Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)»
страница1/4
Дата публикации22.01.2015
Размер499 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3   4
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав. кафедрой

Зарубежной истории

_Жиряков И. Г. _(Ф.И.О.)

Решение

заседания

кафедры Протокол № _1_

«30 » августа 2012г.

Аннотированная программа модуля

«Актуальные проблемы исторических исследований

в Новое и Новейшее время

(история идеи исторического прогресса)»

Направление: Педагогическое образование

Магистерская программа: История

Квалификация: магистр

Составитель: проф. В.В. Суховерхов

Москва – 2012

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Магистерская программа «Историческое образование» обладает следующими характеристиками:

подготовка выпускника — «магистра педагогического образования» предусматривает выделение необходимого времени для базовой подготовки и освоения модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО).

Цель изучения модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» состоит в том, чтобы:

а) дать обобщённое представление о современном развитии исторической мысли в странах Западной Европы и Америки в Новое и Новейшее время;

б) стимулировать научное мышление, обучить самостоятельной работе с оригинальными трудами историков;

в) подготовить к дальнейшей преподавательской деятельности в силу необходимости в различных образовательных учреждениях.

Задачи изучения модуля следующие:

1) рассмотреть с точки зрения историзма и в хронологической последовательности актуальные проблемы Нового и Новейшего времени, связанные с историей идеи исторического прогресса, которые исследуют современные отечественные и зарубежные историки, проанализировать в связи с этим их концептуальность.

2) установить теоретическую преемственность идей, концепций и доктрин прошлого с современными;

3) определить наличествующую адекватность идей с существующими общественно–политическими реалиями.

Объём в ЗЕ: 2

Время изучения: курс 1 семестр 2 — (4ч. – лекц; 8ч. – практ.);

курс 2; семестр 3 — (4ч. лекц; 8ч.– практ.).

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

1. Отечественная и всеобщая история

2. История политических учений

3. История философии

4. История литературы

Данный модуль является базой для изучения следующего ОМ:

1. История исторической науки в странах Европы и Америки

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Подготовлен применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК Пед (И) Б-05-И-06.

2. — современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК Пед (И) Б-05-И-07.

3. — использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса. ПК Пед (И) Б-05-И-08.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф07ПО (И) Б-03/006.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф07ПО (И)Б-03/007.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф07ПО (И)Б-03/007.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф08ПО (И) Б-03/001.

5. Подготовка учебно–методической документации по историческим и обществоведческим курсам.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс–метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3.Тренинговая технология.

4.Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

1.Групповой тренинг.

2. Решение ситуационных задач.

3. Деловая игра.

4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

1. Лекция как форма контекстного обучения.

2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего.

2 уровень сложности: Дебаты, дискуссии, выступления на «круглом столе», конференции.

3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

33/66 % — инструментальный кластер.

Тематический план лекционных занятий

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр) ТТема Лекции (групповая работа) Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа) Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа) Самостоятельная работа (индивидуальная работа) Контроль

Компетенция 1

ТТема 1.

«Происхождение и развитие идеи прогресса»

а). Мир античности: Гесиод.Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека

б). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества.; эпохи и стадии;конфликт как движущая сила.

в).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и непрерывность.

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа); тесты с заданиями на исключение лишнего; письменный опрос.

Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Конспекты, презентации Задания 1 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

ТТема 2.

«Происхождение и развитие идеи прогресса»

а). Возрождение: встречные течения:

Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт

б).Великое восстановление.

Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение путешествий и открытий. Лейбниц. Вико.

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

2. Объем модуля и виды учебной работы

Факультет / направление Название модуля Вид учебной работы Кол-во часов Семестр

Аудитор-

ные Самост

. работа

Исторический / 050100 – Педагогическое образование Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (История идеи исторического прогресса)

Лекции 8 84 2,3

Практические/семинарские 16 2,3

Итоговый контроль

Экзамен

36

Общий объем часов по модулю 144 72, 72

3. Содержание модуля

3.1. Разделы модуля и виды занятий

№ п/п Наименова–ние раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа

1. Тема 1.

«Происхождение и развитие идеи прогресса»

а). Мир античности: Гесиод.Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека

б). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества.; эпохи и стадии;конфликт как движущая сила.

в).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и непрерывность 4 8 5

2. Тема 2.

«Происхождение и развитие идеи прогресса»

а). Возрождение: встречные течения:

Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт

б).Великое восстановление.

Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение путешествий и открытий. Лейбниц. Вико. 4 8 7

Итого: 8 24 27

3.2. Содержание разделов ОМ / М2.Б2

№ п/п Наименование раздела

ОМ/ М2. Б2

Содержание раздела Тематический план лекционных занятий Тематический план практических занятий

1. «Актуальные проблемы исторических исследований

в Новое и Новейшее время»

(История идеи исторического прогресса)

Лекция I (ч.1)

«Происхождение и развитие идеи прогресса»

а). Мир античности: Гесиод.Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека

б). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества.; эпохи и стадии;конфликт как движущая сила.

в).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и непрерывность1

«Утверждение идеи прогресса»

Занятие I — «Прогресс как свобода

(Тюрго. Гиббон. Смит. Отцы–основатели США. Кондорсе. Годвин. Кант. Милль. Спенсер.)

1. Критерий прогресса — степень свободы народа или нации.

2.Тюрго и приверженность индивидуальной свободе.

3 Концепция Гиббона на перспективы развития Западной цивилизации.

4. Идея личной экономической свободы, по А. Смиту. Его «Исследование о природе и причинах богатства народов».

5.«Декларация независимости США» — интеллектуальный результат прогрессивных буржуазных политических мыслителей.

2.

Лекция I (ч.2)

«Происхождение и развитие идеи прогресса»

а). Возрождение: встречные течения:

Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт

б).Великое восстановление.

Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение

путешествий и открытий. Лейбниц. Вико.

Занятие 2 — «Прогресс как свобода

Кондорсе. Годвин. Кант. Милль. Спенсер.

1. Кондорсе и его понимание прогресса как важнейшего закона науки о человечестве.

2.Годвин — философский анархист, радикальный либерал, утопист и его «Исследование о политической справедливости».

3. Кант: достижение всё более совершенных условий для реализации индивидуальной свободы объект, движущая сила развития человечества.

4. Принцип прогрессивного развития и его связь с либерализмом, по Дж. Ст. Миллю.

5.Спенсер — высшее воплощение либерального индивидуализма и идеи прогресса в конце XIX века.

Занятие 3

«Прогресс как власть»

Утописты. Руссо. Сен–Симон. Конт. Маркс.

1. Новые доктрины национализма и этатизма

2. Утопия как стремление достичь абсолютного совершенства

3. Руссо — образец совершенного эгалитариста.

4. «Новое христианство» Сен–Симона — религия технологии и социологии.

5.«Позитивная философия» Конта — основоположник современной систематической социологии.

6. Маркс: эволюция общества как «естественно – исторический процесс, а классовая борьба — неизбежный процесс внутри «вида».

Занятие 4

«Прогресс как власть»

Этатизм. Гердер. Фихте. Гегель. Расизм. Безусловность прогресса.

1.Идея перспективы прогресса человечества с властью национального государства.

2.Гердер: особенности идеи прогресса и национализма.

3.Фихте — творец философской основы расширения национального государства, создатель национального социализма.

4.Диалектика Гегеля и его теория прогресса как единой всеохватывающей силы.

5.Расизм — предельное искажение идеи исторического прогресса.

6. Различные точки зрения относительно безусловности прогресса

Основные понятия

• Гражданское общество; государственное устройство; демократия; индустриальное общество; линейный прогресс, классы; консерватизм; либерализм; марксизм; модернизация; парламентаризм; плебисцит; правовое государство; унитаризм; федерализм; формационная теория прогресса, цикличный прогресс, электорат.

IV. Календарно-тематический план

Краткое содержание модуля

Основные разделы, их краткое описание

Тематический план лекций (8 ч.)

Лекция 1 (ч.I). «Происхождение и развитие идеи прогресса» (4ч.)

Конспект лекции:

а). Введение: история идеи исторического прогресса как предмет изучения (1 час.)

б). Мир античности: Общие понятия. Гесиод. Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека (1 час.).

в). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества; эпохи и стадии;

конфликт как движущая сила (1 час.).

г).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и

непрерывность (1 час.).

Лекция 1 (ч.2). «Происхождение и развитие идеи прогресса» (4ч.)

Конспект лекции:

а). Возрождение: встречные течения: Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт (2 часа).

б).Великое восстановление. Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение

путешествий и открытий. Лейбниц. Вико (2 часа).

Тематический план практических занятий

«Утверждение идеи прогресса» (16 ч.)

Занятие I (4ч.) — «Прогресс как свобода

План проведения практического занятия:

Тюрго. Гиббон. Смит. Отцы–основатели США. Кондорсе. Годвин. Кант. Милль. Спенсер.

1. Критерий прогресса — степень свободы народа или нации.

2.Тюрго и приверженность индивидуальной свободе.

3 Концепция Гиббона на перспективы развития Западной цивилизации.

4. Идея личной экономической свободы, по А. Смиту. Его «Исследование о природе и причинах богатства народов».

5.«Декларация независимости США» — интеллектуальный результат прогрессивных буржуазных политических мыслителей.

Литература

а) обязательная (ко всем темам)

1.Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т.I–IV.

2. Основополагающие труды выдающихся историков и политических философов (разных лет издания).

б) по теме занятия

1. Баталов Э.Я. Проблема демократии в американской политической мысли XX века. М.. 2010.

2. Вудс Т. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию. М.. 2010.

3.Жутиков М. Проклятие прогресса. М., 2007.

4.Кревельд М. ван. Расцвет и упадок государства. М.. 2006.

5 Намазова А.С. Бельгия: эволюция государственности в XVIII–XX вв. М., 2008.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconУчебно-методический комплекс по модулю б2 «Актуальные проблемы исторических...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск