ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ Ни один обман в науке не вечен; в истории он возможнее, но
история, в сущности, не наука, там люди выворачивают каждый
фактик, как перчатку, в зависимости от того, какая сторона им
в данный момент нужна. И бывают комичные случаи, когда в одну
и ту же перчатку норовят сунуть две или три руки одновременно.
Иво Штука Предлагаемая энциклопедия не является оригинальной, а представляет собой компиляцию (потому составитель иногда фигурирует под псевдонимом К°) работ по истории специализирующихся в этой дисциплине учёных (в основном, российских и советских) с привлечением средневековых источников: летописей, хроник, житий и т.д. Так как автор не является профессиональным историком, то эта книга не является научным трудом и не может быть рекомендована в качестве учебного пособия. Написанная любителем, она и обращена к любителям ─ прежде всего к читателям исторических романов и отчасти к их создателям. Дело в том, что в научных трудах и учебных пособиях не так-то легко найти информацию о том или ином человеке, чья судьба нас интересует. К тому же большинство из подобных книг интересны только для специалистов, а для дилетантов попросту скучны.
Все исторические произведения ─ научные и художественные, исследовательские и популярные ─ тенденциозны (перечитай эпиграф), в том числе и данная энциклопедия тоже. Правда, составитель старался сохранять объективность повествования, приводя в случае неоднозначной оценки того или иного факта различные точки зрения, но число таких случаев неимоверно велико. Писать историю «без гнева и пристрастия», как советовал Тацит, просто невозможно. А потому компилятор {К° ─ то есть лично Я} выражает иногда и своё мнение.
Более всего, конечно, в искажении истории замешаны советские учёные, но их ведь тоже можно понять: напечатать идеологически не подработанную монографию {печататься же было необходимо: что за учёный без публикаций?} было в недавнее время неосуществимо. А в несколько более отдалённое время и небезопасно, как пел об этом Александр Галич:
А первый зэка, он с Севастополя,
Он там, черт чудной, Херсонес копал,
Он копал, чумак, что ни попадя,
И на полный срок в лагеря попал.
И жену его, и сынка его,
И старуху мать, чтоб молчала, блядь!
Чтобы знали все, что закаяно
Нашу родину с подниза копать!
Вообще-то, большой объём привлечённой к изучению разнообразной информации не оставляет равнодушным и заставляет быстро и незаметно для себя определить собственную позицию. Но, даже не разделяя взгляды некоторых историков {неважно, искренние или навязанные идеологией}, компилятор в этой энциклопедии отнюдь не игнорирует их. Признаюсь, что с некоторым внутренним сопротивлением я читал, например, историографа Н.М. Карамзина, академика Б. А. Рыбакова или писателя В.А. Чивилихина. Но неподражаемый стиль изложения первого, завораживающие гипотезы второго и эмоциональная изобразительность третьего не могут не привлекать, а потому цитаты из их произведений весьма значительны. Кстати, произведения художественной литературы также входят в круг составляющих компиляцию частей (см., например, статьи Александр Невский и Игорь Святославич с цитатами из романа А.И. Солженицына «В круге первом»). Для ищущих же скандальной популярности фальсификаторов истории места в данном издании не отведено, хотя компилятору приходилось изучать и их теории.
Энциклопедия «Средневековье» охватывает временной диапазон примерно от окончания Великого переселения народов до татаро-монгольского нашествия на Русь (от начала VII в. до 1237 г.). Кроме людей, населявших территорию собственно Руси, биографические данные приводятся и для деятелей соседних племен и государств: Поволжья (в первую очередь Хазарского каганата и Волжской Булгарии), некоторых балтийских и северных племён (эстов, ливов и т.д.), а также кочевников (главным образом, печенегов и половцев). Приведены извлечения из биографий и некоторых иностранцев, чья деятельность неотделима от истории Руси (Бруно-Бонифаций, Эймунд и т.д.).
Персоналии расположены в алфавитном порядке по именам, т.к. фамилий средневековая Русь ещё не знала. В названиях статей энциклопедии в круглых скобках даются другие варианты написания имени, а в квадратных ─ христианские имена после крещения или мирские для канонизированных святых. Иногда вместо неизвестного имени приводится отчество (см., например статью Андреич) или, в крайнем случае, прозвище (см., например, Нерадец). Для великих князей указывается римскими цифрами порядковый номер одноимённого княжения: ВСЕВОЛОД III ЮРЬЕВИЧ БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО [ДИМИТРИЙ].
В цитируемых средневековых источниках квадратные скобки заключают в себе восстановленные исследователями «тёмные» места документов, пострадавших от исторической «моли»; круглые скобки содержат поясняющие вставки тех же исследователей, фигурные повсеместно — суть ремарки компилятора, т.е. мои лично, в косых скобках — краткая ссылка на источник информации (вспомогательная ориентация для К° при поиске ошибок и проверке фактов). Курсивом отмечены ссылки на статьи энциклопедии, прилегающие к рассмотрению затрагиваемых вопросов, упомянутых лиц или событий. Курсивом отмечены также преемники и предшественники правителей или должностных лиц (митрополитов, посадников и т.д.). Курсивом даётся также датировка событий, принятая лично К°, для спорных дат в круглых скобках указаны встречающиеся в литературе другие варианты хронологии.
Следует оговорить, что ряд статей основан на гипотезах, выдвинутых самим К°: Акун, Володислав, Мстиша и некоторые другие. Автор стихов без указания автора ─ тот же К°. К°.
Список основных источников компиляции (ссылка на них даётся фамилией автора в круглых скобках после цитируемого отрывка).
Заходер Б.Н. ─ Каспийский свод сведений о Восточной Европе. 1962.
Егоров К. ─ Киевская Русь.
Зорин А. ─ Липицкая битва.
История русской литературы X-XVII веков. 1980.
Карамзин Н.М. ─ История Государства Российского.
Ключевский В.О. ─ Лекции по истории.
Коковцев П.К. ─ Еврейско-хазарская переписка. 1939.
Костомаров Н.И. ─ История России в жизнеописаниях главнейших её деятелей.
Лебедев Г.С. ─ Эпоха викингов в Северной Европе. 1985.
Митрополит Макарий (Булгаков) ─ История Русской церкви.
Новосельцев А.П. ─ Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. 1990.
Плетнева С.А. ─ Хазары. 1986.
Робинсон А.Н. ─ Литература Древней Руси… 1980.
Рыбаков Б.А. ─ Рождение Руси.
Снисаренко А.Б. ─ Рыцари удачи (Хроники европейских морей).
Соловьёв С.М. ─ История России с древнейших времён.
Татищев В.Н. ─ История Российская.
Шкрабо Д. ─ Русско-ливонская война 1240-1242 годов.
Янин В.Л. ─ Новгород - раскрытая книга русского средневековья. Повсеместно: ПВЛ ─ сокращение названия «Повесть временных лет», «Слово» ─ «Слово о полку Игореве», Патерик ─ Киево-Печерский патерик.
А ААРОН (IX-X вв.) — сын и преемник Вениамина, 12-й праведный {читай: принявший иудаизм} хазарский правитель {царь, каган-бек, бек-шад}. Время, проведённое им на троне (≈900-≈930), можно кратко назвать «началом конца» Хазарии, хотя сам Аарон, очевидно, здесь и не при чём: мы не можем предъявить лично ему, как правителю, никаких обвинений, кроме одного — в политической слепоте. Но эта черта присуща всем государственным деятелям, под чьим руководством их страны неуклонно шествуют «вверх по лестнице, ведущей вниз». Впрочем, кое о каких чертах личности Аарона мы можем судить по письму его сына Иосифа к Хасдаю Ибн-Шафруту — не думаю, что отец и сын сильно отличались друг от друга. Так что всё, что сказано в статье о личности Иосифа, можно легко и непринуждённо перенести на его отца и учителя. Короче: не хотел бы К° быть хазарином.
Хазарский каганат ─ первое государство на территории Восточной Европы, располагавшееся первоначально на западном побережьи Каспийского моря, включая низовье Волги и современный Дагестан. Примерно в середине VII в. Хазария выделилась из Тюрского каганата. В период наивысшего подъёма хазары владели землями от Каспийского моря до Чёрного, включая Крым. Государство хазар сложилось в результате борьбы с Великой Булгарией (см. статью Батбай), занимавшей в VII в. территорию Приазовья. Хазары победили, а болгары частично попали под власть каганата (см. статью Кубрат), частично откочевали на Запад (см. статью Аспарух). Веровный правитель хазар назывался каганом (хаканом и т.п.), как у многих тюркских племенных объединений. Однако с середины VIII в. всё большее значение стал приобретать шад ─ ближайший сановник {и ближайший родственник} кагана, собирающий подати и командующий армией. В результате в стране установилось двоевластие, при котором верховным владыкой формально считался каган, а всеми делами в каганате заведовал шад, который принял дополнительный титул бек. Некоторые историки считают, что хазары спасли Европу от мусульманского подчинения, так как в VIII в. они были союзниками Византии в борьбе с Арабским халифатом (см. статьи Барджиль и Булан).
Однако, как раз при Аароне фактически произошёл разрыв отношений между Хазарским каганатом и Византийской империей, некогда могущественными союзниками. Истоки неприятия понятны: принятие Хазарией иудаизма в качестве государственной религии. Войны, как таковой, не было, но за плоскими безволосыми лицами печенегов, досаждавших хазарам, легко разглядеть рельефные бородатые лики византийских василевсов {в описываемый период это был лик Романа I Лакапина, дельного и делового императора (919-944)}. За хазарами дело не стало: в каганате «жить хорошо» стало только приверженцам иудаизма, христианам же пришлось особо тяжко; в Византии, понятно, начались гонения на евреев. Отмечен и конфликт хазар с Русью, также имевший религиозную подоплеку {см. Олег Вещий}.
В правление Аарона восстали аланы {930}, всего два десятилетия назад бывшие преданными вассалами каганата {аланы ─ племенной союз кочевников скифского происхождения в степях между Доном и Аральским морем; в позднюю византийскую эпоху часть алан занимала Предкавказье, большинство же ушло с гуннами на Запад}. Причина всё та же: невозможность широкого распространения иудейской религии среди народов, этнически не принадлежащих к евреям. Аланы предпочли чуждой им вере христианство и даже возвращение в родное язычество. Современный историк Константин Егоров так комментирует положение, в котором оказался Аарон: «Но кто же виноват в том, что твои подданые отвергают твою религию и принимают верования тех, кто за горами (Грузия, Армения), или за морями (Византия)? А дальше от злости и бессилия всё, что происходит, можно объяснять в рамках "теории заговора" — и очередное лёгкое обострение иудофобии в Византии, и нападения никем не контролируемых тмутараканских русов». {Тмутараканский инцендент изложен в статье Хельг.}
О войне с аланами говорится в так называемом «Кембриджском документе»: «Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь. Но Аарон нанял против него царя турок, так как тот был [с ним дружен], и низвергся царь аланский перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почет и взял дочь его в жены своему сыну, Иосифу. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю]. И с того дня напал страх перед казарами на народы, которые (живут) кругом них». Насчёт сомнительного почёта, оказываемого путём пополнения царского гарема дочерями строптивых вассалов, сомневаться не приходится — это была общераспространённая методика в средние века, а у хазар, доведённая до штампа (см. статьи Алп-Илитвер, Аскал и Блучан).
В «Кембриджском документе» говорится о событиях, имевших место при правлении трёх хазарских царей: Вениамина, Аарона и Иосифа. О. Прицак распределил времена их правление так: первым двум выделил по 20 лет, а Иосифу — 40, так что у него Вениамин правил около 880—900 гг., Аарон — около 900—920 гг., а Иосиф — около 920—960 гг. Даты эти условны и, учитывая, что война с аланами произошла оволо 930 г., конец правления Аарона следует соотнести с этой датой.
Этот отрывок из письма неизвестного хазарского еврея неоправданно и амбициозно оптимистичен {«Кембриджский документ» написан уже в правление Иосифа и датируется ≈960 г.; А.П. Новосельцев даже считает возможным, что он составлен после падения каганата}. С трудом подавив восстание алан, {при помощи нанятых турок-гузов, бывших в качестве друзей хуже врагов: вскоре они примут участии в сокрушении Хазарии} каганат лишь отсрочил свой неизбежный крах. Его былой авторитет среди соседних племён падал вниз «стремительным домкратом». Олег Вещий ещё в конце прошедшего IX в. присоединил к Киевской Руси большинство восточных славян, отказавшихся платить дань кагану {а хазары этого и «не заметили»!}. Волжские булгары, продолжая формально признавать зависимость от Хазарии, отдалились от неё: в 922 г. булгарский хан и его окружение приняли ислам. К этому событию был причастен араб Ибн Фадлан, отразивший его в своей «Записке (Рисале)» (см. статью Алмас).
Некоторые факты, приведённые Ибн Фадланом, отражают трения, возникшие между Волжской Булгарией и Хазарией в правление Аарона. Принятие ислама, по замыслу булгарского хана Алмаса, должно было обепечить ему поддержку в проводимой им политике независимости от Хазарии: не зря он просил у арабов помощи в постройке крепости именно для защиты от иудеев, поработивших его. То, что отношения между Хазарией и зависимой от неё Булгарией в тот период были весьма напряжёнными, подтверждается историей с дочерями Алмаса (см. вышеупомянутую статью Аскал). Известно также, что сын повелителя булгар находился в заложниках у хазар, что говорит о недоверии, которое испытывал правитель каганата к своему булгарскому вассалу.
Внутренние трения в стране также сильно ослабляли каганат в Х в. Национальное войско стало ненадёжным, возросла роль наёмников. Последние не случайно набирались из мусульман: число исповедовавших ислам в последней столице каганата ─ Итиле (Атиле) {общеизвестно, что так называлась в то время Волга, в устье которой и был расположен этот город} ─ превышало число приверженцев иудаизма. Но и с магометанами отношения у царя хазар были далеки от добросердечных, как заметил тот же Ибн Фадлан. Когда в Хазарии мусульмане пытались выразить свою солидарность с принявшей ислам Булгарией, хазарский царь {а это был, по всей видимости, как раз Аарон} в этих условиях проявил необычную стойкость и волю: ссылаясь на разрушение мусульманами синагоги в каком-то Дар ал-Бабунадж, он разрушил минарет в Итиле и казнил муэдзинов.
Правители, желая упрочить своё положение, превратили верховного кагана {некогда действительно владыку государства, затем ─ совластителя и, наконец, формального представителя двоевластия} в некоего «козла отпущения». По описанию Мас'уди {начало 40-х годов Х-го века} каган стал подобием жертвенного животного. В случае какого-либо бедствия (голода, войны и т. п.) знатные люди и народ приходили к царю и требовали выдать им кагана, считавшегося ответственным за эти несчастья. Царь мог выдать кагана, мог казнить его сам, но мог и сохранить кагану жизнь.
Характерен упадок ремёсел, основную роль в экономике стали играть торговые сделки типа «купи-продай» {несомненно под влиянием евреев, нахлынувших в каганат}. Русь тогда не смогла воспользоваться слабостью «неразумных хазар», т.к. в период бездарного правления Игоря Рюриковича «отдыхала» между двумя великими {по названию и по сути} княжениями Олега Вещего и Ольги Святой. Но до разгрома Хазарии войском Святослава в момент написания письма оставалось всего ничего — лет пять.
|