Скачать 114.89 Kb.
|
Урок русского языка Класс: 3 (третий) УМК: Школа 2100 Тема урока: Состав слова. Порядок разбора слов по составу. Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений. Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова». Задачи: - сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; - развивать память, внимание, мышление, речь; - формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия». Ход урока I. Орг. момент Учитель: Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Ученики делают необходимые записи в тетради Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус. (СЛАЙД №2) Ответ: летопись Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ Учащиеся: Синоним к слову летопись – история. Учитель: Что такое история? Предполагаемый ответ: История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события. Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями. II. Актуализация знаний.
Учитель: Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций. Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации? Учащиеся: Пётр Первый. Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним. Золотая Ледовое Златоглавая Дети подбирают ассоциации к словам на слайде. Смутное Грозный Книгопечатник Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми. Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя) Убрать слайд. Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации. Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске. Проверка (СЛАЙД №4) В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые. Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ) (СЛАЙД №5) Учитель: В какую группу отнесём слово летопись? Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о. Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ. Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам. 3. Работа с толковым словарем. Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить? Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю. Работа с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» На партах у учеников словари (толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова), с которыми они работают. Пара, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия». Далее СЛАЙД №6 Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись. III. Применение знаний.
а) Инструктаж. Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше? На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски. б) Самостоятельная работа. в) Проверка (СЛАЙД №7) По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА. 2. Разбор слов по составу Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике. а) Разбор слов по составу: Золотая Ледовое Златоглавая Смутное Грозный Книгопечатник Летопись Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм. Работа с электронными словарями Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №8) б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ. Учитель: Какие словари нам могут помочь? Учащиеся: Словообразовательный словарь. Учитель: Предлагаю воспользоваться не словообразовательным словарем, а школьным орфографическим и найти в нем однокоренное слово. Учащиеся: Летописец. Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово? Учащиеся: Суффикс. Учитель: Находим значение этого слова в электронной версии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Работа учеников с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное. Учащиеся: Летописный. Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово? Учащиеся: Суффикс. 3. Работа в группах. Работа с таблицами (Слайд №9). а) Инструктаж. Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово. Ученики знакомятся с содержанием таблицы
б) Самостоятельная работа. Ученики, объединившись в группы, выполняют задание. в) Проверка.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение? Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость. Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.
Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой: Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ *, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ *. Ответ: походе Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова? Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова. Проверка Слайд № 10 Учитель. Как вы понимаете значение этого высказывания? Ответы детей. Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”. Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.
Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово. Ученики знакомятся с содержанием теста
Ученики отвечают на вопросы теста. Проверка теста (Слайд №11) Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы. Ответ: состав Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №12) Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое. IV. Итог Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без. Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу? Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания? Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю. Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова? Рефлексия (Слайд №13) Сегодня на уроке
Домашнее задание. Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы: Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово; Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова Учитель: Спасибо за урок. Список использованной литературы 1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2010. 2. Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000. Интернет-ресурсы
Иллюстративный материал
|
Урока Тема: Сложные слова Дидактическая задача урока: освоить способ образования сложных слов путем слияния основ; организовать работу по закреплению нового... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для закрепления навыка разбора слов по составу и образованию новых слов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить навыки различных видов разбора (фонетический, синтаксический, разбор слов по составу) | ||
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебнику: Русский язык.... И. И. Шишкина «Зима», демонстрационная карта «Порядок разбора слова», снежинки с графическим изображением частей слова | Тема урока: Слог. Деление слов на слоги. 2 класс Цели и задачи урока Развитие умения делить слова на слоги, составлять из слогов слова; развивать умения восстановления деформированного текста, распределения... | ||
Конспект урока "Нахождение проверочных слов для безударной гласной... Задание на определение слова по значению. Подобрать однокоренные проверочные слова | Программа Л. В. Занкова. Тема: Повторение по теме «Состав слова» Целью урока является повторение и обобщение знаний учащихся о составе слова, правописании приставок и корней слов, проверка теоретических... | ||
Корень слова. Однокоренные слова ... | Урок русского языка в первом классе тема: обобщающий урок “прощай азбука” Цель: повторить основные вопросы из пройденного, проверить уровень усвоения пройденного материала, закрепить навыки звуко-буквенного... | ||
Урок русского языка Тема : Проверка написания слов с парными согласными на конце слова Развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное, обосновывать написание проверяемого слова | Тема урока: "Весна идет! Весне дорогу!" Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов. Материалом нашего урока будут слова, предложения, тексты на тему… Тема спрятана... | ||
Конспект урока по русскому языку для 6 класса Тема: «Основные способы... Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили о том, что словарный состав языка, или лексика, постоянно изменяется: одни слова постепенно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы должны с вами повторить чем, отличаются звуки от букв, научиться правильно ставить ударение в словах, вспомнить порядок фонетического... | ||
Тема урока: Сложные слова( 3 класс по системе Л. В. Занкова) Цели ... | Урок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов» Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные... |