Скачать 92.92 Kb.
|
Тема урока: Президент РФ (функции и полномочия по Конституции РФ) Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока:
Оборудование: -мультимедийная презентация, -Конституция РФ 1993 г., -задания для закрепления пройденного материала; -бланк-«шпаргалка» № 3 для заполнения по Главе 4 Конституции РФ. Ход урока:
Сегодня на уроке мы продолжим изучать Конституцию РФ и анализировать ее основные положения.
Тема нашего урока - «Президент РФ (функции и полномочия по Конституции РФ)» (слайд № 1) Эпиграфом к уроку я выбрала слова французского политического деятеля и историка XIX в. А.Тьера: «Для того чтобы быть хорошим главой государства, необходимо иметь справедливый ум и железную волю». (слайд № 1) Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся). Итак, цель урока – определить место Президента в системе высших органов власти РФ. (слайд № 2) Главный проблемный вопрос сегодняшнего урока: к какому типу республики относится РФ? Ведь именно объем полномочий главы государства и его место в системе высших органов власти является одним из важнейших факторов в определении типа республики. (слайд № 3) Вспомнить! 1. Что такое республика? (форма правления, при которой правовым источником политической власти являются граждане государства) 2. Какие типы республик вы знаете? (президентская, парламентская, смешанная)
На прошлых занятиях мы подробно рассмотрели и проанализировали Главы 1 и 3 Основного закона. Вопросы по пройденному материалу:
Сегодня мы с вами познакомимся с положениями Главы 4 Конституции РФ, которая называется «Президент РФ». На уроке мы рассмотрим: 1.Возникновение института президентской власти в России. 2. Статус Президента по Конституции РФ. 3. Порядок избрания Президента РФ. 4. Порядок вступления Президента в должность. 5. Символы президентской власти. 6. Полномочия Президента РФ. 7. Прекращение полномочий Президента РФ. 8. Основания и процедура отрешения Президента от должности. (слайд № 4)
а) Сначала мы с вами узнаем о возникновении института президентской власти в России (сообщение) (слайд № 5 - заголовок) (слайд № 6 - фото) б) Мы переходим непосредственно к рассмотрению конституционного статуса Президента РФ. Давайте обратимся к статье 80 Основного закона и проанализируем ее основные положения. Итак, о чем говорит нам данная статья? (схема, слайд № 7) в) Порядок избрания Президента определяется статьей 81 Конституции РФ и ФЗ от 17 мая 1995 года «О выборах Президента РФ». (слайд № 8) г) Какие требования предъявляются к кандидату в Президенты? (слайд № 9) Вопросы учащимся:
д) Теперь необходимо сказать о сроке исполнения президентских полномочий. Если вы следите за новостями, то знаете, что недавно в Конституцию России были внесены поправки, касающиеся изменения сроков исполнения полномочий Президентом и депутатами Государственной Думы РФ. Кто-нибудь знает, как изменились эти сроки? Вопросы учащимся:
всевластия Президента) е) Порядок вступления Президента в должность определяется в статье 82 Основного закона Президент приносит присягу на 30 день с момента официального объявления результатов выборов, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Инаугурация – церемония вступления в должность (слайд № 10+фото) ж) Символами президентской власти в России являются (слайд № 11-заголовок) - президентский штандарт; (слайд № 12-символы) - знак Президента РФ; - специальный экземпляр Конституции РФ, на котором приносится присяга. -официальной резиденцией Президента является Кремль (ст. 70, п. 2). (слайд № 13) з) Круг полномочий главы государства довольно широк. (слайд № 14) Их можно разделить на следующие группы:
Давайте обратимся к тексту Основного закона и узнаем, какие полномочия относятся к каждой группе. Работа с текстом Конституции (статьи 83, 84, 86, 87, 89) и) Во внутренней политике: (слайд № 15) 1. Использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ (ст. 85); 2. Вводит на территории РФ чрезвычайное положение (ст. 88); 3. Издает указы и распоряжения, которые: - обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации; - не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90). Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91). к) Полномочия Президента прекращаются (ст. 92): (слайд № 16) -с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Досрочно прекращаются в случае: - отставки, то есть по инициативе самого Президента; - стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия; - импичмента Основанием для отрешения главы государства от должности является обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение об отрешении Президента от должности принимается не позднее чем в трехмесячный срок Советом Федерации (не менее 2/3 голосов от общего числа) с момента выдвижения обвинения Государственной Думой РФ (не менее 2/3 голосов от общего числа). (слайд № 17) 5. Обобщение новых знаний, подведение итогов. Мы закончили рассмотрение основных положений 4 главы Конституции РФ. Вопросы учащимся:
(слайд № 18) Дискуссия по этому вопросу продолжается до сих пор. Большинство правоведов склоняются к мнению, что РФ все-таки относится к смешанным республикам, но явно просматривается крен в сторону президентской республики, так как Президент России обладает очень широким кругом полномочий. 6. Закрепление полученных знаний, оценивание (раздать тесты!). ОТВЕТЫ 1. Б 7. 2 2. Г 8. Б 3. А 9. 2 4. В 10. -гражданство, -не моложе 35 л., -ценз оседлости 5. В В5. АБББ 6. Б В6. ЗБДАИЕ 7. Организация домашнего задания. (слайд № 19) В качестве домашнего задания вам предлагается написать эссе на тему «Президент РФ XXI века, какой он?» Поразмышляйте и выскажите ваше мнение, какими качествами и полномочиями должен обладать Президент современного российского государства. |
Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | Урока Урок ознакомления с новым материалом (урок изучения нового материала) Основная цель: введение понятий, установления свойств изучаемых объектов, построение правил и др | ||
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)... Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | Урок изучения нового материала Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами | ||
Урок изучения нового материала с использованием метода работы в группах Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной | Конспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская... ... | ||
Урок 11-12 Цель урока ... | Урок 20 Тема урока ... | ||
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе... Цель урока: формирование умения обозначения на письме удвоенных согласных звуков буквами | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения | ||
Урока: Обучающие Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации | Урок биологи 8 класс Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала (по дидактической цели),... | ||
Конспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс ... | Конспект урока физики с применением эор в 8 классе по теме «Плавление... Цель урока: ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел., а также с графиками плавления... | ||
Урок 8/18. Тема: Плотность вещества ... | Урока: урок изучения нового материала. Методы Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А |