Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия





Скачать 478.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия
страница1/7
Дата публикации16.10.2014
Размер478.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Чапенко А.А., к.и.н., доцент

Методические рекомендации по дисциплине

Б.1.Б.4. ВСЕМИРНАЯ (СИНХРОННАЯ) ИСТОРИЯ
I. Интерактивные занятия
Интерактивное занятие №1 (раздел 1)

«Человек Нового времени: образ мышления, образ жизни, нравственные ориентиры, политические убеждения, трансформация сознания»

(дискуссия)
Вопросы для обсуждения:

  1. Человек Средневековья и человек Нового времени: сходства и различия.

  2. Буржуазная этика и мораль как характерная особенность европейца Нового времени.

  3. Картина жизни европейского человека Нового времени: образ жизни дворянина, буржуа, пролетариата, крестьянства, среднего класса.

  4. Технический прогресс и изменение образа жизни в Новое время.

  5. Социальные функции государства в Новое время.

  6. Государство и церковь в Новое время.

  7. Культурные и нравственные ценности Нового времени.


Примерные темы для сообщений:


  1. От Средневековья к Новому времени: трансформации образа жизни, сознания, мышления, ментальности.

  2. Дворянство и аристократия Европы Нового времени: от XVII к XX веку.

  3. Буржуазия Нового времени.

  4. Изменение социального и политического статуса женщины в Европе Нового времени

  5. Аграрный вопрос и крестьянство в Европе XVII-начала XX вв.

  6. Пролетариат в Европе XVIII-начала XX вв.

  7. Формирование среднего класса в Европе Нового времени.

  8. Феномен «плавильного котла» в американской истории и проблема складывания американской нации.

  9. Социальная картина американского общества конца XVIII – начала XX вв.



Литература:

  1. Англия XVII века. Социальные группы и общество / Ред. Федоров С.Е. -СПб., 1994.

  2. Аптекер Г. История американского народа. Т. 1-2. -M., 1961-1963.

  3. Богомолов А.Н. Творение рук человеческих. Естественная история машин. -М., 1988.

  4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. В 3 т. -М., 1986-1992.

  5. Бродель Ф. Что такое Франция? -М., 1995. -Кн. 1-2.

  6. Винокурова М.В. Английское крестьянство в канун буржуазной революции середины XVII в. -М., 1992.

  7. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. -М., 1984.

  8. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. -М., 1976.

  9. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. -М., 1958.

  10. Далин В.М. Из истории социальной мысли во Франции. -М., 1984.

  11. Деборин A.M. Очерки социально-политической мысли в Германии: Конец XVII - начало XIX века. -М., 1967.

  12. Ерофеев И.А. Промышленная революция в Англии. -М., 1965.

  13. История искусств зарубежных стран XVII-XVIII веков. -М., 1983.

  14. История открытий. Энциклопедия. -М., 1996.

  15. История политических и правовых учении XVII-XVIII вв. -М., 1989.

  16. История социалистических учений, -М., 1982.

  17. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. -М., 1979.

  18. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. -М., 1979.

  19. Кертман Л.Е., Рахшмир П.Ю. Буржуазия Западной Европы и Северной Америки на рубеже XIX – XX вв. – М., 1984.

  20. Кирсанов B.C. Научная революция XVII в. -М., 1987.

  21. Кожокин Е.Л. Государство и народ: от Фронды к Великой французской революции. -М., 1989.

  22. Кожокин Е.М. Французские рабочие от Великой французской ре­волюции до революции 1848 г.

  23. Круглый стол по теме: «Промышленный переворот и его социально-экономические последствия» // НИНИ. 1984. -№2.

  24. Люблинская А.Д. Французские крестьяне в XVI-XVIII вв. -Л., 1978.

  25. От аграрного общества к государству благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. -М., 1998.

  26. Потемкин Ф.П. Промышленная революция во Франции. В 2 т. -М., 1971.

  27. Пристер Е. Краткая история Австрии. -М., 1952.

  28. Проблемы генезиса капитализма. -М., 1978.

  29. Тревельян Д. Социальная история Англии. -М., 1959.

  30. Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. -М., 1960.

  31. Урланис Б.Ц. История военных потерь: Войны и народонаселение Европы. -СПб., 1994.

  32. Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. -М., 1985.

  33. Шпотов Б.М. Промышленный переворот в США. В 2 ч. -М., 1991.


Интерактивное занятие №2 (раздел 2)

«Политические доктрины Нового времени:

либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, сионизм»

(работа в группах)
Основные этапы подготовки:

  1. Ознакомится с содержанием политических доктрин Нового времени;

  2. Разделиться на пять дискуссионных групп, которые будут представлять основные политические доктрины Нового времени – либерализм, консерватизм, социализм, анархизм и сионизм.

  3. Каждая группа формирует собственный массив информации относительно своей политической доктрины, формулирует ее политическую, экономическую и социальную программы, показывает портреты основных политических руководителей (презентации в PowerPoint), формулирует ключевые положения политической программы.


Основные этапы работы в группах:

  1. Формирование пяти дискуссионных групп по политическим доктринам нового времени.

  2. Проведение дискуссии по заявленным проблемам.

  3. Формулировка основных выводов сторон (рефлексия).


Инструментарий:

  1. Каждая из дискуссионная группа разрабатывает собственную общую презентацию в приложении Power Pointо по своей политической доктрине.

  2. Каждая дискуссионная группа создает несколько презентаций по основным политическим и общественным деятелям своей политической доктрины.

  3. Подготовка каждой дискуссионной группой выступления по теме «Политические доктрины Нового времени и современность»», в котором выступающие должны показать степень жизнеспособности своей политической доктрины в реалиях современности.



Литература:

  1. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. – М., 1987.

  2. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. -М., 1976.

  3. Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. – М., 1979.

  4. Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и Новейшая история. – 1991. - №1.

  5. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность // Новая и Новейшая история. – 1995. - №6.

  6. Галкин А.А. Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. О социальных корнях консервативной волны. – М., 1987.

  7. История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. -М., 1983.

  8. История политических и правовых учении XVII-XVIII вв. -М., 1989.

  9. История социалистических учений, -М., 1982.

  10. Медушевский А.Н. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории. – 1992. - №№8-9.

  11. Рахшмир П.Ю. эволюция консерватизма в новое и новейшее время // Новая и Новейшая история. – 1990. - №1.



Интерактивное занятие №3 (раздел 2)

«Север и Юг: Гражданская война и Реконструкция Юга»

(дискуссия)
Вопросы для обсуждения:

  1. Какие точки зрения существуют в отечественной американистике на проблему Север-Юг в американской истории?

  2. Причины и предпосылки Гражданской войны в США в оценках отечественных и американских историков.

  3. Север и Юг в войне: историографическая ретроспектива.

  4. Проблема Реконструкции Юга в отечественной американистике и в оценках американских историков.

  5. Спорные и проблемные вопросы Гражданской войны в США и реконструкции Юга.


Примерные темы для сообщений:


  1. Феномен аболиционизма в американской истории.

  2. Политическая история Конфедерации Американских Штатов.

  3. Исторические портреты военачальников Севера и Юга в Гражданской войне.

  4. Радикальная и Либеральная Реконструкция Юга: комплексная характеристика и результаты.



Литература:

  1. Аллен Дж. Реконструкция: Битва за демократию в США, 1865-1875. -М., 1963.

  2. Американская цивилизация как исторический феномен / Ред. Болховитинов Н.Н. -М., 2001.

  3. Аптекер Г. История американского народа. Т. 1-2. -M., 1961-1963.

  4. Болховитинов Н.Н. США: Проблемы истории и современная историография. М., 1980.

  5. Бондарчук B.C. Итальянское крестьянство в XVIII в. -М., 1980.

  6. Бурин С.Н. На полях сражений Гражданской войны в США. -М., 1988.

  7. Дементьев И.П. Американская историография Гражданской войны в США. -М., 1963.

  8. Егоров С.А. Конституционализм в США. -М., 1994.

  9. Ефимов А.В. США. Пути развития капитализма: Доимпериалистический период. -М., 1969.

  10. Иванов Р.Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США. М., 1964.

  11. История США. В 4 т. -М., 1984-1987. -T. I.

  12. К столетию Гражданской войны в США. Сб. ст. / Ред. А.В. Ефимова, Л.И. Зубока. -М., 1961.

  13. Куропятник Г.П. Вторая американская революция. -М., 1961.

  14. Согрин В.В. Идейные течения в американской истории: от отцов-осно­вателей до конца XX века. -М., 1995.

  15. Согрин В.В. Мифы и реальности американской истории. -М., 1986.

  16. Согрин В.В. Полити­ческая история США XVII-XX вв. -М., 2001.



II. Семинарские занятия
1. Подготовка к семинарским занятиям
Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза.

Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.

Этапы подготовки к семинарскому занятию:

  • Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

  • Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в учебной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

  • Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

  • После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

  • В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы. Практически каждая тема семинарского занятия содержит доклады по персоналиям, которые также необходимо подготовить в дополнение к конспектам семинара.

Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.
2. Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1


АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА:

СОБЫТИЯ, УЧАСТНИКИ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
План:

  1. Общая специфика социально-экономического развития Англии в первой половине XVII века.

  2. Предпосылки и причины революции.

  3. Характеристика пуританства, его роль и значение в революции.

  4. Пресвитериане и их место в Английской революции. Характеристика «Великой ремонстрации».

  5. Индепенденты как политическая группировка революционного лагеря.

  6. Левеллеры и их роль в революции.

  7. Движение диггеров.

  8. Историческое значение Английской революции.


Источники и литература:

-Практикум по новой истории (1640-1870). – Вып.1. – М., 1981.

-Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII – XVIII вв. – М., 1990.

-Хрестоматия по новой истории. – Т.1. – М., 1963.

-Кислица Н. А. Английская буржуазная революция середины XVIIв.: Практикум по новой истории. – Ч.1. – М., 1963.

-Английская буржуазная революция XVII в. – Т.1-2. – М., 1954.

-История Европы. – Т.4. – М., 1994..

-Барг М. А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М., 1991.

-Барг М. А. Кромвель и его время. – М., 1960.

-Барг М. А. Народные низы в английской буржуазной революции. – М., 1960.

-Павлова Т. А. Закон свободы: Повесть о Джерарде Уинстэнли. – М., 1985.

-Павлова Т. А. Кромвель. – М., 1980.

-Поулсен Ч. Английские бунтари / Пер. с англ. С. В. Кибирского. – М., 1987.

-Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. – М., 1979.
Методические рекомендации

Целью данного семинарского занятия является всестороннее рассмотрение процессов, проистекавших в Англии накануне, по ходу и по окончании революции XVII столетия. Приступая к характеристике положения Англии накануне революции необходимо подробно осветить специфику политического, экономического и социального развития королевства к началу революции. Особое внимание обращается на анализ взаимоотношений короля и парламента в первой четверти XVII. Необходимо выделить основополагающие причины конфликта между ними. Желательно также остановиться на изменениях в британском обществе первой половины XVII в., показать все более возвышающуюся роль буржуазии. Уместно дать характеристику пуританству как идейно-религиозному течению, обеспечившему идеологическую базу революционного лагеря.

Характеризуя события революции, на основе анализа документов необходимо дать оценку политическим взглядам пресвитериан, индепендентов, левеллеров и диггеров, обрисовать их социальную базу, их роль и место в революции, в докладах по персоналиям необходимо показать лидеров революции. Особое внимание надо уделить оценке роли в революции таких ключевых фигур как король Карл I, Оливер Кромвель, Джон Лильберн и Джерард Уинстэнли.

В заключении необходимо остановиться на историческом значении революции и ее месте в истории Англии. Желательно показать, как революция повлияла на дальнейшее политическое развитие будущей Великобритании (становление классического парламентаризма), на ее социальное (противостояние земельной аристократии и торгово-промышленных кругов) и экономическое развитие (подготовка экономического базиса промышленной революции).
Семинарское занятие № 2

ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АНГЛИЙСКИХ КОЛОНИЙ

В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

План:

  1. Предпосылки и причины войны английских североамериканских колоний за независимость.

  2. Характеристика «Декларации независимости» 4 июля 1776г.

  3. Конституция 1787г. и ее историческое значение для Северо-Американских Соединенных Штатов.

  4. «Билль о правах» 1791г.: общая оценка.


Источники и литература:

-Практикум по новой истории (1640-1870). –Вып.1. – М., 1981.

-Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв: Учебное пособие для вузов – М., 1990.

-Хрестоматия по новой истории. – Т.1. – М., 1963.

-Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. – М., 1993.

-Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. – М., 2004.

-История США. –Т.1. –М., 1983.

-Куропятник Г.П. Война за независимость и образование США. – М., 1976.

-Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984.

-Согрин В.В. Основатели США: Исторические портреты. – М., 1983.

-Согрин В.В. Джефферсон: Человек. Мыслитель. Политик. – М., 1989.

-Севастьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. –М., 1976.

-Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 1992.

-Фурсенко А.А. Американская революция и образование США. – М., 1978г.

-Яковлев Н.Н. Вашингтон. – М., 1973.
Методические рекомендации

Цель данного семинарского занятия заключается в изучении истории создания Северо-Американских Соединенных Штатов (США) и рассмотрении на основе анализа комплекса документов такой важной проблемы как становление американской государственности.

В начале занятия необходимо остановиться на проблеме создания английских колоний в Северной Америке, выделить эти колонии, определить их типологию (собственнические, королевские, корпоративные), обрисовать социальный состав (фримены, сервенты и т.д.), определить характерное экономическое разделение территории будущих Соединенных Штатов на северный и южный районы.

Кроме этого желательно отметить глубинные причины, изначально предопределившие грядущий конфликт метрополии и североамериканских колоний (особенно четко это можно проследить на основе анализа взаимоотношений Великобритании и колоний Новой Англии). Особо следует остановиться на политике Лондона в отношении колоний, на тех законах, которые тормозили экономическое развитие колоний и ущемляли их торговые интересы.

Освещая непосредственно этапы североамериканской революции, нужно подробно остановиться на тех требованиях, которые повстанцы предъявляли королю и, на примере документов, показать эволюцию их претензий от чисто экономических, до политических и требования независимости от Великобритании («Здравый смысл», «Декларация независимости»).

Говоря о событиях войны за независимость, помимо анализа собственно хода боевых действий, нужно обратить внимание на становление государственности в мятежных колониях. Для этого необходимо дать оценку документу, в котором декларировался вопрос формы объединения колоний («Статьи Конфедерации»).

Далее необходимо проанализировать конституцию САСШ и первые поправки к ней («Билль о правах», 1791г.), и попытаться оценить роль американской конституции в становлении демократии по-американски и в развитии государственности этой страны.

Семинарское занятие № 3

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по дисциплине б б новейшая история россии I. Интерактивные занятия
Переход к новой экономической политике: причины и предпосылки. Первые «нэповские» мероприятия
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран...
«Человек Нового времени: образ мышления, образ жизни, нравственные ориентиры, политические убеждения, трансформация сознания»
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconРабочая программа составлена на основании следующего умк: Программы...
Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по дисциплине сд. Ф новейшая история стран...
Семинар (от лат seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические указания по проведению промежуточного и текущего контроля...
Предусматривается подготовка реферата с письменным оформлением и использованием его материалов на практических занятиях в виде докладов...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества»
Методические разработки предназначены для преподавателей, работающих по дисциплине «История Отечества» со студентами 1-го курса заочного...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по подготовке рефератов по дисциплине «История Отечества»
Реферат по учебной дисциплине «История Отечества» выполняется на основании учебного плана
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси»
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Рынок ценных бумаг" специальностям...
Методические рекомендации преподавателю, ведущему семинарские занятия по дисциплине «рцб»
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история...
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине «история»
Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной...
Методические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная) история I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск