Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека»





Скачать 121.32 Kb.
НазваниеФорма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека»
Дата публикации15.07.2013
Размер121.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Задача. Приведение усвоенных учащимися понятий, законов в стройную систему, в которой все компоненты тесно взаимосвязаны.

Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков.

Время. Урок рассчитан на 2 часа.
Тема: «Происхождение человека»

Задачи урока:

- обеспечить в ходе урока усвоение основных гипотез и новых научных фактов происхождения человека;

- сформировать у учащихся научное мировоззрение о происхождении человека;

- развивать у учащихся умение работать с дополнительной литературой Интернетом.

Оборудование:

- презентации учащихся, раздаточный материал (скребла, рубило, черепа, творческие работы учащихся из природного материала, бубен, шкуры), детская библия.

Методы: беседа, дискуссия, рассказы учащихся, создание ситуаций.

Форма работы: групповая, фронтальная.

Используемая технология: проектная деятельность учащихся.
Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Сообщение темы, задач и мотивация учебной деятельности.

Затравка. Показ анимации «Эволюция человека».

Учитель. Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

Ответы учащихся.

Учитель. Сегодня мы с вами рассмотрим различные гипотезы происхождения человека, попробуем отыскать предка человека, древнейшего представителя нашего биологического вида Homo sapiens, проследим, в каком направлении шла эволюция человека.


  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Учитель. Итак, какие гипотезы существуют о происхождении человека?
Религиозная трактовка.

Метафизически мыслящие люди считают, что мир остается неизменным и управляется создавшим его божественным существом. Метафизики отвергают происхождение человека от обезьяны. Для многих антропологов проблема антропогенеза остается не связанной с ведущей ролью труда. Строки о сотворении человека из детской библии:

«Сотворив мир, Бог на шестой день решил создать по образу и подобию Своему человека, чтобы он владычествовал над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме и поместил там человека, которого создал.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым. Но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника». И навел Господь Бог на человека крепкий сон. И, когда он уснул, взял одно из ребер его, и сотворил из него женщину, и привел её к человеку.

И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть, от плоти моей. Она будет называться женою, ибо взята от мужа».

Имя первого мужчины было Адам, а женщины – Ева. И оба были наги и не стыдились.

И сказал Господь Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя. Вам это будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень в пищу».

И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал. И почил в седьмой день от всех дел своих. И благословил бог седьмой день и определил, чтобы люди посвящали его служению Богу». Бытие, главы 1,2

Тарзиальная гипотеза.

Основоположником гипотезы является английский биолог и анатом Фредерик Вуд Джонс. Человек произошел от древнетретичного долгопята. Единственными представителями современных долгопятов являются маленькие зверьки, живущие в глухих лесах на островах Индо-Малайской области. По внешнему виду долгопяты напоминают тушканчиков. У них огромные глаза, типичные для ночного животного, очень длинные задние и очень короткие передние конечности, а также длинный хвост, который служит им не только рулем и противовесом при ловких прыжках с ветки, но и опорой при сидении. Автор утверждает, что вертикальное положение тела долгопята при передвижении является исходным пунктом развития прямохождения у человеческих предков. Ф. В. Джонс старается доказать, что все черты сходства между человеком и антропоидами являются лишь результатом параллельного развития, а вовсе не выражением кровного родства, как это считает большинство антропологов. Он считает, что человекообразные обезьяны ближе к низшим обезьянам, чем к человеку.

В качестве важного аргумента Джонс приводит тот факт, что пропорции тела у человека (короткие руки и длинные ноги) отличны от характерных для всех человекообразных обезьян (длинные руки и короткие ноги), между тем у долгопята пропорции тела якобы сильнее напоминают человеческие. Вуд Джонс присоединяет также некоторые особенности волосяного покрова (в частности, характер расположения волосяных токов на теле), укороченность лицевого отдела черепа, отсутствие косточек в половом члене и клиторе.
Симиальные гипотезы.

Люди произошли от американских обезьян. Некоторые ученые, таким образом, стремились создать видимость доказательств в пользу происхождения индейцев от местного антропоида типа гесперопитека. Особенно выгодно это было бы приверженцам учения о полигенизме, т.е. о множественности предков человека.
Гипотеза антропогенеза Осборна

Осборн стремился примирить науку с религией, провозглашая, что творение органического мира осуществляется путем целенаправленной эволюции. Предки людей не были связаны с предками человекообразных обезьян, т. е. человек произошел не из круга обезьян; люди развились первоначально в Центральной Азии и их предки вели наземный образ жизни – это эонтропы, или «люди зари». Осборн постулирует, что эволюция совершается не столько в процессе естественного отбора или под влиянием внешней среды, сколько благодаря заложенной в организмах чудесной способности к самопроизвольному прогрессивному развитию.

По мнению Осборна, для «людей зари», эоатропов, были уже издавна характерны следующие черты:

  1. Прогрессивное развитие сознания, быстрое развитие лобного отдела мозга.

  2. Двуногое хождение с развитием стопы и ее большого пальца, приспособленных к хождению и беганию.

  3. Укорочение рук и удлинение ног.

  4. Развитие большого пальца кисти, приспособленной к выделке орудий.

  5. Умение выделывать орудия.

  6. Способность к планированию действий и изобретениям, направляемая лобными долями мозга.

  7. Использование рук и орудий при нападении, защите и других проявлениях жизнедеятельности.

  8. Передвижение на двух ногах при ходьбе, беге.

  9. Лазанье по деревьям на манер медведя.

А для предков современных обезьян, по Осборну, характерны следующие отличительные черты:

  1. Остановка в развитии рассудочных способностей и головного мозга.

  2. Жизнь преимущественно на деревьях.

  3. Четвероногий тип передвижения по земле.

  4. Удлинение передних и укорочение задних конечностей.

  5. Редукция большого пальца кисти и отсутствие у него способности оказывать помощь другим пальцам при выделывании орудий.

  6. Ограниченная способность к планированию действий.

  7. Применению рук главным образом для лазанья по деревьям, а затем уже для добывания пищи и схватывания врага.


Гипотеза Вейденрейха

Это гигантоидная гипотеза. Её фактическую основу составляют находки остатков ископаемых огромных антропоидов в юго-восточной Азии, гигантопитека. Вейденрей принимает их за гоминид, древнейших представителей человечества. Основная его идея заключается в том, что гигантизм есть характерная особенность ближайших предков человека.

Учитель. Но начнем сначала. В чем заключается сходство человека с млекопитающими животными

Предполагаемые ответы учащихся.

- внутриутробное развитие, диафрагма, млечные железы, зубы трех родов, три слуховые косточки;

- рудименты: копчик, он состоит из 4, реже 5 недоразвитых, сросшихся между собой позвонков; аппендикс (отросток слепой кишки), который у многих млекопитающих принимает участие в переваривании пищи; третье веко во внутреннем углу глаза, который хорошо сохранился у птиц и рептилий; ушные мышцы, позволяющие человеку двигать ушной раковиной;

- атавизмы: рождаются дети с хвостом, с густым волосяным покровом, с дополнительными сосками;

Учитель. Здесь можно вспомнить слова английского ученого Ч. Дарвина:

«Если дать простор нашим предположениям, то животные – наши братья по боли, болезни, смерти, страданию и голоду, - наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях – все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка – нас всех можно было бы слить вместе».

Учитель. Давайте вспомним систематическое положение человека.

Ожидаемый ответ идет по цепочке (один начинает, сосед по парте продолжает и т. д.)

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Подотряд Человекообразные, или Обезьяны

Секция Узконосые

Надсемейство Высшие узконосые или Гоминоиды

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный (Homo sapiens)

Учитель. Кроме человека к приматам относятся…

Предполагаемые ответы учащихся. Шимпанзе, гориллы…

Учитель.

Предки

Орангутанг, гиббоны Древесные человекообразные

обезьяны

(Дриопитеки)



Шимпанзе Человек

Гориллы
(Австралопитеки Человек умелый)

H. habilis



- Человек прямоходящий

H. erectus

(питекантроп, синантроп)

- Неандертальцы
- Кроманьонцы

По строению и физиологии к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны; шимпанзе, гориллы, орангутанг и гиббоны. Найдите правильные ответы.

- выражают чувства радости, гнева, печали (высокое развитие мимической мускулатуры лица);

- хорошая память (очень сильная изборожденность и извилистость поверхности коры);

- зрение объемное и цветное;

- могут использовать простейшие орудия труда;

- могут ходить на задних конечностях;

- широкая грудина, тазовый пояс – наличие впадин на крыльях подвздошных костей;

- имеются 14 пар ребер;

- 4 группы крови и резус-фактор;

- желудок простой, сильно развитый язык;

- рождается один детеныш, реже 2;

- кровь бонобо (карл. шимпанзе) можно переливать человеку без всяких осложнений

А ещё?

Предполагаемые ответы учащихся.

- многие белки человека и шимпанзе, например гормон роста, взаимозаменимы;

- у шимпанзе есть 12 хромосом, подобных человеку, у гориллы – 10;

- сперматозоиды и яйцеклетки по форме и размерам почти неотличимы от человеческих;

- беременность у шимпанзе в среднем около 235 суток, у человека – 265-280 (у гориллы столько же);

- общие паразиты (вши); из 25 видов простейших, паразитирующих на обезьянах, 18 видов паразитируют на человеке;

- общие болезни (грипп, оспа);

Учитель. Но имеются отличия.

Работа в группах – кто быстрее!

Предполагаемые ответы учащихся.

Различия:

- лицевой отдел развит больше у обезьян;

- объем головного мозга (1400 – 1600, а у обезьян 600 куб. см);

- поверхность коры полушарий 1250 кв. см, а у обезьян в 3,5 раза меньше;

- у человека редуцированный волосяной покров и сильно выраженный половой диморфизм: молочные железы (у самок антропоидов выдаются лишь соски, а железистая часть набухает незадолго до родов, лишь во время лактации), волосяной покров, подкожная жировая клетчатка;

- прямой высокий лоб, хорошо очерченные брови, сильно развитый наружный нос, выдающийся подбородок;

- у человека дифференцирована мышца смеха, жевательные мышцы хуже развиты;

- на верхней конечности – сильно развитый большой палец, плоские ногти; на нижней – ногти тоже плоские, широкие, на мизинцах – деформированные.

Учитель. Почему нам близка гипотеза о происхождении человека от человекообразных обезьян?



  1. В последние годы широким фронтом велись и ведутся массовые раскопки, особенно в Экваториальной Африке. Это привело к открытию множества костей древних обезьян и древних людей – более, чем было обнаружено за 100 лет до этого.

  2. Разработаны надежные методы определения возраста горных пород (а значит, и находящихся в них костей), основанные на анализе радиоактивных изотопов. В результате выяснилось, что человеческий род древнее на сотни тысяч и миллионы лет, чем предполагали.

  3. Близость человека и обезьян стала оцениваться методами молекулярной генетики. Количественная оценка сходства генов и белков позволила по-иному оценить их родство.




  1. Защита презентаций группами (защита презентаций).

- Австралопитеки

- Древнейшие люди. Человек прямоходящий.

Учитель. Большую часть истории человечества называют каменным веком, или эпохой камня. Означает ли это, что в те времена все орудия делали только из камня?

Предполагаемые ответы учащихся.

В эпоху камня (палеолит, мезолит, неолит) использовались: камень, дерево, кость, звериные шкуры, растительные волокна. Поэтому от древнейших эпох до нас дошли в основном каменные часть топоров, копий и иных предметов.

Учитель. Какие из перечисленных ниже занятий были известны людям в эпоху палеолита:

- охота;

- земледелие;

- рыбная ловля;

- собирательство;

- скотоводство.

Предполагаемые ответы учащихся.

- охота;

- рыбная ловля;

- собирательство.

Учитель. Питекантропы и синантропы жили в доледниковый период, то есть до наступления холодов. В Европе, Азии и Африке обнаружены кости взрослых и детей неандертальцев. Они жили в ледниковую эпоху. Почему же они выжили? Им помогал естественный отбор (выбирал самых выносливых) и большое значение имела общественная жизнь (коллективная охота, огонь, защита от зверей).

Танец первобытных людей – один из примеров общественной жизни.

Выходят подготовленные дети, к ним присоединяются остальные (ф/м).
Защита презентации «Неандертальцы»…

Учитель. Важнейшим открытием для неандертальцев стало изобретение способов искусственного добывания огня. Раньше человек использовал огонь, полученный им случайно. Но в процессе трудовой деятельности человек обнаружил, что от удара камня о камень появляются искры, а во время сверления дерева выделяется тепло. Это и использовал неандерталец.

(Получение огня)

Сообщение: «Значение огня»

Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усвояемой. К тому же жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем виде людей: исчезло давление отбора, направление на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед. Лицо постепенно приобретало современные черты. Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человеку постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготавливать орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение «дома», место, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важнейшую роль в совершенствовании орудий труда.

Несмотря на широкое использование огня, человек очень долго не мог научиться добывать его, а может быть до конца своего существования, так и не постиг этого секрета.

Учитель. Как же отразилось на внешнем виде людей употребление жареного мяса?

Предполагаемые ответы учащихся. Исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед. Лицо постепенно приобретало современные черты.

Учитель. При расщеплении белков мясо образовывалась мочевая кислота, последняя повлияла на развитие головного мозга.

Дегустация шашлыков

Какое из приведенных ниже суждений кажется вам наиболее верным:

А) похолодание на Земле затормозило развитие человечества;

Б) в период оледенения люди получили новый стимул для развития;

В) расселение людей вне тропической зоны стало возможным только благодаря распространению ледников.

Предполагаемые ответы учащихся.

Современная наука признает решающую роль климатических изменений в развитии первобытного человечества. Резкое похолодание вынудило людей приспосабливаться к новым условиям среды и способностей, интеллекта в целом, а также для появления новых орудий и приемов труда (охота), для усложнения отношений в человеческих коллективах. Следовательно, ответ Б.

Защита презентации «Homo sapiens sapiens»

Демонстрация украшений (бусы, браслеты, серьги) из природного материала.


  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Расположите в хронологической последовательности названия человекообразных обитателей нашей планеты:

- неандерталец

- питекантроп

- кроманьонец

- австралопитек

- человек умелый

- синантроп

Ответы учащихся.

Учитель. К какому биологическому виду следует отнести кроманьонцев?

Ответ учащихся. Кроманьонцы – древнейшие представители нашего биологического вида - Homo sapiens sapiens.

Рефлексия

Учитель. Сегодня мы с вами рассмотрели мнения, гипотезы разных ученых-антропологов. Какая из гипотез вам особенно близка?

Ответы учащихся.

Литература:

  1. Нестурх М. Ф. «Происхождение человека», М., «Наука»;

  2. Казакова О. С. «»Хрестоматия по общей биологии, М., «Просвещение»;

  3. Поисковая система сети Интернет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» icon2. Происхождение человека (3 часа) Тема Строение организма (4 часа)
...
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconТема урока «Координатная плоскость. Координаты»
Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Вити Верхоглядкина в математическом городе”
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconТематическое планирование № Тема урока Количество часов
Тема 1 место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час)
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconУрок английского языка в 5 классе по теме «Виртуальное путешествие в Лондон»

Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconТема урока Виртуальное путешествие в удивительный внутренний мир молекул
...
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconЭлективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков»
Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся...
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconМероприятие Аудитория Дата проведения Время проведения Место Виртуальное путешествие

Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconПояснительная записка. Данный урок рассчитан на обучающихся 10-11классов Линии интеграции
Урок рассчитан на 2 учебных часа, выстроен по технологии Интернет-урок, в его структуру включено использование Интернет-ресурсов
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconУрок: виртуальное путешествие Тема: Достопримечательности Москвы
Сформировать представление об уникальности и неповторимости достопримечательностей Москвы (памятник Пушкину, памятник Петру I, Царь...
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconТема урока: «Ферма Джона» Класс: 2 Форма проведения: урок-путешествие...
Развивающие: формировать умение выделять нужную информацию из услышанного; развивать умения и навыки устной монологической и диалогической...
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconУрок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс Тема: закрепление изученного...
Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconГеография всемирных экономических отношений
Урок составлен на основе учебника В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-кл.». Тема 5, §...
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconУрок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека
Всюду он оставался самим собой, но в то же время он говорил языком современности
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconУрок на тему: Происхождение человека ( школа 2100)
Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;...
Форма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан на 2 часа. Тема: «Происхождение человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс рассчитан на 136 часов, из которых работа в аудитории занимает 34 часа. Форма аудиторной работы – лекция. Соответственно, остальные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск