Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей»





Скачать 273.6 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей»
страница1/3
Дата публикации13.02.2015
Размер273.6 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю""Утверждаю"Проректор по учебной работеЗав.кафедройМГГУ им. М.А. ШолоховаЖиряков И.Г.Замолоцких Е.Г._________________________________________Решение заседания кафедрыпротокол № 1 от 30.08.2012

Учебно-методический комплекс

по модулю Б.3.В.13.К.12

«История раннего христианства и древних восточных церквей»

Факультет исторический

Направление: педагогические образование

Кафедра зарубежной истории

Составитель: А.С. Метелица

Москва-2012

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

___И.Г. Жиряков____

Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_30_» _августа_2012_г.

Программа модуля

«История раннего христианства и древних восточных церквей»

Направление: педагогическое образование

Профиль: история

Составитель: к.и.н., ст. преп. А.С. Метелица

Москва-2012

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса.

Цель: Спецкурс призван дать студентам целостное представление о возникновении и начальном этапе развитии христианства, о формировании различных древних Церквей Востока и их специфике. Обучить самостоятельной работе с религиозными текстами. Знания, полученные в ходе изучения курса, помогут не только преподавать всеобщую историю в школе и вести занятия по истории религии и теологии в старших классах, но также разумно строить отношения с учениками и родителями, принадлежащими к различным конфессиям, а также лучше понять собственную мировоззренческую позицию.

Задачи:

 освоить специальную терминологию и проблематику дисциплины,

 познакомиться с историческим контекстом зарождения и ранней истории христианства,

 спецификой различных древневосточных церквей,

 с кругом источников по истории раннего христианства и древних восточных церквей,

 получить опыт самостоятельного исследования.

Объем в ЗЕ: ___2____

Время изучения: курс__3____семестр___5_____

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

История формирования и развития мировых конфессий, история древнего мира, история Востока в средние века, философия, источниковедение.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Спецкурсы историко-культурологической направленности

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный/профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

2. Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

3. Имеет представление о закономерностях функционирования психики человека.

4. Понимает значение языка как основы культуры, его роль в жизни общества.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация культурного пространства.

2. Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

3. Популяризация профессиональной области знаний общества.

4. Формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.

5. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Формы освоения ОМ :

лекции, обучение различным приемам работы с религиозным и историческим источником

Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; письменный (устный) опрос; классификация.

2 уровень сложности: __Реферирование, структурирование проблемы, исторический анализ.

3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)ТемаЛекции (групповая работа)Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)Практические занятия (групповая, звеньевая работа)Самостоятельная работа (индивидуальная работа)Контроль

Компетенция 1

1.Раннее христианство.

2.История древневосточных церквей.

1.Исторический контекст зарождения христианства.

2-4. Распространение христианства в Римской империи. Основные проблемы истории ранней церкви.

5. Средневековое православие. исихазм.

6. Древневосточные церкви: постановка проблемы и терминология.

7. Коптская и Эфиопская церкви.

8. Армянская апостольская церковь.

9. Ассирийская и Яковитская церкви.

10. Христиане индии. Униаты.

Состав и жанры Нового Завета и раннехристианской апокрифической литературы.

1. Евангелия

2. Письма

3. Деяния

4. Откровения

5. Идеалы нестяжательного исихазма.

Рабочая тетрадь структурирование проблемы, исторический анализ.

курсовая работа, эссе, проект.

Компетенция 2

Рабочая тетрадьКомпетенция 3

Рабочая тетрадьтесты опрос; классификация.

реферирование, исторический анализ

Компетенция 4

Рабочая тетрадьопрос, реферирование, исторический анализ.

курсовая работа, эссе, проект

Рабочая тетрадь

2. Объем модуля и виды учебной работы

по очной форме обучения

Факультет/

направлениеНазвание модуляВид учебной работыКол-во часовСеместрАудитор

ныеСамост. работаИсторический, педагогическое образованиеИстория раннего христианства и древних восточных церквейЛекции205Практические/семинарские105Консультации-Курсовые/рефератыКонтрольные работы-Итоговый контроль

Зачет

5Общий объем часов по дисциплине30425

по заочной форме обучения

Факультет/

направлениеНазвание модуляВид учебной работыКол-во часовСеместрАудитор

ныеСамост. работаИсторический, педагогическое образованиеИстория раннего христианства и древних восточных церквей Лекции45Практические/семинарские85Консультации-Курсовые/рефератыКонтрольные работы-Итоговый контроль

Зачет

5Общий объем часов по дисциплине12605

3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УДЛекцииПрактические занятияСамостоятельная работа1.Раннее христианство.810223.История Древних Восточных Церквей.1220

3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/пНаименование раздела ОМ/ УДСодержание разделаТематический план лекционных занятийТематический план практических занятий 1.Раннее христианство1.Исторический контекст зарождения христианства.

2-4. Распространение христианства в Римской империи. Основные проблемы истории ранней церкви

5. Средневековое православие. Исихазм.Историко-политические и культурные условия зарождения христианства. Иоанн Креститель. Различные подходы к личности Иисуса в современной науке. Казнь Иисуса и становление иерусалимской раннехристианской общины. Иудеохристиане. Апостол Павел и его деятельность. Эллинистическое христианство. Раннехристианская литература. Эсхатология. Раннехристианская этика. Гонения на христиан. Гностицизм. Истоки монашества. Становление церковной организации. Роль христианства в поздней Римской империи. Миланский эдикт. Адаптация христианства к нуждам государства. Христианская концепция истории. Зарождение христианского искусства. Исихазм.Состав и жанры Нового Завета и раннехристианской апокрифической литературы.

1. Евангелия

2. Письма

3. Деяния

4. Откровения

5. Идеалы нестяжательного исихазма.

2.История Древних Восточных Церквейю6. Древневосточные церкви: постановка проблемы и терминология.

7. Коптская и Эфиопская церкви.

8. Армянская апостольская церковь.

9. Ассирийская и Яковитская церкви.

10. Христиане индии. Униаты.План рассмотрения каждой древневосточной церкви: истоки, основные вехи истории, межконфессиональные контакты, основные деятели и тексты, специфика богословия, богослужения и искусства.

Основные понятия.

иудеохристианство, гностицизм, фарисеи, яковиты, несториане, логии, апокриф, апология, христология, экзегеза, эсхатология, монофезиты, монофилиты, таинство, Вселенский церковный собор, апостол, вечеря, диакон, епископ, канон, евангелие, пасха, патристика, филиокве, ересь, исихазм.

Календарно-тематический план

Факультет __исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю

____ История формирования и развития мировых конфессий ____

Форма обучения _очная

Курс_2____

направлениеНаименования разделовВсего часовлекциипрактическиеСамостоятельная работаКалендарные сроки выполненияПедагогическое образованиеРаннее христианство.388822Сентябрь-октябрьИстория Древних Восточных Церквей3412220Ноябрь-декабрь

Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет: исторический

Специальность/ направление: педагогическое образование

Курс __2___

направлениеТемы, выносимые на самостоятельную работу Форма отчета по самостоятельной работеПланируемые сроки выполнениясентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьпедагогическое образованиеРаннее христианстворабота с литературой, реферирование, ответы на вопросы, выделение проблемы.***Древневосточные церквиработа с источником, подготовка к п/з, реферирование, ответы на вопросы, структурирование, анализ проблемы, эссе***

Тематика контрольных работ

1. Религиозная ситуация в восточных провинциях Римской империи на руб. эр.

2. Возникновение христианства: проповедь Иоанна Крестителя, история жизни Иисуса.

3. Историография реконструкции исторического Иисуса.

4. Иерусалимская община. Иудеохристианство.

5. Значение деятельности апостола Павла и его посланий для формирования христианства.

6. Церковь и формирующийся раввинистический иудаизм.

7. Церковь и Римское государство. Проблема гонений.

8. Церковь и языческое общество во втором веке.

9. Новый завет: состав, жанры, проблема хронологии и авторства.

10. Зарождение раннехристианского искусства

11. Возникновение монашества. Отшельничество (Павел Фивейский, Антоний Великий и др.).

12. Христианское богословие II-III вв. Александрийская школа. Климент Александрийский. Ориген. Формирование антиохийской экзегезы.

13. Формирование ранней христианской теологии. Проблема ортодоксии и ересей.

14. Церковь III в. Церковная организация. Распространение христианства.

15. Легализация Церкви при Константине Великом. Начало процесса превращения Церкви в государственную религию Римской империи.

16. Выступление Ария. Начало тринитарных споров. Арианская доктрина. Никейский собор.

17. Тринитарные споры после Никейского собора. Учение Афанасия Александрийского.

18. Попытка языческой реставрации при императоре Юлиане.

19. Деятельность и учение великих каппадокийцев. Константинопольский собор.

20. Церковно-политическая ситуация к. IV в. Иоанн Златоуст.

21. Христологическая проблема. Доктрина Аполлинария Лаодикийского. Христология Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского.

22. Халкидонский собор и халкидонское учение.

23. Церковь во 2 пол. V - н. VI вв. Церковные расколы.

24. Церковь в правление императора Юстиниана. 5 Вселенский собор.

25. Церковь в 7 веке. Монофелитские споры.

26. Проблема гностицизма и гностическое мировоззрение.

27. Проблема почитания священных изображений. Иконоборчество.

28. Богословский (христологический) фон разделения Восточной Церкви.

29. Проникновение христианства в Сирию, основные вехи истории Сирийской Церкви.

30. Сирийское христианство: несториане и яковиты, их основные представители.

31. Египетское христианство.

32. Христианство Эфиопии.

33. Армянская Апостольская Церковь: исторические сведения о происхождении христианства в Армении.

34. Основные вехи истории Армянской Церкви, главные ее педставители.

35. Христиане Малабарского побережья. Традиция апостола Фомы.

36. Восточные Церкви на современном этапе.

Тематика курсовых работ

 Учитель Праведности и Христос. (По кумранским текстам и Новому Завету).

 Римская империя и первые христиане. (По ранним церковным источникам).

 Иудеохристиане и апостол Павел (По письмам, деяниям, Евангелиям каноническим и апокрифическим).

 Александрийская и антиохийская школы богословия (По трудам основных представителей).

 Церковная политика Константина Великого. (По произведениям Евсевия Памфила).

 Концепция всемирноисторического процесса в произведениях Блаженного Августина.

 Христианский святой: трансформация образа. (По житиям святых).

 Христологические и тринитарные споры (По данным Церковных Соборов).

 Специфика одной из Восточных Церквей (на выбор).

 Суть и назначение иконы в православии. (По работам Иоанна Дамаскина).

 Человек и Бог в исихазме. (По работам Григория Паламы).

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины

Основная литература:

Основы религиоведения: Учебник для вузов. / Под ред.И.Н. Яблокова. М., 2000.

Дополнительная литература:

Источники:

1. Апокрифические апокалипсисы. / Пер. М. Витковская, В. Витковский. СПб., 2001.

2. Апокрифы древних христиан. / Пер., исслед. И.С. Свенцицкая, М.К. Трофимова. М., 2004.

3. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 2003.

4. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001.

5. Избранные жития святых. III-IX вв. М., 1992.

6. Изречения египетских отцов. Спб., 1993.

7. Иисус Христос в документах истории. / Сост. Б.Г. Деревенского. СПб., 2000.

8. Исторические памятники вероучения Армянской Церкви, относящиеся к ХII столетию. Спб., 1847.

9. Новый Завет (любое издание).

10. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987.

11. Памятники армянской агиографии. Вып. 1. - Ереван, 1973.

12. «Пастырь» Гермы. М., 1997.

13. Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. М., 1989.

14. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Литература:

1. Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан 95-197. М., 2003.

2. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994.

3. Афанасиу Арванитис. История Ассирийской несторианской Церкви. Афины, 1968.

4. Беляев Л.А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб., 2001.

5. Болотов И.А. Лекции по истории древней церкви. М., 1995.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В 2 История раннего христианства
Климов О. Ю., доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «история древних цивилизаций»....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Логопедическая работа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Мифология древних...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconЛ. А. Гумерова отечественная история
«Отечественная история» и новыми структурными требованиями Министерства образования. Учебно-методический комплекс включает все основные...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconЛ. А. Гумерова отечественная история
«Отечественная история» и новыми структурными требованиями Министерства образования. Учебно-методический комплекс включает все основные...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю «История отечественной литературы»
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в новейшее время»
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск