Скачать 133.98 Kb.
|
Пояснительная записка В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Программа по истории России предназначена для обучающихся 9 класса и составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану. Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года, примерной программы по истории «Сборник нормативных документов» с учётом авторских программ по истории: • Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.- М.: Просвещение, 2008. С.24-39. • Сороко-Цюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXIвека // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-М.: Просвещение, 2008. С.62-76. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: • Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало ХХI века: учебник для 9кл. общеобразовательных учреждений.- • М.: Просвещение, 2007. • Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9кл.учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории включают: 1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; 2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; 3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; 5. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; • группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: • читать историческую карту с опорой на легенду; • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); • соотносить единичные исторические факты и общие явления; • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории: • формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; • дать обучающимся знания об основных этапах развития человеческого общества ХХ века в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; • воспитать обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; • развивать способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; • формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. В ходе изучения курса предусмотрено проведение лекций, семинарских занятий, зачетов по темам. Рабочая программа составлена на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
|
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия в XX в. //Программы общеобразовательных... Л. Г. Россия в XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 кл //. М.: Просвещение, 2009, Сороко-Цюпа А. О., Стрелова... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина// Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение»,... | ||
Рабочая программа педагога А. Данилов, Л. Г. Косулина. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М., Просвещение, 2009. Программа ориентирована... | Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных... Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы общеобразовательных учреждений История. Обществознание. 5-11 классы авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт... | Рабочая программа по истории Агибалова Евгения Дмитриевича Примерной программы основного общего образования по истории (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая рабочая программа курса «История России XIX в.» составлена на основе программы общеобразовательных учреждений История.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2007./... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011 и учебника: Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс:... | Рабочая программа по истории, 7 класс (индивидуальное обучение на... О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2007./... | ||
Рабочая программа по истории, 7 классы Учитель Погожева Любовь Александровна О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2007./... | Рабочая программа по истории России XIX в для 8-х классов базовый уровень Настоящая рабочая программа курса «История России XIX в.» составлена на основе программы общеобразовательных учреждений История.... | ||
Рабочая программа по истории России XIX в для 8-х классов. (базовый уровень) Настоящая рабочая программа курса «История России XIX в.» составлена на основе программы общеобразовательных учреждений История.... | Косулина Л. Г. Брандт М. Ю. Россия в XX в. Программы общеобразовательных... Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по истории для 6 класса на 2013-2014 год А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России 6-9 классы», В. А. Ведюшкин «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. Г. Россия в XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 кл. М.: Просвещение, 2007; Сороко-Цюпа А. О., Стрелова... |