Скачать 328.46 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 961 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯна 2011-2014 годы Тема программы: «Системное применение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе» Цель программы: «Создание комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное целевое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, усовершенствованного за счет системного внедрения инновационных образовательных технологий и ИКТ с целью повышения качества, доступности и прозрачности образовательной деятельности школы, что соответствует государственному и социальному заказам на образование» СОДЕРЖАНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ1.1. Актуальность Программы развития школы …………………………… 3 1.2. Научное обоснование Программы развития школы …………………… 5ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 2.1. Цель и задачи Программы развития школы …………………………… 102.2. Планируемые направления реализацииПрограммы развития школыи ожидаемые результаты ……………………………………………………… 122.3. Краткая аналитическая справка по реализации Программы развития школы …………………………………. 14 2.4. Поэтапный план реализации Программы развития школы и ожидаемые результаты ……………………………………………………… 18 2.5. Критерии мониторингаэффективности Программы развитияобщеобразовательного учреждения ………………………………………… 222.6. Планируемые формы представления и распространения результатов реализации Программы развития школы ………………………………………………… 23 2.7. Финансовый план реализации Программы развития школы по направлениям (финансовый проект) ……………………………………… 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 25 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ1.1. Актуальность Программы развития школы На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого учащегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества. Согласно исследованиям В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Н.А. Алексеева, А.И. Савенкова, В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили, И.Л. Бим, И.С. Якиманской, П.Я. Галперина, Н.Ф. Талызиной, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова и др.; Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 4», Государственному проекту «Информатизация системы образования», Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды», Государственной целевой программе «Электронная Москва» данная задача наиболее эффективно решается в условиях 1) развивающего и воспитывающего обучения, в основе которого исследователи видят его личностно-ориентированную направленность; 2) комплексного применения инновационных образовательных технологий и 3) целевой информатизации каждого образовательного учреждения. Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует учащихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности. Комплексное применение инновационных образовательных технологий в образовательном процессе конкретной школы подразумевает целевое, аргументированное с точки зрения методологии, системное и непрерывное использование новейших достижений педагогической науки – прогрессивных педагогических технологий, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом принципов природосообразности и здоровьесбережения, моделей применения информационных технологий в процессе различных дисциплин школьного цикла и др. на всех ступенях обучения в школе. Целевая информатизация школы предполагает организацию ряда условий, способствующих созданию единого, цельного информационного пространства образовательного учреждения, обеспечивающего эффективное взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса на всех возможных уровнях. При этом под субъектами, вступающими в активное взаимодействие в образовательном пространстве учебного заведения и вне его для обеспечения роста качества и доступности российского образования, понимаются учащиеся, их родители или законные представители, педагоги школы, сотрудники школьной библиотеки и школьного музея, администрация школы, общественность. Педагогическими условиями, обеспечивающими создание единого информационного пространства школы и успешное использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, являются:
1.2. Научное обоснованиеПрограммы развития школы Поскольку каждый ребенок является субъектом образовательного процесса и должен получить возможность развития своей креативности и творческого мышления в ходе изучения предметов школьного цикла, что обеспечивает тесную взаимосвязь теории и самостоятельной учебно-творческой деятельности школьника, практическая реализация развивающего обучения в школе предполагает разработку, поиск и апробацию новых форм организации образовательного процесса, обеспечивающих каждому учащемуся возможность самопознания и развития творческого мышления, овладения способами саморегуляции, навыками самостоятельной учебно-творческой деятельности, в том числе с использованием ИКТ. Однако до настоящего времени в современной школе на практике доминирует трансляция готового знания, направленная на функционирование преимущественно репродуктивного (воспроизводящего) мышления школьников. Как следствие данной трансляции незначительное место отводится практической организации самостоятельной учебно-творческой деятельности детей и практическому применению личностно-ориентированного подхода к обучению. Это серьезно сказывается к концу обучения в школе на готовности учащегося к осуществлению профессиональной самореализации, где самостоятельность, учебная и творческая активность выпускника, составляют основу дальнейшего успешного обучения и становления его как личности, формирования его учебной и профессиональной компетентности и предпочтений в условиях самостоятельной жизни в обществе. К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для решения обозначенной проблемы. Важнейшие идеи личностно-ориентированного обучения рассмотрены в работах А.В. Хуторского, И.С. Якиманской, Н.А. Алексеева, И.Л. Бим, И.А. Зимней, Е.А. Вяхиревой, В.Л. Моложавенко, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской и др. Вопросы применения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе на конкретных уроках рассмотрены в трудах Н.А. Алексеева, В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского (проблемное обучение в школе), А.И. Савенкова, Л.М. Оганезовой, Е.Е. Алимовой, Т.П. Лакоцениной, А.В. Хуторского (метод проектов в школе), И.Я. Лернера, А.В. Хуторского, Г.В. Володиной, И.А. Валеевой (эвристический метод обучения в школе); В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман, Н.А. Алексеева, А.И Савенкова (исследовательское обучение в школе); В.Н. Шацких, Л.В. Куликовой, З.Н. Никитенко, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Глухарева (интегративное обучение в школе). Разработаны теоретические основы, обобщены практические достижения в области теории и практики развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский и др.). Разработаны дидактические аспекты развития творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности (В.И. Загвязинский, Н.А. Алексеев, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Исследованы психологические основы развития творческого мышления детей различных возрастных категорий (Л.С. Выготский, В.М. Аганисьян, И.Ю. Кулагина, П.П. Блонский, Е.А. Климов, Н.А. Ветлугина, М.Б. Беркинблит, А.В. Петровский, В.Н. Колюцкий, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, М.И. Кошенова, М.В. Кочелаева, Г. Крайг и др.). В ходе анализа актуальной образовательной ситуации в школе были выявлены следующие противоречия: - между необходимостью обеспечения эффективного решения приоритетных задач современного российского образования и недостаточно усовершенствованной материально-технической базой образовательного учреждения; - между объективной потребностью каждого школьника в обучении и развитии на основе формирования индивидуального опыта самостоятельной учебно-творческой активности посредством его вовлечения педагогами школы в исследовательскую, эвристическую, проектную и др. учебную деятельность, что обеспечит его дальнейшее успешное становление как субъекта образовательного процесса, и недостаточной профессиональной готовностью педагогического коллектива к решению данной задачи; - между выдвигаемой обществом потребностью в успешном обучении и развитии каждого школьника в процессе изучения предметов школьного цикла с применением инновационных технологий в условиях информатизации образовательного пространства школы и недостаточной разработанностью системного подхода к применению данных технологий с учетом вариативных особенностей, характеризующих каждую конкретную школу, специфичность условий практической реализации поставленных государственных задач развития современного образования. С учетом данных противоречий был сделан выбор темы программы развития школы: «Системное применение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе». Гипотеза состоит в следующем: эффективное применение инновационных образовательных технологий и ИКТ в образовательном процессе в школе возможно, если: - выявлены результативные инновационные образовательные технологии, использование которых позволяет на основе преемственности сохранить, обобщить и систематизировать педагогический опыт; - на основе преемственности, с учетом вариативных особенностей школы разработана система применения инновационных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе; - определены условия эффективного применения данной системы в учебно-воспитательном процессе в школе, способствующие росту качества, прозрачности и доступности образовательных услуг, предоставляемых школой; - разработаны и реализуются программы комплексного использования инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе; - предложены и научно обоснованы педагогические рекомендации к практическому применению данной системы в учебно-воспитательном процессе в школе; - создано единое информационное пространство школы как сфера активного взаимодействия всех субъектов-участников образовательного процесса на всех уровнях; - разработана, апробирована и внедрена усовершенствованная модель управления образовательным учреждением. Представленная выше основная тема Программы развития многократно выносилась на обсуждение на заседаниях Совета школы при участии всех субъектов образовательного процесса, также рассматривалась на педагогических советах и родительских собраниях. Программа развития была позитивно оценена и поддержана администрацией, педагогами, учащимися, родителями, признана актуальной и значимой. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 2.1. Цель и задачи Программы развития школы Миссия школы заключается в создании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное целевое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, усовершенствованного за счет системного внедрения инновационных образовательных технологий и ИКТ с целью повышения качества, доступности и прозрачности образовательной деятельности школы, что соответствует государственному и социальному заказам на образование. При организации системных изменений в своем образовательном пространстве, школа основывалась на «Компетентностном подходе» к организации учебно-воспитательного процесса А.В. Хуторского, подразумевающему развитие у учащихся следующих ключевых компетенций: 1. Мировоззренческие компетенции, которые включают в себя:
2. Когнитивные компетенции:
3. Коммуникативные компетенции:
4. Креативные компетенции:
Цель и задачи Программы развития школы
Задачами Программы развития школы являются следующие: 1. Разработать систему применения инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе. 2. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы на примере различных дисциплин школьного цикла. 3. Разработать рекомендации по использованию на практике программ системного использования инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе в школе. 4. Практически усовершенствовать структуру управления образовательным учреждением с использованием ИКТ. 5. Практически усовершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения. 6. Повысить профессиональную квалификацию педагогического коллектива школы в аспекте совершенствования научно-педагогической и ИКТ-компетентности. Теоретико-методологическую основу программы развития школы составляют идеи педагогов и психологов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.И. Загвязинского, И.С. Якиманская, А.В. Хуторского, Н.А. Алексеева, И.Л. Бим, Л.В. Занкова; Городская целевой программа развития образования «Столичное образование – 5», Государственный проект «Информатизация системы образования», Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», Государственная целевая программа «Электронная Москва». Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы: теоретический анализ литературы, прогнозирование, метод диагностики, моделирование. А также эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение за учебным процессом, анкетирование, беседы, анализ продуктов деятельности, статистическая обработка материалов исследования, сравнительный анализ полученных результатов. Опытно-экспериментальная база реализации Программы развития. Программа развития реализуется в ходе естественного учебно-воспитательного процесса на базе средней школы № 961 г. Москвы. Работа с детьми предполагается в течение трех лет при участии 420 детей, 17 учителей, 1 работника библиотеки, 5 представителей администрации школы. 2.2. Планируемые направления реализации Программы развития школы и ожидаемые результаты Реализация основных задач Программы развития планируется по следующим направлениям:
К ожидаемым результатам практической реализации Программы развития школы можно отнести следующие:
2.3. Краткая аналитическая справка по реализации Программы развития школы Результаты внутришкольного анкетирования учащихся и их родителей, направленного на выявление уровня целевого освоения и использования ИКТ, показали:
Данные факты позволяют утверждать, что на сегодняшний день перед школой стоит задача совершенствования форм целевой подготовки школьников к использованию ИКТ а) на уроках информатики, б) при изучении других предметов школьного цикла, в) при осуществлении самостоятельной учебно-творческой деятельности (проектное и исследовательское обучение), г) для саморазвития и расширения диапазона активной информации в различных областях знаний, д) для развития новых форм поиска, обобщения, анализа и применения собранной ребенком информации и тд. В рамках решения данной задачи школа успешно организовала свою деятельность, подтверждением чему являются следующие достижения:
Основой инновационной деятельности школы является качественно новый подход к использованию современных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе. В отработку системного подхода к использованию инновационных образовательных технологий и ИКТ в учебно-воспитательном процессе включены все субъекты образовательного процесса, внедрение осуществляется на базе всех предметов школьного цикла, что является одним из основных факторов успешного, устойчивого развития образовательного пространства школы и позитивно влияет на рост качества, доступности и прозрачности образовательной деятельности школы. Данный подход к организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает функционирование школы на качественно новом уровне: благодаря освоению данного системного подхода 100 % педагогов школы, включая начальную школу (пропедевтика проектной и исследовательской деятельности в основной школе), активно используют современные инновационные технологии в работе, освоили основы научного оформления своих разработок и результатов деятельности по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, познакомились с компьютерными технологиями. Однако реальные условия компьютерного оснащения кабинетов учителей начальной школы и учителей-предметников не обеспечивают педагогам возможности активного и непрерывного продолжения данной деятельности. В школе была выявлена потребность в организации системы персональных рабочих мест с подключением к общешкольной сети и к системе Интернет для учителей классных руководителей, учителей-предметников, педагогов начальной школы. Для успешной реализации Программы развития в школе 1) созданы необходимые организационно-методические условия; 2) сформирована 100 % готовность администрации, педагогического коллектива, других сотрудников школы, учащихся и родителей к осуществлению инновационного совершенствования образовательной деятельности школы. Успешное решение поставленных в программе задач требует осуществления следующих действий:
Реализация системного применения инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе осуществляется с использованием следующих современных педагогических технологий:
2.4. Поэтапный план реализации Программы развития школы и ожидаемые результаты Поставленные задачи определили ход реализации Программы развития школы с 2008 по 2011 год. |
Отчет кафедры гуманитарных предметов о работе в 2012-2013 учебном... ... | Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе... | ||
Программа информатизации школы на 2012-2017 годы Цель: Повышение качества и эффективности образовательных услуг через внедрение и активное использование информационно-коммуникационных... | Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется... | ||
Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2007 года Расширение практики применения новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (информационно-коммуникационные... | I заседание – август Обсуждение темы «Эффективность использования современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе» | ||
Разработка урока английского языка Тема: “Choosing Создать условия для использования в учебно-воспитательном процессе на уроке информационно-коммуникационных технологий | «Применение инновационных технологий на основе личностно-ориентированной... Тема секции: «Современные образовательные технологии развития исследовательских, креативных и других способностей школьников» | ||
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых... | Опыта «Формирование информационно-коммуникационных компетенций обучающихся через применение икт в учебно-воспитательном процессе» | ||
Использование икт в учебно-воспитательном процессе Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что | Перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | ||
Экспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в... Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий | Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий икт в образовательном и воспитательном процессе | ||
Согласован: утвержден: мбу «Управление ресурсами и приказом начальника развития инфраструктуры» Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | План работы мо учителей русского языка и литературы Ленинской средней... Внедрение информационно-коммуникационных технологий (икт) в учебно-воспитательном процессе |