Скачать 0.69 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.6 ЛЕКСИКОЛОГИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303.65 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ (очная форма обучения) СД.4 ЛЕКСИКОЛОГИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) (сокращенная программа, очно-заочная форма обучения) Утверждено на заседании кафедры иностранных языков факультета ФЖ и МК протокол № 7 от 25 февраля 2013 г. Зав. кафедрой _________________________С.А.Виноградова СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Л.К. Рахманкулова 1.2. Рецензенты: Кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики МГИ Музычук Н.А. Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Лобовская Т.В. 1.3. Пояснительная записка:
-ознакомление студентов как с уместными общелингвистическими постулатами, так с теоретическими основами предмета, существующими трактовками основных проблем в сфере словарного состава, с методами лингвистического анализа, используемыми в лексикологии; - развитие у студентов критического осмысления существующих теорий на основе использования общих принципов лингвистики, что является необходимым компонентом подготовки к будущей самостоятельной педагогической и научной деятельности молодого специалиста - ознакомление студентов с новейшими лингвистическими достижениями в сфере лексикологии в общем и английской лексикологии в частности
Лексикология английского языка является обязательной дисциплиной, включенной в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью. Лексикология английского языка, наряду с предшествующими ей курсами языкознания, истории языка, теоретической фонетики, и последующими курсами теоретической грамматики, стилистики и типологии, принадлежит к кругу дисциплин, основной целью которых является описание либо языкового строя в целом, либо отдельных его уровней в свете современных концепций науки о языке
Студенты должны знать - структуру и тематику курса - методы и приемы работы со словарным составом языка - значение терминов, употребляемых в различных теориях - структуру и принципы составления словарей различных типов Студенты должны уметь - проводить анализ семантической структуры соотносительных слов в различных языках - анализировать синонимические, антонимические и другие группы слов -анализировать сочетаемость соотносительных слов в английском, русском и втором иностранном языках - проводить анализ фразеологических единиц в связном тексте - проводить этнологический анализ различных текстов - самостоятельно делать выводы и обобщения из наблюдений и анализа фактического материала - реферировать научную литературу - работать со словарями различных типов
1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности Лексикология 80 Предмет лексикологии. Слово - основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слова. Функции слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Типы лексических значений. Роль семантической эволюции слов в обогащении словарного состава. Многозначность и однозначность слов. Значение и употребление слов. Роль словообразования в пополнении словарного состава. Роль заимствования в обогащении словарного состава. Источники заимствований. Устойчивые словосочетания фразеологического и нефразеологического характера. Классификация фразеологических единиц. Лексические пласты и группы в словарном составе языка и их роль в процессе коммуникации. Территориальная и социальная дифференциация лексики. Неологизмы, архаизмы и историзмы. Классификация синонимов. Типология антонимов и омонимов. Основные типы словарей. 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Предмет лексикологии, теоретическая и практическая значимость изучения лексикологии, связь лексикологии с другими разделами языкознания, основные единицы Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и свойства значимых единиц языка. Понятие об общей, специальной и контрастивной, исторической лексикологии. Гипотеза лингвистической относительности Сепира- Уорфа, идиоэтнические и лингвокультурологические характеристики словарного состава языка, взаимосвязь между развитием концептуальной системы этноса и изменением и обогащением словаря. Значимость изучения лексикологии для прикладной лингвистики – лексикографии, терминологии, инженерной лингвистики – и для нужд методики преподавания иностранных языков в сфере отбора необходимого минимума лексического материала, речевого этикета, социальной и ситуационной стратификации речи. Связи лексикологии и фонетики: функции словесного ударения для разграничения словосочетаний и сложных слов, изыскания в исторической фонетике и фонологии, необходимые для диахронического изучения полисемии, синонимии и омонимии. Точки соприкосновения между лексикологией и стилистикой в сфере коннотаций, дифференцированного употребления словаря в зависимости от особенностей акта коммуникации. Взаимозависимость грамматики и лексикологии в сфере значения и формы. Словообразование как маргинальная область, лежащая на стыке грамматики и лексикологии. Понятие о лексеме. Виды лексем: морфема, слово, словосочетание. Промежуточные единицы: сокращения, глаголы с послелогами, сложные слова. Предложения с фатической функцией. Тема 2. Типы лексем, слово как основная структурно-семантическая единица языка. Семиология, лингвосемантика и слово как языковой знак. Знак, значение, концепт. Морфема как наименьшая смысловая единица. Типы морфемного значения: лексическое, функциональное, дифференцирующее и дистибутивное. Принципы классификации морфем. Корневые и аффиксальные морфемы. Типы аффиксальных морфем: функциональные и деривационные. Свободные и связанные морфемы. Понятие об алломорфах. Характеристика слова как основной структурно-семантической единицы языка. Дефиниции слова. Слово как языковой знак. Грамматическая парадигма. Полные и ущербные парадигмы. Варианты слова: лексико-семантические варианты полисемантичного слова, морфологические и фонетические варианты. Слово в системе языка и в системе речи. Характеристика языка как знаковой системы в семиологии и особенности слова как языкового знака. Ф.де Соссюр как основоположник лингвосемантики и его теория значения. Типы мотивации слова Фразеологические единицы, их общая характеристика, функциональное и семантическое сходство со словами. Пограничные случаи. Тема 3. Типология значений в гуманитарных дисциплинах. Лингвистическая типология значений. Лексическое и грамматическое значения слова. Типы лексических значений. Проблема значения как кардинальная проблема науки вообще и гуманитарных наук в частности. Значение в логике, семиотике, философии и психологии. Референциональные, ментальные и антименталистические (бихевиоризм) теории значения. Функциональная теория значения в лингвистике. Лингвистическая типология значений. Типы языкового значения по Дж. Личу. Вариации на тему семантического треугольника. Словесное значение как единство лексического и грамматического значений. Лексическое значение слова: денотативный и коннотативный компоненты. Денотативный компонент и концепт. Типология коннотативных значений: эмотивный заряд и стилистическая предназначенность. Словесное значение и концепт. Тема 4. Структура лексического значения, компонентный анализ, иерархия сем, типы сем. Способы анализа лексического значения. Понятие об ЛСВ. История развития теорий компонентного анализа. Линейное и иерархическое представление компонентов значения. Способы минимизации се6мантических компонентов. Типы семантических множителей (сем) Маркеры и различители (Дж. Катц и Дж. Фодор). Классемы, тематические семы и дифференциальные семы. Структура лексического значения в теории М.И.Никитина: гипероним, гипонимы, эквонимы. Интенсиональные и импликациональные семы. Сочетаемостные семы Е. Косериу. Особенности лексических единиц, поддающиеся компонентному анализу (термины родства versus имена естественных классов) Особенности компонентного анализа в американской лингвистике (неразличение омонимов в семантической структуре полисеманта, линейное представление семантических множителей). Ограниченность компонентного анализа. Тема 5. Полисемия, семантическая структура многозначного слова, контекст и полисемия, полисемия и омонимия. Семантическая эволюция слов и обогащение словарного состава. Моно- и полисемантические слова. Полисемия как ингерентное свойство языка. Контекстуальные, окказиональные и узуальные значения. Семантическая структура полисеманта. Семантические связи – классификационные и импликационные – ЛСВ полисеманта. Принципы классификации ЛСВ. Способ именования: прямой/косвенный. Стилистические характеристики: нейтральный/стилистически окрашенный. Этимологический принцип: исконный/производный. Исторический принцип: этимологический/архаичный/исчезнувший/современный. Полисемия и контекст. Типы контекста для определения ЛСВ: грамматический, лексический, экстралингвистический. Омонимия и полисемия: этимологический, семантический. Дистрибуционный и орфографический критерии разграничения. Причины возникновение омонимов. Семантическая эволюция как одна из причин возникновения омонимов. Причины семантической эволюции слов. Характер и результаты семантической эволюции. Заимствования как один из способов развития и обогащения словаря. .Влияние заимствований на семантическую структуру слов, на диалектные варианты национального языка, на систему словообразования и модели словосочетаний. Тема 6. Свободные словосочетания, устойчивые словосочетания нефразеологического характера, и фразеологизмы. Принципы классификации фразеологических единиц. Свободные и фиксированные (фразеологические) словосочетания. Мотивация в словосочетаниях. Степени мотивации. Пограничные случаи. Основные характеристики словосочетаний: лексическая и грамматическая валентности. Интерпретация фразеологических словосочетаний в англо-американской лингвистике. Классификации фразеологизмов В.В.Виноградова: фразеологические сращения. Фразеологические единства и фразеологические сочетания. Классификация А.И.Смирницкого, основанная на функционировании фразеологизмов как эквивалентов слов; фразеологические единицы и собственно идиомы. Классификация Н.Н. Амосовой, основанная на понятии фиксированного контекста: фраземы и идиомы. Ограниченность основных принципов выделения фразеологизмов. Тема 7. Семантическая структура словаря: гипонимические, партитивные, антонимические, конверсивные и синонимические отношения. Общее понятие о семантических макро- и микроструктурах словаря. Партитивные и гипонимические глобальные отношения в лексике. Партитивные отношения в лексике: партитивы и конгломеративы. Определение гипонимических отношений в терминах классов, в терминах импликационала и экстенсионала и в терминах несимметричной импликации. Гипонимы и гиперонимы разных уровней обобщения. Неопределимые гиперонимы: вещь, сущность, явление. Отсутствие симметрии в гипогиперонимических цепочках в естественном языке. Семантические микроструктуры словаря: эквонимы, синонимы, оппозитивы (антонимы и конверсивы) Определение эквонимов. Семантическая эквивалентность, взаимозаменяемость в контекстах как критерии синонимии. Классификация синонимов. Вариации в денотативном значении синонимов. Синонимические ряды: доминанты, дублеты и триплеты. Полная и тотальная синонимия. Контекстуальная синонимия. Закон синонимической аттракции. Оппозитивы: антонимы. Контрарные и контрадикторные антонимы. Антонимия и признаковые слова. Антонимия и имена естественных классов. Оппозитивы: конверсивы. Конверсивный признак как признак вещи, существующий только при вовлечении вещи в определенные отношения. Понятие о симметричных и несимметричных отношениях. Максимальные и взаимодополнительные различия парных конверсивных признаков. Способы выражения понятий-конверсивов: лексический, грамматический, лексико-семантический Тема 8. Специфические пласты лексики и их роль в коммуникации. Социальная обусловленность табу и эвфемизмов. Языковая политика и политкорректность. Жаргон, слэнг, арго. Тема 9. Словообразование Понятие о словообразовании. Типы словообразования, различные способы классификации словообразовательных процессов, продуктивность словообразовательных средств. Основные понятия теории словообразования: мотивация, словообразовательная производность, словообразовательное правило Словопроизводство. Аффиксация: словообразовательные и формообразовательные аффиксы. Префиксальные и суффиксальные деривативы. Классификация префиксов и суффиксов. Back-formation Конверсия. Семантические отношения исходного и производного слов. Конверсия в различных частях речи. Конверсия и другие типы словообразования. Словосложение. Критерии сложных слов. Классификация композитов. Аббревиация: типы аббревиатур Тема 10. Территориальная дифференциация лексики. Особенности словарного состава английского языка за пределами Англии. Американский вариант английского Историко- политические предпосылки распространения английского языка. Основные варианты английского языка. Особенности словарного состава Британского и Американского вариантов. Заимствования из местных языков в Канадском, австралийском и Индийском вариантах английского языка. Региональные варианты Британского и Американского английского. Тема 11. Проблемы лексикографии. Основные типы словарей. Классификация лингвистических словарей. Основные типы специализированных словарей. Словари для изучающих язык. Структура и состав словарной статьи. Проблемы отбора, организации и толкования значений. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы проведения ПР\СМ) Тема 1. UNITS OF LEXICON, THEIR MEANING AND GENERAL CHARACTERISTICS Outline
Problems for discussion
Individual tasks
Reading Essential 1. Ginzburg R.S et andere. A Course in Modern English Lexicology. M., 1979. Introduction, § 4, 5. Semasiology, § 1-12,13-16, 17-20. 2. Arnold I.V. The English Word M., 1986. Chapter 1, §1.4 Chapter 2, § 2.1 – 2.3 Chapter 3 § 3.1 – 3.3. Supplementary
Тема 2. THE SEMANTIC STRUCTURE OF A POLYSEMANTIC WORD AND COMPONENTIAL ANALYSIS Outline
Problems for discussion
Individual tasks -Alternative methods of analysis of lexical meaning semantic representation of MC. Cawley -semantic primitives of A. Wierzbicka Reading Essential 1.Ginzburg R.S et andere. A Course in Modern English Lexicology.M., 1979 Semasiology, § 21-23, 25 |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |