Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей»





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей»
страница1/12
Дата публикации05.04.2015
Размер1.08 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю" "Утверждаю"

Проректор по учебной ра-боте Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова Жиряков И.Г.

Ярыгин Д.В.

______________________ ___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 2.09.2013

Учебно-методический комплекс

по модулю Б3.КВ11

«История раннего христианства и древних восточных церквей»

Факультет исторический

Направление: педагогические образование

Кафедра зарубежной истории

Составитель: Калмыков В.С.

Москва-2013

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

___И.Г. Жиряков____

Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_2_» _09_2013_г.

Программа модуля

«История раннего христианства и древних восточных церквей»

Направление: педагогическое образование

Профиль: история

Составитель: к.и.н, доц.. Калмыков В.С.

Москва-2013

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса.

Цель: Спецкурс призван дать студентам целостное представление о возникновении и начальном этапе развитии христианства, о формировании различных древних Церквей Востока и их специфике. Обучить самостоятельной работе с религиозными текстами. Знания, полученные в ходе изучения курса, помогут не только препода-вать всеобщую историю в школе и вести занятия по истории религии и теологии в старших классах, но также разумно строить отношения с учениками и родителями, принадлежащими к различным конфессиям, а также лучше понять собственную мировоззренческую позицию.

Задачи:

 освоить специальную терминологию и проблематику дисциплины,

 познакомиться с историческим контекстом зарождения и ранней истории христианства,

 спецификой различных древневосточных церквей,

 с кругом источников по истории раннего христианства и древних восточных церквей,

 получить опыт самостоятельного исследования.

Объем в ЗЕ: ___2____

Время изучения: курс__3____семестр___5_____

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение моду-лей:

История формирования и развития мировых конфессий, история древнего мира, история Востока в средние века, философия, источниковедение.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Спецкурсы историко-культурологической направленности

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный/профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

2. Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантно-сти, диалога и сотрудничества.

3. Имеет представление о закономерностях функционирования психики человека.

4. Понимает значение языка как основы культуры, его роль в жизни общества.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация культурного пространства.

2. Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

3. Популяризация профессиональной области знаний общества.

4. Формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сло-жившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.

5. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, про-ектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карье-ры.

Формы освоения ОМ :

лекции, обучение различным приемам работы с религиозным и историческим источником

Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) фор-мой задания; письменный (устный) опрос; классификация.

2 уровень сложности: __Реферирование, структурирование проблемы, историче-ский анализ.

3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетен-ции

(шифр) Тема Лекции (групповая работа) Семи-нарские занятия (груп-повая, звенье-вая ра-бота) Практические за-нятия (групповая, звеньевая работа) Самостоя-тельная ра-бота (инди-видуальная работа) Кон-троль

Компетенция 1

1.Раннее хри-сти-анст-во.

2.История древ-невосточ-ных церк-вей.

1.Исторический контекст зарождения христианства.

2-4. Распро-странение христианства в Римской империи. Ос-новные про-блемы исто-рии ранней церкви.

5. Средневе-ковое право-славие. иси-хазм.

6. Древневос-точные церк-ви: постанов-ка проблемы и терминоло-гия.

7. Коптская и Эфиопская церкви.

8. Армянская апостольская церковь.

9. Ассирий-ская и Яко-витская церк-ви.

10. Христиане индии. Униа-ты.

Состав и жанры Но-вого Завета и ранне-христианской апок-рифической литера-туры.

1. Евангелия

2. Письма

3. Деяния

4. Откровения

5. Идеалы нестяжа-тельного исихазма.

Рабочая тет-радь структу-рирова-ние про-блемы, истори-ческий анализ.

курсовая работа, эссе, проект.

Компетенция 2

Рабочая тет-радь

Компетенция 3

Рабочая тет-радь тесты опрос; класси-фикация.

рефери-рование, истори-ческий анализ

Компетенция 4

Рабочая тет-радь опрос, рефери-рование, истори-ческий анализ.

курсовая работа, эссе, проект

Рабочая тет-радь

2. Объем модуля и виды учебной работы

по очной форме обучения

Факуль-тет/

направ-ление Назва-ние мо-дуля Вид учебной работы Кол-во часов Семестр

Аудитор

ные Са-мост. работа

Истори-ческий, педаго-гическое образо-вание История раннего христи-анства и древних восточ-ных церквей Лекции 24 3,4

Практические/семинарские 26 3,4

Консультации -

Курсовые/рефераты

Контрольные работы -

Итоговый контроль

Зачет

4

Общий объем часов по дисциплине 50 94

3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практиче-ские занятия Само-стоя-тельная работа

1. Раннее христианство. 8 10 22

3. История Древних Восточных Церквей. 12 20

3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Содержание раз-дела Тематический план лекционных занятий Тематический план практических за-нятий

1. Раннее хри-стианство 1.Исторический контекст зарож-дения христиан-ства.

2-4. Распростра-нение христиан-ства в Римской империи. Основ-ные проблемы истории ранней церкви

5. Средневековое православие. Исихазм. Историко-политические и культурные условия зарождения христианства. Иоанн Креститель. Различные подходы к личности Иисуса в современной науке. Казнь Иисуса и становление иерусалимской ранне-христианской общины. Иудеохристиане. Апо-стол Павел и его дея-тельность. Эллинисти-ческое христианство. Раннехристианская ли-тература. Эсхатология. Раннехристианская этика. Гонения на хри-стиан. Гностицизм. Ис-токи монашества. Ста-новление церковной организации. Роль христианства в поздней Римской империи. Миланский эдикт. Адаптация христианства к нуждам государства. Христиан-ская концепция исто-рии. Зарождение хри-стианского искусства. Исихазм. Состав и жанры Нового Завета и раннехристианской апокрифической литературы.

1. Евангелия

2. Письма

3. Деяния

4. Откровения

5. Идеалы нестя-жательного иси-хазма.

2. История Древних Вос-точных Церк-вейю 6. Древневосточ-ные церкви: по-становка про-блемы и терми-нология.

7. Коптская и Эфиопская церк-ви.

8. Армянская апостольская церковь.

9. Ассирийская и Яковитская церкви.

10. Христиане индии. Униаты. План рассмотрения каждой древневосточ-ной церкви: истоки, основные вехи исто-рии, межконфессио-нальные контакты, ос-новные деятели и тек-сты, специфика бого-словия, богослужения и искусства.

Основные понятия.

иудеохристианство, гностицизм, фарисеи, яковиты, несториане, логии, апокриф, апология, христология, экзегеза, эсхатология, монофезиты, монофилиты, таинство, Вселенский церковный собор, апостол, вечеря, диакон, епископ, канон, евангелие, пасха, патристика, филиокве, ересь, исихазм.

Календарно-тематический план

Факультет __исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю

____ История формирования и развития мировых конфессий ____

Форма обучения _очная

Курс_2____

направ-ление Наименования раз-делов Всего часов лекции практические Само-стоятельная ра-бота Календар-ные сроки выпол-нения

Педагогическое образование Раннее христианст-во. 36 8 10 18 Сентябрь-октябрь

История Древних Восточных Церквей 108 16 16 76 Ноябрь-декабрь

Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет: исторический

Специальность/ направление: педагогическое образование

Курс __2___

направ-ление Темы, выносимые на самостоятельную ра-боту Форма отче-та по само-стоятельной работе Планируемые сроки выпол-нения

сентябрь октябрь ноябрь де-кабрь январь

педагогиче-ское образо-вание Раннее христианство работа с лите-ратурой, рефе-рирование, от-веты на вопро-сы, выделение проблемы. * * *

Древневосточные церкви работа с источ-ником, подго-товка к п/з, ре-ферирование, ответы на во-просы, струк-турирование, анализ пробле-мы, эссе * * *

Тематика рефератов

1. Религиозная ситуация в восточных провинциях Римской империи на руб. эр.

2. Возникновение христианства: проповедь Иоанна Крестителя, история жизни Иисуса.

3. Историография реконструкции исторического Иисуса.

4. Иерусалимская община. Иудеохристианство.

5. Значение деятельности апостола Павла и его посланий для формирования христианства.

6. Церковь и формирующийся раввинистический иудаизм.

7. Церковь и языческое общество во втором веке.

8. Новый завет: состав, жанры, проблема хронологии и авторства.

9. Зарождение раннехристианского искусства

10. Возникновение монашества. Отшельничество (Павел Фивейский, Антоний Великий и др.).

11. Христианское богословие II-III вв. Александрийская школа. Климент Алек-сандрийский. Ориген. Формирование антиохийской экзегезы.

12. Формирование ранней христианской теологии. Проблема ортодоксии и ере-сей.

13. Церковь III в. Церковная организация. Распространение христианства.

14. Легализация Церкви при Константине Великом. Начало процесса превраще-ния Церкви в государственную религию Римской империи.

15. Выступление Ария. Начало тринитарных споров. Арианская доктрина. Ни-кейский собор.

16. Тринитарные споры после Никейского собора. Учение Афанасия Александ-рийского.

17. Попытка языческой реставрации при императоре Юлиане.

18. Деятельность и учение великих каппадокийцев. Константинопольский собор.

19. Церковно-политическая ситуация к. IV в. Иоанн Златоуст.

20. Христологическая проблема. Доктрина Аполлинария Лаодикийского. Хри-стология Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского.

21. Халкидонский собор и халкидонское учение.

22. Церковь во 2 пол. V - н. VI вв. Церковные расколы.

23. Церковь в правление императора Юстиниана. 5 Вселенский собор.

24. Церковь в 7 веке. Монофелитские споры.

25. Проблема гностицизма и гностическое мировоззрение.

26. Проблема почитания священных изображений. Иконоборчество.

27. Богословский (христологический) фон разделения Восточной Церкви.

28. Проникновение христианства в Сирию, основные вехи истории Сирийской Церкви.

29. Сирийское христианство: несториане и яковиты, их основные представители.

30. Египетское христианство.

31. Христианство Эфиопии.

32. Армянская Апостольская Церковь: исторические сведения о происхождении христианства в Армении.

33. Основные вехи истории Армянской Церкви, главные ее педставители.

34. Христиане Малабарского побережья. Традиция апостола Фомы.

35. Восточные Церкви на современном этапе.

Тематика курсовых работ

 Учитель Праведности и Христос. (По кумранским текстам и Новому Завету).

 Римская империя и первые христиане. (По ранним церковным источникам).

 Иудеохристиане и апостол Павел (По письмам, деяниям, Евангелиям кано-ническим и апокрифическим).

 Александрийская и антиохийская школы богословия (По трудам основных представителей).

 Церковная политика Константина Великого. (По произведениям Евсевия Памфила).

 Концепция всемирноисторического процесса в произведениях Блаженного Августина.

 Христианский святой: трансформация образа. (По житиям святых).

 Христологические и тринитарные споры (По данным Церковных Соборов).

 Специфика одной из Восточных Церквей (на выбор).

 Суть и назначение иконы в православии. (По работам Иоанна Дамаскина).

 Человек и Бог в исихазме. (По работам Григория Паламы).

Тематика ВКР

1. Христианская церковь в апостольский век.

2. Формирование ранней христианской теологии. Проблема ортодоксии и ересей.

3. Церковь и Римское государство. Проблема гонений.

4. Гонения на Церковь в период правления языческих императоров I—III веков.

5. Деятельность императора Святого Константина I Великого.

6. Деятельность архиепископа Александрийского Афанасия Великого.

7. Вероучение новозаветной Церкви.

8. Малоазийская богословская школа.

9. Александрийская богословская школа.

10. Антиохийская богословская школа.

11. Первый Вселенский Собор, церковные споры и решения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

/ дисциплины

Основная литература:

Григоренко А.Ю. Религиоведение для студентов педагогических вузов.-СПб., 2008.

Круглов А.А. Религиоведение: Пособие для студентов вузов.-М., 2011.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебник для бакалавров.-М., 2011.

Дополнительная литература:

Источники:

1. Апокрифические апокалипсисы. / Пер. М. Витковская, В. Витковский. СПб., 2001.

2. Апокрифы древних христиан. / Пер., исслед. И.С. Свенцицкая, М.К. Трофимова. М., 2004.

3. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 2003.

4. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001.

5. Избранные жития святых. III-IX вв. М., 1992.

6. Изречения египетских отцов. Спб., 1993.

7. Иисус Христос в документах истории. / Сост. Б.Г. Деревенского. СПб., 2000.

8. Исторические памятники вероучения Армянской Церкви, относящиеся к ХII столетию. Спб., 1847.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю б в. 13. К. 12 «История раннего...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В 2 История раннего христианства
Климов О. Ю., доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв11 «Западноевропейская правовая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «история древних цивилизаций»....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Логопедическая работа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Мифология древних...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconЛ. А. Гумерова отечественная история
«Отечественная история» и новыми структурными требованиями Министерства образования. Учебно-методический комплекс включает все основные...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconЛ. А. Гумерова отечественная история
«Отечественная история» и новыми структурными требованиями Министерства образования. Учебно-методический комплекс включает все основные...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю «История отечественной литературы»
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в новейшее время»
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв11 «История раннего христианства и древних восточных церквей» iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск