Урок 22. Мудрость Древнего Китая.
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1. Картина мира в фактах.
Научить определять и объяснять основные вехи истории, особенности и достижения цивилизации Древнего Китая.
Линия 2. Картина мира в понятиях.
Научить делать выводы о культурном наследии Древнего Китая на примере понятий: Конфуций, конфуцианство, Великая Китайская стена.
Линия 3. Историческое мышление.
Из фактов истории Древнего Китая научить выявлять причинно-следственные связи образования единой Китайской империи.
Анализируя идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить представлять мотивы поступков Конфуция – древнекитайского философа.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Научить выявлять гуманистические, нравственные ценности конфуцианства.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить давать свои оценки конфуцианству с позиций его сторонников и его противников. Объяснять эти оценки.
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия и зарождение государств. Культурное наследие Древнего Китая: конфуцианство, Конфуций, Великая Китайская стена. План урока:
I. Проблема урока: почему древние китайцы считали свою страну «Срединным царством» и единственной цивилизованной?
II. Поиск решения проблемы:
1. Цивилизация Древнего Китая как ступень развития общества.
Примерный вывод по проблеме: географическая изолированность Китая, а также вера в то, что Поднебесная находится в середине Земли, объясняют, почему китайцы считали свою страну «Срединной». Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, так как они ощущали своё превосходство над другими племенами, не знавшими их письменности и не принимавшими их веры.
2. Культура, религия Древнего Китая.
Примерный вывод по проблеме: впервые в истории цивилизаций Конфуций перенёс правила поведения в семье на правила поведения в государстве, наведя таким образом порядок в обществе.
3. Достижения Древнего Китая.
Примерный вывод по проблеме: географическая удалённость и длительная изоляция Китая от других цивилизаций явились причинами того, что многие изобретения и научные открытия, сделанные китайскими учёными, не стали достоянием других народов.
Этапы урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Формирование УУД, технология оценивания
|
I. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
| – Какие цивилизации мы с вами уже изучили?
– Сегодня на уроке мы будем говорить о Китае – первой цивилизации
на Дальнем Востоке.
– Как вы думаете, почему авторы
учебника назвали параграф «Мудрость Древнего Китая»?
– Найдите на карте (см. второй форзац учебника) территорию Древнего Китая. 2
– Где расположен Китай? 4
– Что можете сказать о его местоположении по отношению к другим цивилизациям? 4
Фиксируем на доске:
1-й факт:
Удалённость Китая от других цивилизаций.
– Описывая своё государство, древние китайцы называли его «Срединным», единственно цивилизованной
страной, а всех остальных считали некультурными варварами.
Фиксируем на доске:
2-й факт:
Китайцы считали себя единственно
цивилизованным народом.
– Сравните факты, в чём противоречие? 1
– Какой возникает вопрос? 1
| – Египет, Междуречье, Индия.
Высказывают свои предположения.
Работают с картой учебника.
– На краю пояса цивилизаций
Древнего мира.
– Территория Китая очень удалена
от других цивилизаций.
– Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, хотя вокруг них существовали другие цивилизации.
Формулируют проблему:
Почему древние китайцы считали
свою страну «Срединным царством» и единственно цивилизованной? 1
| Регулятивные УУД
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.
4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
2. Находить в разных источниках достоверную информацию.
3. Определять понятия.
4. Выделять главное.
5. Делать выводы.
6. Умение сравнивать.
7. Выделять причинно-следственные связи.
8. Анализировать, делать логические рассуждения. Коммуникативные УУД
1. Организовывать работу в группах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая его фактами. Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.
|
II. Версии.
| – Какие у вас будут предположения,
версии решения проблемы? 2 Фиксируем на доске первую версию:
Изолированность Китая. – По иллюстрациям к § 18 предположите, почему древние китайцы называли себя единственно цивилизованной страной. 8 Фиксируем на доске вторую версию:
Уникальность изобретений и достижений китайцев. – Что ещё могло отличать китайцев
от других цивилизаций? 8 Фиксирует на доске третью версию:
Необычность верований и представлений о мире, о человеке.
| Работая с картой, ученики отмечают,
что территория Китая изолирована от других цивилизаций труднопроходимыми горами. Это могло создать представление о том, что их государство находится в середине мира. 8
– Многие достижения, открытия были известны только китайцам. 8
– Их верования и представления о мире. 2
|
|
III. Актуализация знаний.
| – Что нам надо вспомнить, чтобы
проверить версии? 3 – Выполните задание 1, 2 в Рабочей тетради на с. 65.
После выполнения заданий применяем алгоритм самооценки ТОУУ 5
Фиксируем на доске:
Знаем:
– цивилизация;
– государство;
– религия;
– искусство.
| – Надо вспомнить, что такое цивилизация, государство, религия, искусство. 3
Индивидуально, самостоятельно выполняют задания 1, 2.
3 4
|
|
IV. Планирование деятельности.
| – Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? 3
Фиксируем на доске:
Надо узнать:
1. Переход на ступень цивилизации
жителей Древнего Китая: занятия,
развитие хозяйства, зарождение государств.
2. Культура, религия Китая.
3. Достижения.
| Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть.
|
|
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
| 1. Переход на ступень цивилизации
жителей Древнего Китая. 1 2 4 7
– Открываем с. 114,
п. 1. Читаем и сообща ищем причину, по которой китайцы считали свою страну
«Срединной».
– Прочитайте первое предложение.
Какая версия подтверждается данными фактами?
– В начале урока мы с вами вспомнили признаки цивилизации как ступени развития.
Помещаем на доске данную схему:
круг, разделённый на четыре сектора, каждый из которых обозначает сферы общества (хозяйство, власть, общество, культура). – Теперь нам надо найти признаки цивилизации у древних китайцев.
Вписываем в схему ключевые слова.
Хозяйство: земледелие, города, ремесленники (литейщики, гончары).
Власть: правитель – ван-император.
Культура: рисунки, иероглифы, вера в духов, верховное божество – Сын
Неба.
Общество: деление на ранги. – Отметьте на «векторе времени» основные достижения древних китайцев и определите, когда они взошли на ступень цивилизации. Объясните, почему вы так считаете.
– Из схемы выделите особенности древнекитайской цивилизации. – Как древние китайцы относились к окружающим их народам?
Вместо фронтальной работы можно предложить выполнить задания 3, 4 из Рабочей тетради на с. 66.
– Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать, исходя из того, что мы узнали? 5
|
– Изолированность территории Китая от других цивилизаций.
Индивидуально, самостоятельно
работают с текстом на с. 114–115, вписывая признаки цивилизации в каждую сферу.
На «векторе времени» (перед § 18 на с. 114) хронологически отмечают достижения древних китайцев. Делают вывод, что древние китайцы взошли на ступень цивилизации во II тыс. до н.э., так как именно в это время у них
появляются города и государства. – Правитель – ван-император –
Сын Неба – верховное божество, название страны – Поднебесная, деление людей на ранги. – Народы, не признающие их культуры и не знающие их языка, они считали варварами.
– Географическая изолированность
Китая, а также вера в то, что Поднебесная находится в середине Земли, объясняют, почему китайцы называли свою страну «Срединной». Китайцы
считали себя единственно цивилизованным народом, так как они ощущали своё превосходство над другими
племенами, не знавшими их письменности и не принимавшими их веры.
|
|
| 2. Культура и религия Древнего Китая.
1 2 4 5 7 8 2
Форма работы по фрагменту: фронтальная беседа по тексту
(п. 2, 3).
– Каким образом поддерживался государственный порядок в Древнем
Китае до VII–VI веков до н.э.?
– Какое событие произошло в Китае
в этот период и к каким изменениям это привело?
– Каким образом китайцам удалось
восстановить порядок в обществе?
– На какие нравственные вопросы давало ответы учение Конфуция?
Подводим к выводу о том, что Конфуций подарил миру учение, в котором предлагал способы регулирования государства и воспитания человека. В первую очередь Конфуций советовал каждому человеку следовать
определённым нормам поведения.
Это такие нормы, как человеколюбие, исполнение долга, преданность,
сыновняя почтительность, забота о младших, честность. Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве,
объявляя, что «вся Поднебесная – одна семья». Так же, как в семье, здесь должны царить сыновняя почтительность и преданность по отношению к правителю, а тот, в свою очередь, обязан проявлять отеческую заботу,
справедливость, выражать благодарность и милость к своим «сыновьям».
Конфуций утверждал, что каждый должен находиться на своём месте и неукоснительно выполнять все правила и предписания, соответствующие его положению в обществе: в этом залог порядка в стране. Конфуций
впервые в истории потребовал соблюдения этих правил не потому, что так повелел правитель страны, а потому, что так требует долг каждого человека. Конфуций обращался к личности
человека, к его внутреннему миру.
– Пользуясь текстом учебника (п. 3),
определите, какая империя, Цинь или Хань, соответствует учению Конфуция?
– Дополните схему «Цивилизация
Древнего Китая».
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5
|
– Государство должно быть единым, правитель в государстве – от Бога, богачом мог быть только знатный.
– Верховный правитель обладал неограниченной властью, общество было поделено на уровни, у каждого свои права, обязанности и возможности.
– Китайцы научились добывать и
обрабатывать железо. Железный век
вызвал распад единого государства
на враждующие царства. Отсутствует единый правитель, происходит разорение одних и обогащение других.
Разбогатеть мог и бедный.
– Появилось новое учение, конфуцианство, которое объясняло, как правильно организовать жизнь общества.
– Нормы поведения в семье, отношение к людям старшего поколения,
отношения людей друг к другу.
Выполняют задание 6 в Рабочей тетради на с. 68.
Вписывают понятие «конфуцианство» в сферу «Культура». В сферу «Власть» – государства Цинь и Хань.
– Впервые в истории цивилизаций
Конфуций перенёс правила поведения в семье на правила поведения в государстве, наведя таким образом
порядок в обществе.
|
|
| 3. Достижения Древнего Китая.
4 7 8
– Оцените уровень развития науки,
искусства Древнего Китая. – Какие достижения нам уже встречались у других народов?
– Какие открытия, сделанные китайцами, нам встречаются впервые?
– Почему многие открытия, сделанные китайским народом, не стали достоянием других народов?
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока
мы можем дать? 5
– Впишите в схему «Цивилизация»
достижения древних китайцев.
|
Перечисляют открытия, отмечают, что уровень развития культуры, науки и искусства Древнего Китая очень
высок (Великая Китайская стена).
– Многие их достижения другим
цивилизациям того времени были неизвестны, например, чай, шёлк, компас.
Указывают на изолированное положение Китая.
– Географическая удалённость и
длительная изоляция Китая от других цивилизаций стали одной из причин того, что многие изобретения и
научные открытия, сделанные китай-скими учёными, не стали достоянием других народов. Вносят соответствующие дополнения в сферу «культура».
|
|
VI. Выражение решения.
|
– Итак, в ходе урока были высказаны и доказаны версии того, почему древние китайцы считали свою страну «Срединной» и единственно цивилизованной. Обобщите всё сказанное
и сделайте вывод по проблеме урока. 5
|
Предполагаемый вывод по проблеме:
– Географическая удалённость и
длительная изоляция Китая, а также
уникальные достижения в культуре,
религии и искусстве объясняют, почему древние китайцы считали свою страну «Срединной» и единственно
цивилизованной.
|
|
VII.
Применение нового знания.
|
– Выполните задания из рубрики
«Применяем знания» (с. 119). 1 2 4
|
Выполняют задания 5, 7, 8 в Рабочей тетради (с. 67–68).
|
|
VIII. Домашнее задание.
|
– Сегодня мы с вами закончили изучать главу «Древние цивилизации Азии».
– На следующем уроке нам предстоит вспомнить все цивилизации Востока. Ознакомьтесь с содержанием
с. 120, приготовьтесь заполнить данную таблицу.
|
|
|
© ООО «Баласс», 2012 Страница
|