Скачать 43.98 Kb.
|
Литературное чтение учитель Кулябина Е.Н. Тема: «Н.Н.Носов «Живая шляпа» анализ произведения». «Смешное в рассказах Носова». Цели и задачи урока: формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа рассказа; развивать чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником: учить анализировать иллюстрацию; уточнить представления детей о смелости и трусости. Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, учебник «Родная речь» книга 2 автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. ХОД УРОКА
Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите? - Книги Николая Николаевича Носова. Вывешивается портрет писателя. Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. В 1932 году окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных, научно – популярных и учебных фильмов. Н.Н.Носов – детский писатель – юморист, кинорежиссер. Первый рассказ «Затейники» в 1938г. Затем появились сборники: «Весёлые рассказы», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «На горке», «Весёлая семейка», «Прятки», «Фантазёры», «Весёлые рассказы и повести». Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на луне». Н.Н.Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экране страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина» и другие. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по – настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком – либо забавном случае. Этому мы и будем учиться на уроке на примере рассказов Н.Н.Носова.
«Смешное в рассказах Н.Н.Носова» Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы продолжим работать над произведением этого автора. Напомните, как называется это произведение? - Живая шляпа. * Почему, когда я читала рассказ, вы смеялись, а ведь мальчикам, героям рассказа, было совсем не до смеха? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа, до слов «Что – то плюхнулось – упало на пол». Дети выполняют задание. *Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? - Нет. *А читатели? - Да. * Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчишки или трусишки? Дети дают разные ответы.
Дети читают вторую часть рассказа до слов «Ай – прыг на диван. Володя за ним». *Что же испугало мальчиков? - Шляпа, которая двигалась. *Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? - Да. * Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. Ответы детей. *Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно? - Да. Дети читают следующий отрывок до слов «…прибежали на кухню». * Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? - Трясутся от страха. * Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли? Дети читают до слов «…и стали швырять её в шляпу». *Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее? Ответы детей. 5. Динамическая пауза. *Почему сначала они испугались, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу? Дети читают рассказ до конца. *Что испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? - Облегчение. * Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? - Ребята обрадовались, что прошёл страх. - Им стало стыдно, что они испугались котёнка. - Им стало жалко Ваську, которому зря попало. * Как вы теперь ответите на вопрос: смелые мальчики Володя и Вадик или нет? - Смелые. * А как автор относится к своим героям? - С симпатией. * Это весёлый, юмористический рассказ или сатирический? * Докажите, почему юмористический. Ответы детей. * Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. 6.Игра на внимание. На доску вывешиваются иллюстрации: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята. * Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы. Молодцы! Вы все были очень внимательны и нашли «лишнее». Вернёмся к рассказу. Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Ответьте на такой вопрос Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы: Володя или Валик? Найдите и подтвердите словами текста.
7. Итог урока. * С рассказом какого писателя мы работали на уроке? * Что же смешного в рассказе Н Носова? * На протяжении нескольких уроков мы учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого нужно? Ответы детей . 8. Рефлексия. Подумайте и оцените свою работу на уроке. Скажите, как вы работали, и кто вам помог разобраться с темой урока? Кого бы вы поблагодарили за работу? 9. Домашнее задание. Подготовить дома ролевое чтение. Нарисовать рисунок к рассказу. |
Тема: Создание диафильма по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Сегодня мы прочитаем рассказ Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа» и узнаем почему шляпа стала живой | Тема урока : Н. Н. Носов «Живая шляпа» Урок 2 ... | ||
Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема урока: «Н. Н. Носов.... Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа | Н. Н. Носова «Живая шляпа.» учителя начальных классов санаторной... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. Носова, с рассказом «Живая шляпа», учить детей выделять главную мысль, составлять картинный план | Николай Николаевич Носов. (Викторина) Носов родился в поселке Ирпень неподалеку от Киева, в семье актера. Вскоре семья переехала в Киев. О своем детстве Николай Николаевич... | ||
Тайна слов «трилогия вочеловечения». Анализ лирического произведения... Известны требования, предъявляемые к письменной работе по лирике. Необходимо написать о творчестве писателя в целом, о связи произведения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Николая Носова.( знакомство с автобиографией Н. Носова) Слайды №3,4,5,6,7... | ||
Тема урока Кол-во часов Анализ произведения изо искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека | Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по... Цель деятельности педагога: создание условий для развития у учащихся умений давать оценку поступкам героев произведения Н. Н. Носова... | ||
Урока. Фронтальная проверка домашнего чтения Тема: «Н. Носов. «Фантазёры». Часть (Акцентное вычитывание эпического текста)» | Тема: Н. Носов «Клякса» Заседание мо учителей Зам директора по увр директор моу сош протокол № от 2011 г с. Солчур | ||
Тема : Русская народная сказка «Петух и собака» Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения | Тема: «Квадратный корень из произведения и дроби» Цель урока Формирование навыка применения теорем о квадратном корне из произведения и дроби для вычисления значений квадратных корней | ||
Урок обучения грамоте тема: согласные Звуки [к], [к’], буква «К, к» Из книги «Сказки» учитель достаёт картинки с изображением предметов (сапог, шляпа, шпага). Ученики называют знакомые звуки, которые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика. Живая физика. Живая геометрия. Информационное пространство. Системные требования. Установка программ. Линия поддержки... |