Скачать 499 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой Зарубежной истории _Жиряков И. Г. _(Ф.И.О.) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «30 » августа 2012г. Аннотированная программа модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» Направление: Педагогическое образование Магистерская программа: История Квалификация: магистр Составитель: проф. В.В. Суховерхов Москва – 2012 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Магистерская программа «Историческое образование» обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника — «магистра педагогического образования» предусматривает выделение необходимого времени для базовой подготовки и освоения модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» для решения специальных задач в этой области знания методами компетентностного подхода в обучении истории в рамках Концепции Современного Гуманитарного Образования (КСГО). Цель изучения модуля «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (история идеи исторического прогресса)» состоит в том, чтобы: а) дать обобщённое представление о современном развитии исторической мысли в странах Западной Европы и Америки в Новое и Новейшее время; б) стимулировать научное мышление, обучить самостоятельной работе с оригинальными трудами историков; в) подготовить к дальнейшей преподавательской деятельности в силу необходимости в различных образовательных учреждениях. Задачи изучения модуля следующие: 1) рассмотреть с точки зрения историзма и в хронологической последовательности актуальные проблемы Нового и Новейшего времени, связанные с историей идеи исторического прогресса, которые исследуют современные отечественные и зарубежные историки, проанализировать в связи с этим их концептуальность. 2) установить теоретическую преемственность идей, концепций и доктрин прошлого с современными; 3) определить наличествующую адекватность идей с существующими общественно–политическими реалиями. Объём в ЗЕ: 2 Время изучения: курс 1 семестр 2 — (4ч. – лекц; 8ч. – практ.); курс 2; семестр 3 — (4ч. лекц; 8ч.– практ.). Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: 1. Отечественная и всеобщая история 2. История политических учений 3. История философии 4. История литературы Данный модуль является базой для изучения следующего ОМ: 1. История исторической науки в странах Европы и Америки Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ. Модуль направлен на формирование следующих компетенций: 1. Подготовлен применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК Пед (И) Б-05-И-06. 2. — современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК Пед (И) Б-05-И-07. 3. — использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно–воспитательного процесса. ПК Пед (И) Б-05-И-08. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: 1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф07ПО (И) Б-03/006. 2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф07ПО (И)Б-03/007. 3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф07ПО (И)Б-03/007. 4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф08ПО (И) Б-03/001. 5. Подготовка учебно–методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Инновационные формы учебной работы: 1. Метод анализа ситуаций (кейс–метод). 2. Технология с применением метода проектов. 3.Тренинговая технология. 4.Рефлексивная технология. Активные методы обучения: 1.Групповой тренинг. 2. Решение ситуационных задач. 3. Деловая игра. 4. Электронная викторина. Формы контекстного обучения: 1. Лекция как форма контекстного обучения. 2. Деловая игра как форма контекстного обучения. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего. 2 уровень сложности: Дебаты, дискуссии, выступления на «круглом столе», конференции. 3 уровень сложности: Деловая и ролевая игра, курсовая работа, эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 33/66 % — инструментальный кластер. Тематический план лекционных занятий Технологическая карта образовательного модуля Компетенции (шифр) ТТема Лекции (групповая работа) Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа) Практические занятия * (групповая, звеньевая работа) Самостоятельная работа (индивидуальная работа) Контроль Компетенция 1 ТТема 1. «Происхождение и развитие идеи прогресса» а). Мир античности: Гесиод.Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека б). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества.; эпохи и стадии;конфликт как движущая сила. в).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и непрерывность. Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа); тесты с заданиями на исключение лишнего; письменный опрос. Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект). Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 2 Конспекты, презентации Задания 1 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 3 Конспекты, презентации Задания 1 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 1 ТТема 2. «Происхождение и развитие идеи прогресса» а). Возрождение: встречные течения: Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт б).Великое восстановление. Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение путешествий и открытий. Лейбниц. Вико. Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 2 Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа 2. Объем модуля и виды учебной работы Факультет / направление Название модуля Вид учебной работы Кол-во часов Семестр Аудитор- ные Самост . работа Исторический / 050100 – Педагогическое образование Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время (История идеи исторического прогресса) Лекции 8 84 2,3 Практические/семинарские 16 2,3 Итоговый контроль Экзамен 36 Общий объем часов по модулю 144 72, 72 3. Содержание модуля 3.1. Разделы модуля и виды занятий № п/п Наименова–ние раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа 1. Тема 1. «Происхождение и развитие идеи прогресса» а). Мир античности: Гесиод.Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека б). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества.; эпохи и стадии;конфликт как движущая сила. в).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и непрерывность 4 8 5 2. Тема 2. «Происхождение и развитие идеи прогресса» а). Возрождение: встречные течения: Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт б).Великое восстановление. Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение путешествий и открытий. Лейбниц. Вико. 4 8 7 Итого: 8 24 27 3.2. Содержание разделов ОМ / М2.Б2 № п/п Наименование раздела ОМ/ М2. Б2 Содержание раздела Тематический план лекционных занятий Тематический план практических занятий 1. «Актуальные проблемы исторических исследований в Новое и Новейшее время» (История идеи исторического прогресса) Лекция I (ч.1) «Происхождение и развитие идеи прогресса» а). Мир античности: Гесиод.Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека б). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества.; эпохи и стадии;конфликт как движущая сила. в).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и непрерывность1 «Утверждение идеи прогресса» Занятие I — «Прогресс как свобода (Тюрго. Гиббон. Смит. Отцы–основатели США. Кондорсе. Годвин. Кант. Милль. Спенсер.) 1. Критерий прогресса — степень свободы народа или нации. 2.Тюрго и приверженность индивидуальной свободе. 3 Концепция Гиббона на перспективы развития Западной цивилизации. 4. Идея личной экономической свободы, по А. Смиту. Его «Исследование о природе и причинах богатства народов». 5.«Декларация независимости США» — интеллектуальный результат прогрессивных буржуазных политических мыслителей. 2. Лекция I (ч.2) «Происхождение и развитие идеи прогресса» а). Возрождение: встречные течения: Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт б).Великое восстановление. Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение путешествий и открытий. Лейбниц. Вико. Занятие 2 — «Прогресс как свобода Кондорсе. Годвин. Кант. Милль. Спенсер. 1. Кондорсе и его понимание прогресса как важнейшего закона науки о человечестве. 2.Годвин — философский анархист, радикальный либерал, утопист и его «Исследование о политической справедливости». 3. Кант: достижение всё более совершенных условий для реализации индивидуальной свободы объект, движущая сила развития человечества. 4. Принцип прогрессивного развития и его связь с либерализмом, по Дж. Ст. Миллю. 5.Спенсер — высшее воплощение либерального индивидуализма и идеи прогресса в конце XIX века. Занятие 3 «Прогресс как власть» Утописты. Руссо. Сен–Симон. Конт. Маркс. 1. Новые доктрины национализма и этатизма 2. Утопия как стремление достичь абсолютного совершенства 3. Руссо — образец совершенного эгалитариста. 4. «Новое христианство» Сен–Симона — религия технологии и социологии. 5.«Позитивная философия» Конта — основоположник современной систематической социологии. 6. Маркс: эволюция общества как «естественно – исторический процесс, а классовая борьба — неизбежный процесс внутри «вида». Занятие 4 «Прогресс как власть» Этатизм. Гердер. Фихте. Гегель. Расизм. Безусловность прогресса. 1.Идея перспективы прогресса человечества с властью национального государства. 2.Гердер: особенности идеи прогресса и национализма. 3.Фихте — творец философской основы расширения национального государства, создатель национального социализма. 4.Диалектика Гегеля и его теория прогресса как единой всеохватывающей силы. 5.Расизм — предельное искажение идеи исторического прогресса. 6. Различные точки зрения относительно безусловности прогресса Основные понятия • Гражданское общество; государственное устройство; демократия; индустриальное общество; линейный прогресс, классы; консерватизм; либерализм; марксизм; модернизация; парламентаризм; плебисцит; правовое государство; унитаризм; федерализм; формационная теория прогресса, цикличный прогресс, электорат. IV. Календарно-тематический план Краткое содержание модуля Основные разделы, их краткое описание Тематический план лекций (8 ч.) Лекция 1 (ч.I). «Происхождение и развитие идеи прогресса» (4ч.) Конспект лекции: а). Введение: история идеи исторического прогресса как предмет изучения (1 час.) б). Мир античности: Общие понятия. Гесиод. Платон. Аристотель. Лукреций. Сенека (1 час.). в). Ранние христиане: дух социальной реформы; единство человечества; эпохи и стадии; конфликт как движущая сила (1 час.). г).Средневековые течения: прогресс и история; реформа времени; полнота и непрерывность (1 час.). Лекция 1 (ч.2). «Происхождение и развитие идеи прогресса» (4ч.) Конспект лекции: а). Возрождение: встречные течения: Макиавелли, Эразм, Мор, Бэкон. Декарт (2 часа). б).Великое восстановление. Боден. Пуританская революция. Боссюэ. Освоение путешествий и открытий. Лейбниц. Вико (2 часа). Тематический план практических занятий «Утверждение идеи прогресса» (16 ч.) Занятие I (4ч.) — «Прогресс как свобода План проведения практического занятия: Тюрго. Гиббон. Смит. Отцы–основатели США. Кондорсе. Годвин. Кант. Милль. Спенсер. 1. Критерий прогресса — степень свободы народа или нации. 2.Тюрго и приверженность индивидуальной свободе. 3 Концепция Гиббона на перспективы развития Западной цивилизации. 4. Идея личной экономической свободы, по А. Смиту. Его «Исследование о природе и причинах богатства народов». 5.«Декларация независимости США» — интеллектуальный результат прогрессивных буржуазных политических мыслителей. Литература а) обязательная (ко всем темам) 1.Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т.I–IV. 2. Основополагающие труды выдающихся историков и политических философов (разных лет издания). б) по теме занятия 1. Баталов Э.Я. Проблема демократии в американской политической мысли XX века. М.. 2010. 2. Вудс Т. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию. М.. 2010. 3.Жутиков М. Проклятие прогресса. М., 2007. 4.Кревельд М. ван. Расцвет и упадок государства. М.. 2006. 5 Намазова А.С. Бельгия: эволюция государственности в XVIII–XX вв. М., 2008. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б2 «Актуальные проблемы исторических... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |