Скачать 1.06 Mb.
|
Обучаем детей ненасилию Пособие для родителей. Череповец 2001 Авторский коллектив: В.Г.Маралов, Н.В.Гречухина, Т.С.Громыко,И.С.Капкина ,Е.А.Мокрицина, М.В.Паршикова, С.Г.Петухова, М.А.Прыгаева, З.А.Смирнова, Л.И.Смирнова, Е.В.Чугунникова. Под ред. проф.В.Г.Маралова. Обучаем детей ненасилию. Пособие для родителей. В пособии излагаются материалы, которые могут быть полезны в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них способности к ненасильственному взаимодействию. Предназначено для работы с детьми в домашних условиях. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ? (Рекомендации для родителей) Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается несколько необычная книга. Это не пособие по развитию памяти, внимания или мышления детей, это и не сказки или поучительные рассказы нравственного содержания, эта книжка является руководством для вас, родителей, по развитию способности у ваших детей к ненасильственному взаимодействию с миром, другими людьми, самим собой. Что значит ненасильственное взаимодействие и зачем необходимо обучать детей ненасилию? Ответим на этот вопрос словами известного французского социопсихолога Ж.Семлена: "Мир превратился в царство средств насилия и угнетения, скрытых за лозунгами мира и справедливости... Ненасилие в наше время становится исторической необходимостью... Ненасилие несет в себе зачатки новой истории, оно способно направить человечество в новом направлении, XXI век будет веком ненасилия или его не будет вовсе"1 Действительно, всю историю человечества потрясают войны, национальная нетерпимость, преступность, взаимодействие людей осложнено конфликтами, варварским отношением к природе, принуждение в той или иной степени пронизывает всю жизнь людей. Понятно, что такое положение не может продолжаться бесконечно, тем более, что цивилизация и ее лучшие представители созрели до простой мысли, что мир лучше войны, сотрудничество лучше подавления, компромисс лучше конфликта. В то же время отказаться в одночастье от принуждения люди не могут. Это и понятно, добро и зло, ненасилие и принуждение - вечные категории, в своем идеале ненасилие также недостижимо, как и полное разрушение, и в том, и в другом случаях мир превращается в хаос. Однако все мы по своему опыту жизни знаем, что многих войн можно было бы избежать, если бы политики могли договориться, преступность можно было бы снизить, создав для этого необходимые условия, наконец, каждый из нас может перечислить множество ситуаций конфликтного характера из своей жизни, которых можно было бы избежать, поступи мы в то время правильно. Дело в том, что человек нередко поступает насильственно потому, что не умеет иначе, что он не воспитан должным образом, что он просто не представляет себе преимуществ ненасильственного взаимодействия, Возникает закономерный вопрос, что значит поступать и действовать ненасильственно? Ответ на него сложен и требует серьезного обращение к философской, психологической, педагогической литературе, и, несмотря на это, будет неоднозначным. Мы попытаемся на него ответить очень коротко. Поступать ненасильственно это значит:
И этот перечень можно значительно продолжить, каждый из нас интуитивно чувствует и знает, когда он поступил насильственно и несправедливо, а когда был великодушен, добр и не пытался другого подстроить под свои желания и амбиции. Можно ли всему этому научить маленьких детей? Оказывается можно и наш опыт об этом свидетельствует. Конечно, маленький ребенок не способен пока принять позицию ненасилия, но выработать при помощи взрослых умение действовать самостоятельно с наименьшим принуждением - это вполне реальная задача. Такая попытка - организовать жизнедеятельность детей дошкольного возраста на ненасильственной основе, обучить детей ненасильственным способам взаимодействия была предпринята коллективом педагогов в союзе с родителями в ДОУ № 124 г.Череповца Вологодской обл. род руководством проф. В.Г.Маралова. Была разработана специальная Программа "Ненасилие", которая и внедряется пока в экспериментальном порядке в жизнь. Названная Программа предусматривает специальную работу с педагогами, пути организации жизнедеятельности детей на ненасильственной основе, проведение с ними специальных занятий. Чтобы научить ребенка взаимодействовать ненасильственно, нужно, чтобы он научился понимать и принимать себя на доступном для возраста уровне, приобрел уверенность, умел радоваться и огорчаться, сопереживать и сочувствовать другим, способен был руководить, подчиняться и действовать на равных, проявлял дружелюбие и доброту, был выдержанным и смелым, знал и претворял в жизнь элементарные этические требования и т.д. В соответствии с этим с детьми проводятся в рамках деятельности дошкольного учреждения специальные занятия. Назовем их:
Предполагается, что эти занятия создадут предпосылки для возникновения элементов позиции ненасилия или способности к ненасильственному взаимодействию. В то же время понятно, что формирование такой способности - процесс длительный и сложный, результаты могут сказаться только через много лет, и решить эту задачу только в рамках ДОУ невозможно, важно чтобы к ее решению активно подключились родители. Высказанное соображение привело к идее разработки специального пособия, чтобы привлечь вас, дорогие родители, к решению этой сложной задачи. Известно, что возможности семьи неограниченны. Именно здесь закладываются основы личности, а отношение родителей к своему ребенку является главенствующим в определении направлений и потенциала его будущего развития. Как построено данное пособие? Во-первых, по определенным темам, которые совпадают с циклами занятий Программы "Ненасилие". Во-вторых, с учетом возраста, даются задания детям 5-6 лет - средний дошкольный возраст, и детям 6-7 лет - старший дошкольный возраст. В-третьих, каждый цикл включает в себя: краткое пояснение для родителей; основную часть, состоящую из беседы с детьми, чтения и анализа произведения (сказка, рассказ, стихотворение), рассматривания и анализа картинок, организации игры и продуктивной деятельности детей, т.е. включены такие виды деятельности и задания, которые вполне доступны дошкольникам и не требуют специальной подготовки родителей. Идеальным мы считаем вариант, когда данное пособие используется параллельно с проводимыми с детьми занятиями в ДОУ, например, в детском саду с детьми проводится цикл занятий на тему "Дружелюбие-враждебность", в это же время целесообразно и в домашних условиях поработать с детьми в этом же русле. В то же время предлагаемое пособие может использоваться и самостоятельно без опоры на Программу "Ненасилие", мы считаем, что и в этом случае эффект будет достаточно заметным, и вы сами в этом убедитесь через некоторое время, общаясь с детьми, выслушивая мнения окружающих о них. Как пользоваться пособием? Желательно работать с ним медленно, например, в течение года, но обстоятельно и систематически. Рекомендуется соблюдать предлагаемую последовательность и возрастные ограничения, хотя это и не обязательно. Не нужно перегружать ребенка заданиями, в то же время, если он изъявляет желание выполнить еще задание, не препятствуйте этому, помните, что для детей важно не только и не столько конкретное задание, сколько то, что вы с ним этим занимаетесь вместе. Желаем вам успехов! Примерные задания для родителей по работе с детьми. “Кто Я, какой Я?” Пояснение для родителей Известно, что положительное отношение к другим, умение взаимодействовать, во многом определяется отношением человека к себе. Тот, кто хорошо знает себя, принимает себя, определяет перспективы развития собственной личности, способен соответствующим образом относиться и к другим людям, понимать и принимать их, оптимально взаимодействовать. Поэтому очень важно научить ребенка элементам самопознания, “открытию своего Я”, осознанию себя в мире людей. Предлагаемые здесь задания помогают ребенку осознать свое физическое ”Я”, составить свой психологический портрет, прочувствовать свои отношения с другими людьми. Для детей 4 – 5 лет. Предварительная беседа с детьми. ЦЕЛЬ: Помочь ребенку составить свое представление о том, какова его внешность, на кого он похож, на кого хочет быть похожим. 1. Обратитесь к ребенку с вопросом: “На кого ты похож?” Мотивировка родителя: “Я пишу письмо бабушке. Нарисуй, пожалуйста, свой портрет. Пусть посмотрит, как ты вырос, на кого ты похож”. А) Ребенок рисует портрет. Примечание: заранее можно приготовить рамку для рисунка. Б) После рисования проводится анализ нарисованного портрета:
2. Предложите ребенку такую ситуацию: ”Представь, что прилетел волшебник, который может все. Ты бы остался таким же или попросил изменить что-то в себе?” Попросите ребенка сделать вывод. Возможные варианты: от внешности, от роста не зависит, хороший он человек или плохой, каждый человек хорош и красив по-своему. Рассказ родителей о том, какими они были в детстве (возможно с рассматриванием фотографий). Чтение и анализ произведения Прочитайте вашему ребенку стихотворение “Еще одно эхо” (автор Р. Сеф.) Взглянул я в квадратную дырку колодца, И неба клочок увидал в глубине, Но кто там в колодце так громко смеется? Но кто там на дне улыбается мне? Я крикнул: - Не хочешь ли прыгнуть сюда? И тут же в ответ мне послышалосьДа-a-a! Вот это потеха! Послушай-ка. ЭХО, ты знаешь, Тебе написал я стих? А эхо в ответ покатилось со смеха, Послышалось снизу: «Ха-ха» и «Хи-хи». И вскоре овальное, словно яйцо, Увидел в колодце я чье-то лицо. На лице курносый нос Над лицом копна волос. Кто же спрятался в колодце? И пыхтит как паровоз? В общем, я открыл секрет: Невидимок в мире - нет Эхо - попросту мальчишка Девяти примерно лет. Задайте ребенку следующие вопросы:
Попросите ребенка рассказать, каким бы он себя увидел, если бы смотрелся в воду. Спросите его: -Нравишься ли ты сам себе? -Одинаковое ли отражение будет у разных людей? Сделайте выводы. Возможные варианты:
Рассматривание и анализ картинок. Рассмотрите с ребенком картинки к произведению А. Барто “Игрушки” на стр.8. Задайте ему следующие вопросы:
Обсудите с ребенком его ответы.
- А что нужно сделать, чтобы мама не сердилась, приласкала?
Попросите ребенка сделать вывод. Возможные варианты: А) Да, иногда дети поступают так, что родители на них сердятся, хотя и любят своих детей. Б) Какой бы ни была игрушка, надо относиться к ней бережно. Игры с детьми. Поиграйте с детьми в следующие игры: 1. “Джинн”. Родители и остальные члены семьи стоят с поднятыми вверх руками, изображая бутылку. Выбранный на роль Джинна ребенок – в центре. Со словами: «Крибли, Крабли, Бумс!», выпускают Джинна. Все играющие загадывают желание, которое заключает в себе выражения конкретных эмоциональных состояний с использованием мимики и жестов и поочередно проговаривают желание, которое исполняется Джинном. Роли меняются. ПРИМЕЧАНИЕ:
2. ”Угадай животное” Родитель говорит ребенку: ”Представь, что ты животное. Покажи, какое животное это будет, а я попробую отгадать”. Ребенок изображает животное, а родитель называет его. Например: сердитый волк, ласковая кошечка, грустный заяц, злой лев т.д. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Попросите ребенка рассказать о том, что он чувствовал, когда выполнял роль животного. 3.”Зеркало”. Цель данной игры – развитие умения оценивать себя как бы со стороны. Родитель берет на себя роль “зеркала”, в которое смотрится ребенок. ”Зеркало” предлагает ребенку вспомнить, каким он был в какой-либо конкретной ситуации. Например, как вел себя, каким был, когда шел с прогулки домой или когда похвалили за помощь кому-либо. Ребенок изображает свое поведение, “зеркало” его повторяет. Творческие задания. 1. РИСОВАНИЕ на тему: ”Мой день” Попросите ребенка нарисовать цветную лесенку, обозначая свои дела цветными ступенями. Задайте ребенку следующие вопросы:
Вместе с ребенком можно рисовать в течение недели цветные ступеньки к лесенке, обозначая каждую конкретным делом, например: “Я сегодня помог другу”, “Я вместе с папой сделал кормушку для птиц” и т.п. 2. ИГРА-ЗАГАДКА “Раздаем имена”. Напишите имена-характеристики на отдельных листочках, сверните листочки в трубочку, положите их в коробку. По очереди с ребенком вынимайте листочки из коробки и определяйте, кому какое имя-определение подходит больше. Например: Веселушка, Смешинка, Смелый, Отважный, Сластена, Грустинка, Добринка и т.п. Рекомендуем прочитать:
Для детей 6 - 7 лет. Предварительная беседа с детьми. Предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Прочитайте стихотворение: Есть в доме любом Семейный альбом Kaк в зеркале Мы отражаемся в нем. |
Мероприятия участники сроки «А ты, по-прежнему юнец, Череповец, родной Череповец»: Конкурсно-игровая программа к Дню открытия города (10 июня) | Как Вы оцениваете содержание учебных пособий курса орксэ? Сош №2: часть родителей познакомились с курсом через учебник, пособие для родителей читали с детьми, помогали в работе над творческими... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагоги, преподающие новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» прекрасно знают, что курс обеспечен учебными пособиями... | Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений... Охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов... | ||
Урок для родителей по математике. 1 класс. Тема: «Счет предметов» Цель: познакомить родителей с особенностями программы обучения детей, проконсультировать родителей об оказании помощи первоклассникам... | Общеобразовательное Учреждение Средней Общеобразовательной Школы... Для реализации программы использую учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ученика, методическое пособие... | ||
Пособие для родителей Москва 2010 Содержание Ваш ребенок – младший подросток. С какими трудностями он столкнется при переходе из младшей в основную школу? | Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей Тенденции изменений отношений в сфере занятости во многом определяют вектор развития общества в целом | ||
Анкета для родителей «Определение творческого потенциала детей».... | Литература для работников дошкольного образования, учителей и родителей,... Воронцов Н. П. Хахатаника: познавательный книгожурнал для школьников и их родителей | ||
Для старшеклассников и их родителей Федеральный образовательный портал «Российское образование». Ресурсы раздела предназначены для педагогов, занимающихся подготовкой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сборник кроссвордов по истории древнего мира» для 6 класса средней школы. Пособие для учителей, учащихся и их родителей. 2,5 а л.,... | ||
Урок №1 Тема урока Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Череповец | Программа, содержание, методики проект разработан по заказу министерства... М. Б. Насырова (Введение, Программа педагогического всеобуча для родителей: 10 – 11 классы), к п н., доцент Н. М. Михайлова (Программа... | ||
Конспект интерактивного урока по теме Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Череповец | Памятка для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?» Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка |