Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди





НазваниеСтаврополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди
страница1/28
Дата публикации19.05.2015
Размер4.81 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


В. А. Овсянников

СТАВРОПОЛЬ — ТОЛЬЯТТИ

Страницы истории

Часть II
ДЕЛА И ЛЮДИ

ТОЛЬЯТТИ 1999

БК (63.3 2Р-4 Сам-2 Тол) я 72 034

Художник Лариса Хафизова

Овсянников В. А.

034 Ставрополь — Тольятти. Страницы истории.

Часть II. Дела и люди. — Тольятти: п/п «Современ­ник»; 1999 — 400 с. ISBN 5-85234-100-2

Очерки и рассказы о жителях Ставрополя — Тольятти помогут читателям полнее и лучше понять дела и поступ­ки наших предков, оценить их деяния. Молодому поколе­нию эта книга поможет углубить знания школьного курса истории нашей Родины.

ISBN 5-85234-100-2 © Овсянников В. А., 1999

Дорогой читатель!
Новую для себя книгу всегда открываешь с волне­нием, что она принесет тебе радость встречи с новым или... разочарование. Это зависит от тематики книги и от автора тоже: знаком он тебе или нет. Эту книгу я открывал с любопытством — поскольку она посвя­щена истории нашего края, края, где мы живем. Лю­бопытство было и в том, что автор профессор исто­рии Овсянников Валентин Александрович мне хоро­шо знаком уже много лет, я слежу за его творчест­вом, радуюсь его успехам.

Новая книга Валентина Александровича Овсянни­кова является продолжением, второй частью широко известной в городе «Истории Ставрополя — Тольят­ти. Страницы истории», которая служит базовым по­собием школьникам города для изучения истории родного края.

Для нас, тольяттинцев, знание прошлого города, его славных традиций особенно важно. Город-то в ос­новном молодежный, в котором много приезжих. Многие наши горожане не имеют такого непосредст­венного жизненного опыта, который присущ людям старшего поколения. А без знания прошлого, без его понимания мы не можем по достоинству оценить на­стоящее.

История города, как в зеркале, отражает многие славные страницы прошлого нашей Родины. На стра­ницах этой истории мы встретим имена, которыми вполне заслуженно гордится наш народ. Некоторые из них у многих на слуху, другие — теряются в про­шлом. Это тоже привлекает. Впервые автор дает краткую историю культуры в нашем городе.

Несколько лет назад мы с Валентином Александ­ровичем обещали рассказать землякам о промыслах и ремеслах наших предков. В этой книге автор вы­полняет данное обещание. Мне вдвойне приятно, что проиллюстрировала страницы книги уважаемая мною художник Лариса Хафизова.

Дорогой читатель! Желаю Вам приятной встречи с этой книгой, в издании которой участвовала наша финансовая компания «Акции и инвестиции».

Ш. Н. Ахмеджанов,

генеральный директор


ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА
В сложное и непростое время мы с вами живем. Дол­гие годы мы вполне обоснованно гордились теми огромны­ми сдвигами в области развития культуры. Вместе с тем за победными рапортами мы немало упустили и даже потеря­ли из-за административно-командных методов руководст­ва духовной сферой, «остаточного» принципа руководства культурой. В результате культурная жизнь усреднялась и обеднялась, теряла связи с духовным наследием прошлого и общемировыми традициями, резко снизились культур­ные запросы населения.

В этих условиях главная задача состоит в том, чтобы создать все условия для подъема культурной сферы, для всемерной активизации интеллектуального, духовного по­тенциала. Никакая демократизация и никакие экономиче­ские преобразования в обществе не приведут нас к успеху без прогресса в области культуры.

Важная роль в этом принадлежит истории культуры, без знания которой трудно рассчитывать на эффективность современной культурной политики, на коренное улучше­ние нравственного и эстетического воспитания людей, в конечном счете, на формирование патриотизма.

За свой многовековой путь развития русская культура накопила непреходящие духовные ценности, громадные идейно-художественные сокровища. В произведениях по­этов, художников, писателей, тесно связанных с творчест­вом народных масс, отразилась многообразная жизнь на­рода, его радости и горести, его освободительная борьба, его ратные подвиги и трудовые будни.

Значительное место в истории культуры XVIII века за­нимало творчество крепостных. Во второй половине века получают большое распространение крепостные театры. В Ставропольском уезде крепостные театры были в имении екатерининского бригадира Н. А. Дурасова (умер в 1818 г.) и в имении другого екатерининского бригадира Петра Пе­тровича Тургенева. Последний в 1809 году избирался предводителем ставропольского дворянства. Многое в ор­ганизации подобных театров было от тщеславия, от стремления следовать моде, Актеры, декораторы, костюмеры, музыканты в крепостных театрах состояли из крепостных крестьян. Но вместе с тем, надо признать, что все же кре­постные театры сыграли свою роль в развитии театраль­ной культуры и, в частности, способствовали выявлению множества актерских дарований.

Конечно, крепостные театры служили небольшому КРУГУ дворянства, а для широких народных масс были шумные, яркие ярмарочные представления, в которых пе­трушечный театр занимал центральное место, оставаясь, как и встарь, одним из наиболее любимых народных раз­влечений. Любимыми зрелищами и потехами горожан и сельских жителей были пляски дрессированных медведей, петушиные бои, игры и гулянья.

По мере обострения крепостнической системы происхо­дило постепенное отмирание крепостного театра и впослед­ствии общественно-культурная миссия театра проявилась в любительских самодеятельных театральных кружках.

У истоков самодеятельного театрального искусства в Ставрополе был врач кумысолечебницы Петров Павел Ва­сильевич, выпускник Казанского университета. Приехав на работу в Ставрополь, он собрал вокруг себя любителей театра. Первый спектакль, который поставил врач Петров в качестве режиссера, была пьеса Н. В. Гоголя «Женить­ба». Произошло это 10 июля 1886 года.

Ставропольчане тепло отозвались на рождение своего самодеятельного театра, и кружок вскоре поставил воде­виль «Муж, жена и друг дома». В этих первых спектаклях были заняты самодеятельные артисты: Никольский, Иль­инский, А. Воронцов, М. Воронцова, Шемановская. Через неделю (18 июля) они сыграли пьесу Тиханова «Через край».

После того, как врач Петров покинул Ставрополь, лю­бительский драматический кружок, лишившись своего признанного лидера и режиссера, не распался. Ядро сфор­мировалось крепкое.

В начале века предводителем ставропольского уездно­го дворянства был избран молодой Наумов Александр Ни­колаевич. При нем культурно-просветительная работа в городе резко шагнула вперед, в основном за счет массово­сти. В практику деятельности городской интеллигенции прочно пошли проводимые литературно-музыкальные ве­чера.

1I ер вый общегородской подобный вечер состоялся 4 января 1901 года; впоследствии вечера проводились ежене­дельно. Основываясь на газетном отчете, можно предста-ПИТ1, себе программу второго литературно-музыкального вечера, проходившего 21 января 1901 года.

Вечер состоял из двух отделений. В первом выступила Софья Иосифовна Сосновская, она сыграла на рояле «Со-

1вй» Алябьева, чтец-декламатор Волков прочитал рас-

ОММ А. Толстого «Василий Шабанов». А. К. Мясникова спела песню Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегу­рочка». Ее меццо-сопрано, как всегда, доставило всем ог­ромное удовольствие.

Второе отделение открыл чтением отрывка из поэмы II. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» господин Ершов. Господин Л-ков сыграл на скрипке «Вечернюю серенаду» Шуберта. Цена билетов на подобные литературно-музы­кальные вечера колебалась от 5 до 50 копеек.

Часто в подобных концертах участвовали и другие представители городской интеллигенции. Учитель Сима­ков читал рассказ «Забытый рудник» Немировича-Данчен­ко, другой учитель Осиповский выступал с чтением отрыв­ка из рассказа «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Досто­евского. Учитель Г. С. Москалев любил читать рассказы А. П. Чехова, в частности, его «Ваньку». Известно, что на этих вечерах представитель местной интеллигенции госпожа С. А. Иванова читала рассказ А. М. Горького «В степи». Госпожа Капустянская читала рассказ «Ста­рый звонарь» В. Г. Короленко. Всегда желанным для зрителя участником концерта был Ермилов, его пре­красный баритон нравился многим, а он любил испол­нять романс П. И. Чайковского на слова А. Толстого «Благословляю вас, леса». Иногда вместе с Сосновской принимал участие в концертах Трамболини, виртуозно игравший на мандолине ряд этюдов Листа и других из­вестных композиторов.

Музыкальные силы города окрепли настолько, что 27 июля 1909 года самодеятельные артисты поставили оперу П. И. Чайковского «Чародейка» — далеко не самое удач­ное произведение великого композитора, — но самодеятельных артистов привлекла эта реалистическая народно-бытовая трагедия. Зрители с большим интересом следили за разворачивающимся сюжетом из русского народного быта, за судьбой Настасьи.

Была в городе своеобразная музыкальная среда, в кото­рой находили отклики происходящие музыкальные собы­тия. В начале века служил акцизным чиновником некий Николай Осипович Цвилинев. «Среднего роста, тшедушный, сильно сутулый, с серым цветом лица, почти без всякой рас­тительности на нем, Николай Осипович был существом нео­бычайно желчным, раздражительным... Однако дома он пре­ображался, часами играл на виолончели, фисгармонии. Не было в городе музыкального концерта, на котором бы он ни присутствовал, строго следя за малейшей фальшивой нотой. Фальши в музыке, как и в жизни, он не терпел.

В городе много лет говорили о хорошем оркестре для курзала. В мае 1900 года владелец курзала Борисов А. С. поехал в Казань и привез оттуда оркестр, по воспоминани­ям ставропольчан, «более похожий на крыловский квар­тет». Однажды этот оркестр во время игры на танцах (ор­кестр располагался на хорах) устроил между собой такую потасовку, что доигрывать вечер пришлось под присмот­ром полицейского.

Конечно, подобная музыка никого не удовлетворяла. Весьма авторитетный в Ставрополе врач Иван Гаврилович Хлебников в заметках о 1904 годе писал: «Мы встречаем в Ставропольском курзале, гостеприимно приютившем го­родской клуб с полным буфетом горячительных и прохла­дительных напитков, имеющем танцевальный зал со сце­ной, ежегодно приглашающий недешевый оркестр (1.000 рублей) и гостеприимно распахивающий двери всякому, имеющему сезонный билет. Почти ежедневно с 7 часов ве­чера и до 1—2 часов ночи с открытием сезона до 1 авгус­та одни и те же избитые мотивы. Такая музыка через день собирает в залу молодежь для танцев. Правда, глухому Ставрополю в продолжении 9 месяцев, не слышавшему у себя дома и шарманщика и не имеющему помещения для устройства спектаклей и танцевальных вечеров, должна нравиться и такая кричащая музыка».

Лишь только в 1909 году с оркестром городу повезло. Городская Дума заключила договор с оркестром «духовой музыки» под руководством дирижера Смирнова Григория Леонидовича. Оркестр в составе 12 музыкантов был на­нят с оплатой за сезон 1.300 рублей. Более трех лет еже­годно этот оркестр в летнее время постоянно играл в Ста­врополе.

Одной из особенностей городской культуры в дорево­люционное время следует отметить активное участие в ней первых лиц города. Нередко в благотворительных концер­тах, проводимых в городе, с сольным пением выступал предводитель ставропольского дворянства, Почетный гражданин Ставрополя А. Н. Наумов. Еще учась в Москов­ском университете, он серьезно занимался пением, брал уроки у известных музыкантов.

Другой предводитель дворянства, сменивший на этом посту Наумова — Сергей Александрович Сосновский, сам не выступал в концертах, но его жена Софья Иосифовна была непременным участником почти каждого благотвори­тельного концерта. Более активному ее участию в концерт­ной деятельности мешало состояние ее здоровья. Жена председателя уездной Управы Тресвятского — Вера Ива­новна также была не только участницей подобных концер­тов, но всегда душой и организатором их.

Вообще следует заметить, что своих местных исполни­телей встречали тепло, может быть, потому, что свои? Или настолько плохи были заезжие гастролеры? Как-то раз в 1909 году группа молодежи устроила в курзале спектакль, сбор от которого предназначался в пользу «недостаточно» обеспеченных учениц женской гимназии. В рецензии на этот спектакль говорилось: «На публику, измученную раз­личными инвалидами сцены, подвизавшимися все лето на сцене курзала, этот спектакль произвел освежающее впе­чатление».

С постройкой неплохого концертного зала в дачном клубе в летнее время всегда в городе гастролировали пере­движные драматические и оперные труппы. К сожалению, пока мы мало о них знаем, известно, что летом 1904 года в городе два месяца продолжались гастроли украинской труппы под руководством режиссера Ф. Ф. Кириленко. Эта труппа ставила и драматические и музыкальные спек­такли. В частности, они показали ставропольчанам опе­ретты «Грешница», «Наталка-Полтавка», «Шельмено-денщик» и некоторые другие. Особенно горожанам полюби­лись артисты из этой труппы: Рашимова, Наронович, Че-ремных, Соколова и Лобаненко (двое последних были лю­бители из Самары).

Когда набирали труппу, в последний момент выясни­лось, что двое из труппы уже уехали с другой труппой, по­этому пришлось пополнить труппу любителями. И если с голосом было вроде бы неплохо, то совсем плохо было с де­корациями и костюмами. Некоторые оперетты ставились зачастую безо всякого аккомпанемента оркестра и даже рояля. Горько проводить параллели, но сейчас наоборот, музыкальный фон записан прекрасно, а вот голоса у пев­ца нет.

Гастролировал в Ставрополе Александр Петрович Ка-рагеоргиевич — известный тогда исполнитель русских на­родных песен. Конечно, заезжали в город и такие бродя­чие труппы, которых в большие города не пускали, по­скольку у них не было ни декораций, ни музыкального со­провождения. Да и среди актеров была только половина действующих лиц пьесы.

В середине 19 века провинцию обслуживали главным образом частные театральные труппы, т. е. антрепризы. Артистов нанимали на определенный срок или на опреде­ленные спектакли. Хозяин антрепризы — антрепренер — возил эту труппу по провинциальным городам, в Москве и Петербурге частным труппам не разрешали играть. Столи­цы обслуживались исключительно императорскими теат­рами.

«Королем» провинциальной антрепризы по праву счи­тался Петр Михайлович Медведев — личность весьма при­мечательней в театральной истории России. Он окончил Московское театральное училище, был режиссером, пре­красным актером, но прославился как организатор теат­рального дела.

Он любил актеров, заботился о них, но ни в коем слу­чае не позволял снижать планку художественного уровня. Его по праву можно назвать воспитателем и поставщиком талантов на главные российские сцены. В его антрепризе работали ведущие российские актеры: П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, В .Н. Давыдов, К. А. Варламов, А. П. Лен­ский, М. И. Писарев и другие. В 1880 году Петр Михайлович привозил на гастроли в Ставрополь актеров Большого театра, которые испол­няли сцены из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Опричника» П. И. Чайковского. В 1887 году актеры старейшего российского драматического театра — про­славленной Александринки — показывали в Ставрополе спектакль «Завоеванное счастье» по пьесе немецкого ав­тора Э. Бауэрфельда. Это была комедия в 3-х действиях, переделанная с немецкого. В Санкт-Петербурге эта пьеса не пошла, было всего два представления: одно в 1874 го­ду, а второе — в 1886 году. Шумного успеха она не по­лучила и в Ставрополе, хотя рассчитывали на провинци­альность зрителя.

На следующий год группа драматических актеров из Нижнего Новгорода под руководством Д. К. Вельского по­казывала в городе сцены из разных спектаклей. В частно­сти, сцены из пьесы А. С. Суворина «Татьяна Репина». Это была комедия в 4-х действиях знаменитого петербургско­го писателя и книгоиздателя. К сожалению, ее только что готовили к постановке в Петербурге, а в отрывках ее по­казали в Ставрополе. Эта труппа показала и отрывок из исторической драмы Петра Николаевича Полевого «Пра­вительница Софья» и никому не известной пьесы Крылова «Пережитое горе».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconУрок соревнование «Листая страницы истории края…»
В соревновании участвуют 4 команды: 1 команда «Следопыт», 2 команда «Краевед», 3 команда «Эрудит». Каждой команде нужно преодолеть...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconКонтрольная работа по отечественной истории на тему
Пункты и подпункты не могут быть меньше страницы, иначе их выделение не целесообразно. Между пунктами и абзацами основной части не...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПрименение it в банковском праве (бюро кредитных историй)
В состав кредитной истории, согласно закону рб входят три части: Титульная часть Основная часть Закрытая часть
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconДоклад на районную научно-практическую конференцию по теме: «Школа...
Судьба страны в обозримом будущем зависит от того, что за люди её населяют – кем они себя ощущают в жизни, какие ценности формируют...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПричины экологических изменений в Тольятти
России, весьма напряжённая. Плотность промышленной застройки в городе примерно в 3-4 раза больше, чем в среднем по России. По условиям...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 городского округа Тольятти
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconОплата труда в современной России
Ниже нами предложен пример того, как оформлены все рефераты нашего сайта. Каждый реферат состоит из введения (1 страница), главы...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я и составная часть нравственности – гордость за свое Отечество. Наш педагогический, гражданский долг – сделать все, чтобы молодое...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПлан урока по теме: «Web-страницы и web-сайты. Структура web-страницы.»...
Обучающая организовать деятельность учащихся по изучению новой темы; ознакомить учащихся с понятием сайта, структурой web- страницы,...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПрограмма по истории класс
Программа) составлена на основе Примерной учебной программы по истории и определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПрограмма по истории класс
Программа) составлена на основе Примерной учебной программы по истории и определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconДистанционный курс изучения истории преподаватель: ковалева татьяна сергеевна электронная почта
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconДень рождения школы. (40-летний юбилей)
Сегодня в этом зале собрались люди, в которых не погасла искра школьного братства, и, поэтому, оставив все дела и проблемы, Вы находитесь...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кемеровской областной научной библиотеки состоялось открытие Музея истории библиотечного дела Кемеровской области. Музей создан при...
Ставрополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди iconТематическое планирование курса «История России» по программе А....
Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона- часть истории Родины. Исторические источники...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск