Скачать 317.42 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Автор программы: Каменский А.Б. д-р ист. наук, проф. akamenskii@hse.ru Будницкий О.В. д-р ист. наук, проф. obudnitskiy@hse.ru Акельев Е.В. канд. ист. наук, доц. eakelev@hse.ru Одобрена на заседании кафедры политической истории «__»____________2012 г. Зав. кафедрой А.Б.Каменский. Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2012 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва, 2012
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История России в компаративном освещении». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
Целью дисциплины «История России в компаративном освещении» является сравнительное изучение различных аспектов истории Европы с древности до конца XX в. с особым акцентом на выявлении общего и особенного между странами Запада и России.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины магистр осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалаврской программы. Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими исходными знаниями и компетенциями: - знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы; - знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы; - понимание языка научной и учебной литературы по истории.
6. Формы контроля знаний студентов.
Эссе - умение дать творческий анализ избранного предмета исследования. Реферат – владение первичными навыками работы с научной литературой, умение анализировать и делать выводы. Зачет – знание основных исторических фактов, имен исторических деятелей, умение вписать происходящие в России исторические события и процессы в общеевропейский контекст.
Тема 1. Индоевропейцы и их роль в формировании этнической карты древней Европы. Понятие "этнос", основные этнообразующие характеристики. Методы изучения этнической истории древней Европы. Историческая лингвистика и глоттохронология. Понятие археологической культуры. Проблемы соотнесения археологического материала и данных исторической лингвистики. Индоевропейская языковая общность. Прародина индоевропейцев. Попытки реконструкции хозяйства, общественного устройства и мифологии индоевропейцев. Распад индоевропейской общности. Расселение «древнеевропейской» группы на пространствах Центральной и Западной Европы. Ее распад на кельто-италийские, иллирийские, германские и балто-славянские этно-лингвистические общности. Тема 2. Великое переселение народов в судьбах славянства. «Варварские» народы на периферии Римской империи. Причины миграционных процессов, приведших к гибели империи. Пражская археологическая культура: ареалы распространения и основные характеристики. Первые письменные свидетельства о славянах (Иордан, «Стратегикон», Прокопий Кесарийский). Славяне: хозяйство, общественные отношения, быт, мифология. Земледельческая колонизация славян. Разделение славян на три ветви. Ареалы расселения восточных славян. Соседи восточных славян: угро-финны и балты. Тема 3. Держава Рюриковичей в сравнительном освещении «Синтезная» и «бессинтезная» зоны в Европе раннего средневековья. Образование «варварских» королевств на территории Западной Римской империи. Романо-германский синтез в формировании политических структур и общественных отношений. Франкская держава. Каролингская империя и ее распад. Феодальный строй как тип политического и социального устройства. Роль внешнеполитического фактора в оформлении феодальных отношений: набеги викингов, натиск венгров, мусульманская угроза. Процесс «озамковывания» территории Западной Европы. «Бессинтезный» путь формирования государственных и общественных отношений в Северной и Восточной Европе. Восточные славяне: переход от родовой к соседской общине. Включение восточных славян в систему международной торговли: торговые пути «из варяг в греки» и волжский торговый путь. Формирование институтов власти: князья и дружинники. Дружинные кладбища. Протогорода и их значение. Догосударственные племенные объединения восточных славян. Летописная легенда о призвании варягов. Споры «норманистов» и «антинорманистов». Происхождение название «Русь». Первые русские князья. Процесс объединения восточнославянских, балтских и угро-финских племен под властью киевского князя. Взаимоотношения Руси с соседними государствами: Византийская империя, Хазарский каганат, печенеги. Держава Рюриковичей: характеристика государственного образования. Киевский князь и дружина. Племенные князья и племенные центры. Дань и полюдье. «Уставы и уроки». «Погосты». «Окняжение» русских земель и формирование единой древнерусской народности. Понятие «земля» и «волость» в древнерусских летописях. «Русская правда» и «варварские правды». Историографическая дискуссия об особенностях социально-политического устройства Киевской Руси в сравнении с государствами Западной Европы. Идеи Н.П. Павлова-Сильванского и их развитие в советской историографии. Представление о феодализме как общественной формации. Взгляды Б.Д. Грекова на древнерусское общество. Концепция государственного феодализма. Идея о «неземельных феодах» как натурально-денежном обеспечении за вассальную службу. «Дружинное государство» как тип раннефеодального государства. Точка зрения И.Я. Фроянова о «городах-государствах» в Киевской Руси. Тема 4. Процесс христианизации Европы и его значение. Этапы распространения христианства в Европе. Крещение германских племен, расселившиеся в Западной Римской империи. Распространение христианства в Центральной, Восточной и Северной Европе. Русско-византийские связи. Крещение Руси и его значение. Проблема двоеверия на Западе и Востоке. Противоречие между римским папой и константинопольским патриархом. «Великая схизма», ее политические и культурные последствия. Раскол Европы на римо-католический и греко-православный миры. Упадок Византийской империи и культурно-политическая изоляция Руси. Рождение концепции «Москва-Третий Рим». Институт церкви и ее роль в политической, общественной и культурной жизни Европы. Взаимоотношения светских властей и церкви на Западе и Востоке Европы. Монашеское движение в Европе в период средневековья. Реформация и контрреформация. Церковная реформа в России. Социальный и культурный феномен русского раскола. Сравнение Раскола с западноевропейской Реформацией. Тема 5. Русь удельная: альтернативы древнерусской государственности (XII – XIII). Предпосылки появления самостоятельных княжеств. Лествичный порядок наследования «столов» и княжеские усобицы. Рост крупного землевладения. Древнерусский город. Формирование новых политических центров. Любеческий съезд и его последствия. Удельный порядок на Руси и феодальная раздробленность в странах Западной Европы: общее и особенное. Политическая раздробленность и процесс централизации во Франции (XI-XIII вв.). Специфика политического развития Англии в XI-XII вв. Страны Пиренейского полуострова и Реконкиста. Модель полицентрического государства в Германии и Италии. Развитие западноевропейского города. Галицко-Волынское княжество: особенности политического развития Юго-Западной Руси. Новгородская боярская республика. Вече. Новгородские бояре и их вотчины. Институты власти в Великом Новгороде. Отношения Новгорода с князьями. Владимиро-Суздальское княжество: историко-географическая характеристика и особенности политического развития. Князья-«самовластцы» Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. «Моление» Даниила Заточника. |
Программа дисциплины «История России в компаративном освещении» для... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,... | Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России | ||
Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России... Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История | Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | ||
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Дисциплина «История России (до ХХ в.). Часть 1» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы | Загладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для... | ||
Доклад директора / публичный отчет России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | Методика преподавания бурятского языка раздел 1 России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | ||
Программа рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения... Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 28ч, История России 42ч | Программа рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения... Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 24ч, История России 46ч | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины «История... Обязательный минимум содержания дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | ||
Рабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год) России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное... Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» |