мы сотрудничаем: МГУ и Российский Союз Ректоров (Программа «Преодоление»); МГПУ; МГППУ. Раздел II. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа. 2.1 Аналитическое обоснование образовательной программы Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность образовательной программы состоит в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Кто же сегодня является социальным заказчиком школы? Кто формирует так называемый «социальный заказ»? Это государство и его образовательные ведомства, формирующие государственное задание школе на оказание услуг. Первый, кто сразу и чётко высказал «социальный» заказ на необходимость изменений в содержании образования это родители обучающихся. Они хотят, чтобы школа обеспечила:
а также создавала условия для: - удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; - формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями; - формирования исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов; - сохранения и укрепления здоровья детей. Сами обучающиеся хотят, чтобы в школе:
Педагоги ожидают:
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии, исходя из которых, была выбрана стратегическая цель - реализация личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании школьников. Исходя из цели работы школы, приоритетных проблем, содержания образовательного процесса, были поставлены задачи:
Личностно-ориентированное образование - это образование, направленное на воспитание в каждом ученике развитой самостоятельной личности. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимым для образования, выступает как средство образования. Так как в нашей школе обучаются дети с нарушением опорно – двигательного аппарата с различной степенью поражения центральной нервной системы. Обучение детей с двигательными, речевыми нарушениями и сниженным интеллектом в школе носит коррекционно – развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в развитии, улучшении психофизического и эмоционального состояния, создание оптимальных условий для достижения каждым ребенком ситуации успеха. Технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно. Для анализа непосредственно образовательной среды ГБОУ СКОШИ №17 и ближайшего социума мы использовали технологию SWOT – анализа:
Проведенный анализ выявил целый ряд проблем, которые обозначены в данной образовательной программе. Основные направления деятельности педагогического коллектива Деятельность педагогического коллектива направлена:
Административное управление осуществляет директор школы и его заместители на основе Закона об образовании и Устава школы. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через методический, педагогический и Управляющий советы школы. Управляющий совет является органом управления школой, который определяет основные направления ее развития, содействует повышению эффективной финансово-хозяйственной деятельности школы и контролирует соблюдение здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда. Постоянно действующим органом, рассматривающим основные вопросы учебно-воспитательной работы и деятельность учителей, является педагогический совет школы. Методический совет под руководством заместителя директора по УВР осуществляет свою деятельность по четырём основным направлениям: аналитическое, информационное, организационно-методическое, консультативное. В школе постоянно действуют методические объединения: учителей начальных классов; математики, информатики и физики; учителей гуманитарных наук; учителей естественных наук; учителей технологии и искусства; учителей спортивно – оздоровительного направления, а также методическое объединение классных руководителей, учителей классов программы VIII вида, учителей логопедов, педагогов дополнительного образования. Для решения вопросов коррекции индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, вопросов их медицинского сопровождения и оказания консультативной помощи педагогам и родителям в школе на постоянной основе работает психолого – медицинско – педагогический консилиум. В целях более эффективной деятельности всех управленческих структур учебного учреждения, определения сильных и слабых сторон коллектива администрацией осуществляются различные виды контроля, которые можно проследить по циклограмме внутришкольного контроля. Традиционно на базе нашей школы проходят мероприятия ЮЗОУО ДОгМ, ежегодный окружной фестиваль « Надежда». По итогам конкурса «Школа года» школа-интернат № 17 признана лучшей в регионе. В 2009 году интернат №17 стал победителем городского смотра-конкурса «Город для всех», в 2010 году педагогический коллектив школы отмечен премией « Успех года» за значительный вклад в развитие образования в Юго-Западном округе города Москвы и грамотой префекта ЮЗАО за большой вклад в реализацию программных мероприятий в рамках проведения года равных возможностей, в 2011 награжден грамотой за активное участие в X Московской городской олимпиаде «Интеллектуальный марафон – 2011», в 2012 году интернат стал дипломантом XXII фестиваля детского творчества «Надежда». 2.2 Приоритетные направления, цель и задачи работы школы Характеристика образовательного процесса В ГБОУ СКОШИ №17 в настоящее время 21 класс, в которых обучается 158 учащихся: 1 ступень (с 0 по 4 класс) - 89 обучающихся (5 общеобразовательных класса и 6 классов программы VIII вида); 2 ступень (с 5 по 10 класс) - 51 обучающихся (6 общеобразовательных класса и 1 класс программы VIII вида); 3 ступень (с 11 по 12 класс) - 18 обучающихся (2 общеобразовательных класса и 1 класс программы VIII вида). Предельная наполняемость класса для детей имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата – 10 человек, для детей имеющих сложные дефекты – 5 человек. Режим работы школы - пятидневная неделя в одну смену, Уроки с 8.30 до 13.40 согласно утвержденного расписания Внеурочная деятельность, занятия в кружках, секциях, занятия с логопедами и психологами осуществляется во второй половине дня. В школе – интернате №17 для детей со сложными стадиями ДЦП организовано надомное обучение и дистанционное обучение. На каждом уроке через 15–20 минут занятий проводится физкультпауза с включением лечебно – корригирующих упражнений, направленных на расслабление и нормализацию мышечного тонуса, на снятие утомления. Цель образовательного процесса школы:
Для достижения поставленной цели педагогическим коллективом были определены следующие приоритетные направления видов деятельности:
На сегодняшний день введена в действие автоматизированная система учета учебных фондов и дистанционного заказа учебников, схема поэтапного обеспечения учащихся учебниками по ступеням обучения: начальная школа, основная школа, старшая школа. С 2010 года школа – интернат №17 является участником единой информационной системы оценки качества образования. Одним из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управления качеством образовательного процесса, с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающихся, установление соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Ежегодно разрабатываются: план внутришкольного контроля, график промежуточной аттестации, которыми дидактически обусловлено отслеживание результатов учебно– познавательной деятельности обучающихся по всем предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования. Диагностика и мониторинг эффективности учебного процесса нашей школы осуществляется через анализ контрольных работ (промежуточных, итоговых), тесты, контрольных срезов, проведения практических работ, участия в предметных олимпиадах, конкурсах и отражается в портфолио обучающихся и преподавателей. Задачи реализации образовательной программы:
В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
2.3 Система аттестации учащихся Целью аттестации является:
1. Промежуточная аттестация проводится: во 2- 4 классах по четвертям; в 5-10 общеобразовательных классах по предметам с недельной нагрузкой более одного часа — по четвертям; с недельной нагрузкой 1 час в неделю по полугодиям. в 11-12 общеобразовательных классах и 10- 12 классах VIII вида — по полугодиям. Промежуточная аттестация 10-х и 12 –х общеобразовательных классов проводится до государственной итоговой аттестации, согласно Положению о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного и среднего (полного) общего образования. Промежуточная аттестация подразделяется на текущую и годовую. 2.Текущая аттестация учащихся 2.1. Текущей аттестации подлежат обучающиеся всех классов учреждения. 2.2. Текущая аттестация обучающихся 0 и 1 классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классном журнале в виде отметок по пятибалльной шкале. 2.3. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5 -балльной шкале. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением:
2.4. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальному учебному плану на надомном обучении, аттестуются только по предметам, включенным в этот план. 2.6. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, школах при медицинских учреждениях, реабилитационных ОУ, аттестуются с учетом текущих отметок, полученных в этих учебных заведениях. 2.5. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке на педагогическом совете. 2.6. Отметки обучающихся за четверть /полугодие/ выставляются на основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков. 3. Годовая промежуточная аттестация обучающихся переводных классов 3.1 Промежуточная аттестация за год проводится во всех классах по результатам освоения учебного курса (программы) до окончания учебного года. 3.2 Решение о датах проведения промежуточной аттестации обсуждается ежегодно на методическом совете школы и утверждается приказом директора не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной аттестации. 3.1. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов. 3.2. Формы проведения промежуточной аттестации: зачет, собеседование, защита реферата, защита творческой работы, тестирование, итоговая контрольная работа и другие определяются ежегодно методическим советом школы с учетом контингента обучающихся и утверждаются педагогическим советом не позднее, чем за месяц до начала проведения аттестации, доводятся до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) приказом директора. 3.3. Во 2-12 классах выставляются годовые оценки. Годовая оценка по учебному предмету, курсу выставляется учителем на основании оценок за учебный год, результатов промежуточной аттестации (по четвертям и полугодиям) и фактического уровня знаний, умений и навыков обучающихся. 3.4. Обучающиеся, заболевшие в период промежуточной аттестации, могут быть освобождены от неё на основании справки из медицинского учреждения. Решение по этому вопросу принимает администрация школы. 3.5. Итоги аттестации обучающихся оцениваются по 5-балльной системе. 3.6. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются за три учебных дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей итоги аттестации и решение педагогического совета школы, о переводе обучающегося, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзамена — в письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления. Сообщения хранятся в личном деле обучающегося. 3.7. В случае несогласия обучающихся и их родителей с выставленной итоговой отметкой по предмету, она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом руководителя учреждения создается комиссия в составе трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решения комиссии оформляется протоколом. Протокол хранится в личном деле обучающегося. 4 Перевод обучающихся в следующий класс 4.1. Обучающиеся, успешно освоившие учебные программы за учебный год, решением педагогического совета школы переводятся в следующий класс. Решение о переводе обучающихся принимает педагогический совет. 4.2. Обучающиеся 0 и 1 класса, не освоившие в полном объеме содержание учебных программ, на повторный курс обучения не оставляются. В исключительных случаях, связанных с состоянием здоровья учащихся, по заявлению родителей и решению ПМПК школы учащиеся 0 и 1-х классов могут повторить курс обучения или продолжить образование в иных формах. 4.3. Обучающиеся 2-9, 11 общеобразовательных классов и 2-8,10 и 11 классов VIII вида, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательное учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.4. Обучающиеся 2-9, 11 общеобразовательных классов и 2-8, 10 и 11 классов VIII вида, имеющие две и более неудовлетворительные итоговые отметки по предметам учебного плана, решением педагогического совета школы оставляются на повторный курс обучения или продолжают получать образование в иных формах. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущей ступени, не допускаются к обучению на следующей ступени образования. 4.5 Обучающиеся не освоившие программу, по решению ПМПК школы, в особых случаях, могут быть направлены в окружную ПМПК для уточнения возможности, формы и программы дальнейшего обучения. 2.4 Описание модели выпускника. Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование-это человек, который: освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники; знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей. готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности; способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям; ведёт здоровый образ жизни. Обучающиеся, получившие основное общее образование: освоили на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; приобрели необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладели средствами коммуникации; овладели основами компьютерной грамотности; овладели системой общеучебных умений (информационных, организаторских, коммуникативных); знают свои гражданские права и умеют их реализовывать, уважают своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей. Завершившие обучение на ступени начального общего образования: освоили общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладели общеучебными умениями и навыками); овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. |