Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я





Скачать 83.54 Kb.
НазваниеМоя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я
Дата публикации17.02.2015
Размер83.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Введение.

Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я опиралась на диалоги Платона. Теперь, моей целью является углубиться в изучение этой темы и найти истоки этого образа.

С греческого mantis переводится как пророк. Данный герой является одним из типичных героев, присутствует во многих трагедиях.

В своей работе я бы хотела проследить за образом мантисса в произведениях Геродота и Софокла.

Геродот, Herodotos, 485-ок. 425 гг. до н. э., греческий историк. Родился в Галикарнасе, греческом городе в Карии, основанном дорийцами, который в середине V в. до н. э. подвергся сильному ионийскому влиянию. Близким родственником Г. был поэт Паниасс. В юности Г. принимал участие в восстании против Лигдамия, тирана Галикарнаса. После 450 г. он навсегда покинул родной город и долго жил в Афинах, тогдашнем культурном центре греческого мира. Здесь он публично прочел часть своего произведения, включавшую хвалу Афинам, что, по свидетельствам древних, принесло ему высшую награда в 10 талантов. В Афинах же он познакомился с Софоклом и находился в близких контактах с окружением Перикла. Когда в 444-443 гг. до н. э. афиняне основали в Южной Италии город Фурии, Г. уехал туда и, по-видимому, оставался там до конца жизни. В разные периоды своей жизни Г. совершил ряд путешествий. Кроме Малой Азии и Греции, он объехал побережье Черного моря, страну скифов на территории нынешней Украины, продвинулся также в глубину персидского царства, достигнув Вавилона, а возможно, и Суз. Он также посетил Египет, финикийские города на сирийском побережье и Кирену в Африке. Из стран западного бассейна Средиземного моря он был только на Сицилии и в Южной Италии (Кротон, Метапонт). Даты и длительность этих путешествий вызывают споры у ученых. Произведение Г. под названием История (Historiai) в 9 книгах написано на ионийском диалекте. Разделение на книги (и названия книг по именам Муз) имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста. Основной идеей сочинения Г. является извечный антагонизм Востока и Запада. Переломным моментом в этом конфликте стали греко-персидские войны. Чтобы показать постепенное его нарастание, Г. прослеживает все этапы формирования персидского царства. Персидские завоевания делают возможным изложение истории государств по мере их покорения персами. Г. излагает историю Лидии, Мидии, Вавилонии, завоеванных Киром, историю покорения Египта Камбизом, описывает поход Дария против скифов. Ионийские восстания, первые в длинном ряду столкновений греков с персами, дают Г. возможность углубиться в историю Афин и Спарты, что наконец позволяет ему перейти к описанию греко-персидских войн Дария и Ксеркса, кульминационной фазы конфликта между персидским Востоком и греческим миром (сражения под Марафоном, Фермопилами, Саламином и Платеями). Композиция всего произведения Г. чрезвычайно усложнена (основное повествование, экскурсы и отступления в рамках этих экскурсов), ибо Г. не ограничивается политической историей, но, по образцу ионийских логографов (в основном Гекатея) приводит обширный географический и этнографический материал, формирующий малые монографии в составе произведения (описания Вавилонии, Египта, Скифии), не останавливается автор и перед свободным введением в свой рассказ повествований новеллистического и басенного типа. Создавая свое произведение Г. опирался на личные наблюдения, живую устную традицию и на литературные тексты. У него не было еще разработанной исторической методологии, он не умел анализировать источники, однако стремился создать по возможности объективную картину прошлого, приводил различные версии описываемых событий. Не раз он давал волю своим сомнениям, хотя вообще у него отсутствуют ссылки на собственное мнение. Цицерон не без основания назвал Г. «отцом истории». В противоположность ионийским логографам, Г. ограничил время повествования жизнью примерно двух поколений. В истории, помимо действия людей, Г. видел божественный промысел, который определяет судьбы народов и отдельных людей, не допуская перехода определенных границ («зависть богов»). Значительную роль в произведении Г. играют знамения и предсказания. Г. оказал влияние на Фукидида. Его охотно цитировали позднейшие географы, хотя часто и оценивали его критически. Яростнее всего нападали на Г. Ктесий и Плутарх. В период аттицизма Г. был признан за образец в области стиля (простота, выразительность, эпическая торжественность) и стал автором для школьного чтения. В 1474 г. Лоренцо Валла выполнил перевод Г. на латинский язык с греческой рукописи, привезенной в 1427 г. из Константинополя.

Софокл, Sophokles, 496–406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Родился в аттическом округе Колон; сын Софилла, владельца мастерской, где работали рабы. Еще будучи молодым человеком он завоевывал награды в музыкальных и легкоатлетических состязаниях. После битвы под Саламином руководил хором юношей, исполнявшим пеан в честь этой победы. В 443/442 г. был одним из казначеев Афинского Морского Союза. Дважды был стратегом (вместе с Периклом во время войны с Самосом в 441–439 гг. и в 428 г. до н. э.), а в 413–411 гг. до н. э. – входил в число так называемых пробулов, представителей олигархии, подготавливавших изменение государственного устройства Афин. Поддерживал близкие отношения с Периклом, Геродотом и другими выдающимися личностями своей эпохи. Сыграл важную роль в введении в Афинах культа Асклепия (в честь которого написал пеан), за что после смерти сам был провозглашен героем под именем Дексиона. От брака с Никостратой имел нескольких сыновей, один из которых, Иофон, также был трагиком, а от его союза с Феоридой родился Аристон, сын которого, тоже Софокл, поставил уже после смерти деда его последнюю трагедию Эдип в Колоне. Впервые С. выступил в трагическом агоне в 468 г. до н. э., одержав победу над Эсилом. Он написал свыше 120 драм, то есть приблизительно 30 тетралогий, из которых 20 (или 24) произведения получили первые награды, оставшиеся – вторые, и ни одно никогда не было на третьем месте. С. был также автором не сохранившихся элегий и прозаического произведения о хоре. Сюжеты своих драм он брал из знаменитых мифологических циклов: троянского, фиванского, циклов об Атридах и о Геракле. Полностью сохранилось 7 трагедий, а на папирусе – значительная часть сатировой драмы Преследователи (Ichneutai), в драматической форме передающей содержание гомерова гимна о младенце Гермесе, изобретателе лиры. В нашем распоряжении имеется также несколько сотен фрагментов из погибших пьес. Аякс, драма, которую считают самой ранней из сохранившихся трагедий, представляет историю самоубийства героя, который почувствовал себя оскорбленным судом своих товарищей по оружию, присудивших оружие Ахилла не ему, но Одиссею. Охваченный безумием, он убивает баранов, принимая их за ахейских вождей. Однако все эти события разыгрываются за сценой, в трагедии речь идет прежде всего о честь Аякса, который решается на самоубийство, чтобы ее себе вернуть. Стержнем второй части драмы является тот же вопрос, но с точки зрения греков. Они должны решить, имеет ли Аякс право на погребение. Здесь выступает типичный для воззрений С. мотив бессилия человека перед судьбой, которой можно лишь подчиниться. Антигона, предположительно, поставленная в 442 г. до н. э., противопоставляет древние неписаные законы тем, что предписывает людям государство. Вопреки запрету нового правителя Фив Креона, Антигона, дочь Эдипа, хоронит своего брата Полиника, который погиб, сражаясь против собственной родины. Замурованная живьем, кончает жизнь самоубийством, в то время как наконец сокрушенный Креон приказывает сообщить ей о помиловании. Но Креон платит за свою гордыню (hybris – переход границ, заповеданных человеку) личной катастрофой. От собственной руки погибают его сын Гемон, жених Антигоны, и жена Эвридика. Антигона – одна из знаменитейших трагедий Еврипида (в особенности великолепен спор Креона и Антигоны, противопоставляющих друг другу свои позиции, в ходе которого Антигона произносит свою известную реплику: «Я рождена любить – не ненавидеть»). Эдип царь (Oidipus tyrannos), пьеса, поставленная ок. 430 г. до н. э., тоже является трагедией рока, показывающей бессилие человека, даже благородного и полного энергии, перед волей богов. Эдип, сделавший все, чтобы избежать предсказанного ему оракулом Аполлона преступления, в поисках средства помочь охваченному эпидемией государству, сам того не подозревая, шаг за шагом идет к страшной правде. Благодаря композиционному мастерству автора, напряжение возрастает вплоть до так называемой перипетии, переломного момента действия, когда известие о смерти мнимого отца Эдипа, которое должно освободить его от страха перед отцеубийством, делает очевидным то, что это именно он, Эдип, является сыном предшествующего царя Фив. Лая, и его супруги Иокасты,а следовательно, не только убийцей Лая, которого ищут, но и отцеубийцей, живущим в преступном союзе с собственной матерью. Иокаста кончает жизнь самоубийством, а сам Эдип ослепляет себя. Пьеса отмечена трагической иронией, основанной на том, что то, что говорят на сцене герои драмы, всегда имеет второй смысл, понятный только зрителям. Электра, поставленная в 415 г. до н. э., поднимает тему матереубийства Ореста, которую до того затронул Эсхил в Плакальщицах, но здесь на первый план выходит фигура главной героини, оплакивающей отца и живущей только надеждой на возвращение брата, который придет за него отомстить. У этой пьесы сложная интрига (рассказ о мнимой кончине Ореста), в ней присутствует сцена узнавания. В отличие от Эсхила и Еврипида (Электра, Орест), С. полагает, что действие, совершенное по приказу Аполлона, не может возбуждать нравственных колебаний, поэтому его трагедия кончается благополучно для обоих героев и в ней нет места Эриниям, преследующим Ореста. Трахинянки (Trachiniai), названные так по хору девушек той местности, где происходит действие, рассказывают о смерти Геракла, причиной которой случайно становится его жена Деянира: стремясь вернуть чувства неверного мужа, посылает ему одеяние, пропитанное кровью кентавра Несса, будучи твердо убеждена, что это волшебное средство, вызывающее любовь. Эта «одежда Деяниры» сжигает тело Геракла живым огнем. Трагедия заканчивается его смертью, которую опережает добровольная смерть Деяниры. В основу Филоктета (Filoktetes; 409 г. до н. э.), быть может, наиболее психологичной трагедии С. (влияние Еврипида?), поэт положил известный миф троянского цикла. Одиссей и не выносящий притворства юный сын Ахилла Неоптолем прибывают на Лемнос, чтобы привести под Трою оставленного здесь греками Филоктета, без которого троя не может быть взята. Одиссей пытается достичь цели обманом, но Неоптолем, которого он предварительно с большим трудом убедил, в конце концов все же не выдерживает и говорит правду. Филоктет отказывается ехать под Трою, но поскольку из мифа известно, что он тем не менее туда поехал, С. должен был в последний момент (по образцу Еврипида) ввести божество («deus ex machina»), которое убеждает героя это сделать. В Эдипе в Колоне (Oidipus en Kolono), поставленном после смерти С. в 401 г. до н. э., старый поэт вновь возвращается к истории Эдипа, чтобы показать, что человек, столь сурово преследуемый богами, был также их избранником. После тяжких странствий он со смертью обретает высшее бытие, становится героем, который из своей гробницы в священной роще в Колоне отныне хранит от зла жителей округи. Спутником Эдипа в его последнем пути становится афинский царь Тесей, он является единственным свидетелем его таинственной кончины. Эта вовсе лишенная действия пьеса обладает, однгако огромной силой эмоционального воздействия, которая делает ее одной из прекраснейших греческих трагедий. Особенно знаменит хор, восхваляющий Колон, родину поэта. Аристотель отметил три принципиальных новшества С.: он ввел третьего актера, расщирил хор с 12 человек до 15 и первым воспользовался нарисованными декорациями. Важнейшим из них был, разумеется, третий актер, позволивший поэту увеличить число лиц, выступающих в драме, что, в свою очередь, сделало возможным большее разнообразие характеров и позволило усложнить действие. С. искусно использует имеющихся актеров, создавая, например, сцену, где три героя, находясь в одинаковой ситуации, переживают ее совершенно различным образом: таков в Электре рассказ гонца о смерти Ореста, предназначенный обмануть Клитемнестру и облегчить Оресту совершение мести. Для Клитемнестры эта новость означает освобождение от постоянного страха, для Электры же – конец ее надеждам. С. порвал с традицией объединять в трилогии пьесы, связанные между собой по содержанию. Это заставило его усовершенствовать композицию трагедии, ибо в одной теперь надо было сказать все то, что ранее раскрывалось в трилогии, где всегда первая пьеса представляла экспозицию, а последняя была эпилогом для целого (ср., например, Орестею Эсхила). Трагедии С. по большей части построены таким образом, что все действие стремится к катастрофе, перед которой наступает некоторая (всегда обманчивая) перемена к лучшему, еще более углубляющая грозовую атмосферу наступающего непосредственно вслед за ней трагического финала. Хор у С. является выразителем взглядов поэта и неким идеальным зрителем, который интерпретирует сценическое действие в соответствии с замыслом автора. Но этим его роль не исчерпывается. Часто она обусловлена драматически, но порой поэт изменяет характер хора и пишет чисто лирические партии. Иногда вместо хора фигурируют так называемые «коммосы», то есть партии, где поочередно поют актер и хор. Из трагедий С. величайшее влияние на позднейшую литературу оказал Эдип царь, который считался совершенным произведением. У него нашлось много подражателей, среди них Корнель, Расин и Вольтер. Антигона тоже оставила свой отпечаток, в основном в новейшее время ( Ж. Ануй, Б. Брехт).

Основываясь на произведениях этих античных писателей, я собираюсь описать образ мантисса и понять его связь с образом античного философа.

Проблемой моей работы является то, что описывая образ мантисса, я буду опираться в основном только на сведения древнегреческих произведений, поэтому сложно будет вычленять детали образа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconАвтор: Горячева Ангелина, 10 класс «А»
Сравнение образа мантиса с образом философа в древнегреческой литературе
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconЗдоровый образ жизни
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают...
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художня література як одна з форм духовної діяльності людини. Функції художньої літератури. Різновиди образів (образ-персонаж, образ-символ,...
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconКалендарно-тематическое планирование на учебный год: 2012/2013 Музыка/7 класс
Введение в тему. Понятие – образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconОбраз Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века
Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ...
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconМетодические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная)...
«Человек Нового времени: образ мышления, образ жизни, нравственные ориентиры, политические убеждения, трансформация сознания»
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconМетодические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран...
«Человек Нового времени: образ мышления, образ жизни, нравственные ориентиры, политические убеждения, трансформация сознания»
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconРеферат по краеведению
Имя, образ Великого философа, его жизнь, привычки, легенды о нем и, наконец, его город уже свыше 200 лет вдохновляют поэтов и художников...
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconДисциплины: «Образ женщины католицизме, православии, протестантизме...
...
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconКонспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни....
Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconКак помочь ребенку пережить горе
Эта про­блема детально анализируется в работе Р. Уэллс, на которой мы подробно оста­новимся (Wells Rosemary. Helping children cope...
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconРеферат по теме «Образ Москвы в советском кино 60-х гг и образ Петербурга...
Для того что бы разобраться, что же представляет из себя кинематограф, я обратилась к статье Татьяны Постниковой "Коммуникация кинематографа...
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconМоя педагогическая концепция «Дорогою добра к душе ребёнка» Выполнил...
«образование». Значение корня образ. Задача учителя – соединить растущего человека с добром
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я iconУрок по «Истокам» на тему «Образ защитника Отечества. Былина «Илья Муромец»
Цель урока: создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве
Моя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе». В прошлой работе был детально рассмотрен образ древнегреческого философа, в которой я icon1. «Образ женщины в искусстве Возрождения». Леонардо да Винчи
Именно поэтому сохранилось множество изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец вкладывал в ее образ что-то...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск