Уроки 16 22





НазваниеУроки 16 22
страница1/6
Дата публикации08.03.2016
Размер0.57 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3   4   5   6
Уроки 16 - 22
Задания на дом.

Прочитать фрагменты романа Сервантеса «Дон Кихот» в переводе Н.Любимова

Выучить наизусть монолог Дон Кихота о свободе (часть 2, глава LVIII).

Выполнить задание № 9 в тетради по литературе.

Уроки 16-17. Сервантес «Дон Кихот»1




Тексты к уроку.

Сервантес «Дон Кихот».Перевод Н.Любимова.

Часть первая. Главы I, IV, VII, VIII.

Часть вторая. Главы II, XLII, XLV, LIII, LVII, LXXIV.


«Я шел стезею правды неизменной,

Мне добродетель спутницей была.»

Сервантес
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА

1547 - 1616

Жизнь автора знаменитого романа «Дон Кихот» Сервантеса — серия пылких увлечений, неудач, разочарований, непрерывной мужественной борьбы с нуждой и одновременно с косностью и пошлостью окружающего мира. Родился Сервантес в семье лекаря, обедневшего дворянина. Он кончил университет, некоторое время служил у кардинала, потом поступил во флот. В битве с турками в 1517 г. получил увечье левой руки, но не оставил службу, попал в плен, где томился пять лет, пока его не выкупили родные. На родине в поисках заработка Сервантес пишет пьесы, стихи, а затем поступает на службу, попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Последние годы жизни Сервантес очень нуждался, стал членом полумонашеского религиозного Братства мирян Францисканского ордена и накануне смерти принял «полное посвящение».

О том, как Сервантес оценивал свою жизнь сам, можно судить по отрывкам из его поэмы «Путешествие на Парнас», написанной им в 1614 г. (пер. В. Левика):

Преследуем, гоним за каждый стих

Невежеством и завистью презренной,

Ревнитель твой не знает благ земных. [...]

Комедии то важной, то игривой

Я полюбил своеобразный род,

И недурен был стиль мой прихотливый.

Отрадой стал для многих Дон Кихот.

Везде, всегда весной, зимой холодной

Уводит он от грусти и забот. [...]

И был всегда мой помысел высок.

Влача покорно жребий мой смиренный,

Ни лгать, ни строить козни я не мог.

Я шел стезею правды неизменной,

Мне добродетель спутницей была.

Но все ж теперь, представ на суд священный,

Я не могу не вспомнить, сколько зла

Узнал, бродя по жизненным дорогам,

Какой урон судьба мне нанесла.
ДОН КИХОТ

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», принесший писателю всемирную славу, был написан им на склоне лет: первая часть романа вышла в 1605, вторая — в 1615 г.

Главные герои романа — рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса.

В «Дон Кихоте» широко отражена картина жизни Испании того времени. Правдивые оценки этой жизни могли грозить автору судом инквизиции, поэтому писатель придумал сложную систему рассказчиков, а основные свои мысли вкладывал либо в уста Дон Кихота, прикрываясь его безумием, либо в уста Санчо Пансы, прикрываясь внешне шутовским характером этого персонажа. В сущности, великий роман — непрекращающийся диалог рыцаря и его оруженосца. И оба эти героя одерживают моральную победу над окружающим их миром алчности, тунеядства, себялюбия, духовного ничтожества, жестокости.
Вопросы для проверки домашнего чтения:
1. С какой целью старый идальго решил стать рыцарем?

2. Чем и почему закончилось попытка Дон Кихота помочь мальчику?

3.Умные или безумные советы давал Дон Кихот Санчо Пансе, когда тот отправился править островом?

4. Санчо Панса был глупым или умным губернатором?

5. Безумны или разумны рыцарь и его оруженосец?
У. Открывает эпоху Ренессанса «Божественная комедия» Данте, а «закрывают» ее творчество англичанина Шекспира и испанца Сервантеса, роман которого «Дон Кихот» стал величайшей книгой всех времен и народов. И книгой настолько глубокой, что вам необходимо будет ней вернуться еще раз, когда вы подрастете.

Жизненный и творческий путь Сервантеса (1547—1616)

Мигель де Сервантес Сааведра родился в семье лекаря, обедневшего дворянина — «идальго», то есть — дворянина, не имеющего состояния и высоких общественных постов. Нужда упорно преследовала семью писателя и его самого в течение всей его жизни.

Десятилетним подростком Мигель поступил в коллегию иезуитов, где пробыл четыре года (1557—1651), а закончил свое образование в Мадриде, у одного из лучших по тому времени педагогов, гуманиста Хуана Лопеса де Ойоса.

В поисках заработка (а идальго мог искать счастьяна религозном поприще, при дворе или в армии) Мигель сначала, по рекомендации своего учителя, называвшего Мигеля «своим дорогим и любимым учеником», стал служить при дворе, а затем в 1570 году вступил в испанскую армию. Пять лет, проведенные им в армии, прошли в Италии, где он овладел итальянским языком и познакомился с итальянской культурой.

Седьмого октября 1571 года произошла знаменитая морская битва при Лепанто, когда соединенный флот Священной лиги (Испании, Папы Римского и Венеции) нанес турецкой эскадре поражение, положившее конец экспансии Турции в восточной части Средиземного моря. В этой битве Сервантес был тяжело ранен и с тех пор не владел левой рукой. Но увечье не помешало ему остаться на военной службе.

В 1575 году Сервантес вместе со своим братом Родриго, также служившим в армии, плыл из Неаполя в Испанию. Галеру захватили пираты, и братья в качестве пленников были доставлены в Алжир. В плену Сервантес провел пять лет, трижды пытался бежать, и смог вернуться на родину только после того, когда его родные ценой полного разорения смогли выкупить пленных.

Вынужденный искать средства к существованию, Сервантес переезжает в Севилью. Там он сначала получает место комиссара по поставкам продовольствия для армии. Не желая идти на сделки с совестью, Сервантес терпел одни неудачи, и даже был заключен на некоторое время в тюрьму, обвиненный в утайке денег (1592).

Новое назначение на место сборщика налоговых недоимок в 1594 году принесло Сервантесу новые беды. Он был обвинен в сокрытии денег и посажен на три месяца в тюрьму в 1597 году, а потом за то же дело и в 1602 году.

Заключительный период жизни Сервантес провел в основном в Мадриде.

В 1609 году он вступил в состав Братства рабов святейшего причастия. В 1613 году стал членом полумонашеского религиозного Братства мирян Францисканского ордена и накануне смерти принял «полное посвящение». Умер Сервантес 23 апреля 1616 года и был похоронен в указанном им самим монастыре за счет благотворительных сумм Братства. Так закончилась многострадальная жизнь величайшего гуманиста.

Свои силы в литературе Сервантес решил попробовать после плена по возвращении в Испанию в 1580 году: он начал писать лирические стихотворения и пьесы.

1614. «Путешествие на Парнас». Перевод В.Левика.

В 1614 году Сервантес написал поэму «Путешествие на Парнас». В четвертой главе поэмы Сервантес в шутливой форме рассказывает о собственном творчестве.
Комедии то важной, то игривой

Я полюбил своеобразный род,

И недурен был стиль мой прихотливый.
Отрадой стал для многих Дон-Кихот,

Везде, всегда — весной, зимой холодной

Уводит он от грусти и забот.
В «Новеллах» слышен голос мой природный,

Для них собрал я пестрый, милый вздор,

Кастильской речи путь открыв свободный.

<…>

Однажды разразился я сонетом:

«Убийственно величие его!» —

И я горжусь им перед целым светом.
В романсах я не создал ничего,

Что мог бы сам не подвергать хуленью.

Лишь «Ревность»1 принесла мне торжество.

<…>

И был всегда мой помысел высок.

Влача покорно жребий мой смиренный,

Ни лгать, ни строить козни я не мог.
Я шел стезею правды неизменной,

Мне добродетель спутницей была.

Но все ж теперь, представ на суд священный,
Я не могу не вспомнить, сколько зла

Узнал, бродя по жизненным дорогам,

Какой урон судьба мне нанесла.
Дон Кихот

У. Но всемирную славу писателю принес, конечно же, написанный им на склоне лет роман «Дон Кихот»: первая часть вышла в 1605 г., вторая — в 1615.

Начало работы над романом обычно датируется 1600 годом, когда Сервантес сидел в долговой тюрьме. Непосредственным поводом для создания романа послужило чрезмерное увлечение испанцев рыцарскими романами. С 1508 по 1603 год в стране было опубликовано 120 рыцарских романов.

«Дон Кихот» – энциклопедия целой эпохи. В нем участвуют 669 действующих лиц. Принадлежащих ко всем слоям тогдашнего общества.

Всемирно известный образ Дон Кихота относится к «вечным» образам искусства. Он живет уже отчасти независимо от романа, от эпохи его создания и даже от самого автора. Он стоит как бы вне времени в мировой культуре. Кого в жизни называют Дон Кихотами?

Д. Безумцев, которые не понимают действительности, сражаются «с ветряными мельницами». Они одержимы безумной идеей. Они благорлодны, но бессильны.

У. Или идеалистов, которые не предают своих идеалов ни при каких обстоятельствах, живут в мире своих ценностей, идут на постоянные конфликты с действительностью, защищая свои идеалы. Безумец, не понимающий действительности, и идеалист, не идущий ни на какие компромиссы с житейскими порядками, — вот два совершенно различных понимания того, что такое «донкихотство». Но какая же оценка справедлива по отношению к герою романа Сервантеса? Как сам Сервантес понимает и оценивает «донкихотство»? Для этого надо обратиться к тексту романа, главы из которого в переводе Н. Любимова вы должны были прочитать дома,

Полное название романа - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Казалось бы характер героя и его оценка автором раскрывается в слове «хитроумный». Но это может быть и скрытой иронией.

Проблема рассказчика.

У. Обычно нам помогает понять автора его рассказчик, если этот рассказчик близок самому автору. Но как обстоит дело в романе Сервантеса?

Что же можно сказать о рассказчике на основе главы I части 1?

Д. В первой книге первая глава начинается словами: «В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать...» Казалось бы, тут рассказчик-герой, но далее по тексту романа ясно, что этот рассказчик не является участником событий, он повествователь. И это подтверждается в первом же абзаце словами: «В сем случае авторы, писавшие о нем, расходятся...» Получается, что рассказчик рассказывает то, что он узнал от других «авторов».

У. Послушайте, как заканчивается глава VIII и что из этого следует?
Но тут, к величайшему нашему сожалению, первый летописец Дон Кихота, сославшись на то, что о дальнейших его подвигах история умалчивает, прерывает описание поединка и ставит точку. Однако ж второй его биограф, откровенно говоря, не мог допустить, чтобы эти достойные внимания события были преданы забвению и чтобы ламанчские писатели оказались настолько нелюбознательными, что не сохранили у себя в архивах или же в письменных столах каких-либо рукописей, к славному нашему рыцарю относящихся; оттого-то, утешаясь этою мыслью, и не терял он надежды отыскать конец занятной этой истории, и точно: небу угодно было, чтобы он его нашел, а уж каким образом — об этом будет рассказано во второй части1.
Д.

У. В комментарии есть пояснение, из которого ясно, что вторая часть — это следующая глава. Получается, рассказчик пересказывал то, что прочитал у первого «летописца», не совсем ясно, кого он называет «вторым биографом», но ясно, что он надеется найти продолжение. В главе IX первый рассказчик, называющий себя «я», находит рукопись, написанную по-арабски историком Сидом Ахмет Бен-инхали, и обращается к помощи переводчика.

Очень интересно! Сервантес в качестве нового рассказчика выдвигает араба, а ведь «арабы — злейшие наши враги». Почему они враги?

Дело в том, что когда-то арабы завоевали Испанию, с тех пор церковь поддерживала ненависть испанцев к арабам. К тому же рассказчик постоянно подчеркивает, что история Дон Кихота — «правдивая». Зачем же такой странный рассказчик Сервантесу?

Д. ...

У. И, наконец, в заключении последней главы LII первой части мы узнаем, что рассказчик, называющий себя автором, в «подлинных летописях» ничего не смог обнаружить о третьем выезде Дон Кихота. Он смог только кое-что узнать из «изустных преданий». И опять его ждал «счастливый случай»: он нашел шкатулку с пергаментами, на которых были написаны стихи о других подвигах Дон Кихота и о его смерти. То есть появляется еще целый ряд «авторов».

У. И «авторов» очень интересных. Одни фамилии их чего стоят: Черномаз, Крохобор, Сумасброд, Зубоскал, Чертолом, Тикитак. Их перу принадлежат сонеты, посвященные Дон Кихоту и Санчо Пансе, а также эпитафии. Вот например, эпитафия Чертолома, академика Аргамасильского, на гробницу Дон Кихота (в переводе Ю. Корнеева):

Дон Кихот, что здесь лежит,

Росинанта обладатель,

Приключений был искатель,

Был он также часто бит.

Рядом с рыцарем зарыт

Санчо Панса, малый нравный,

Но оруженосец славный.

Пусть господь его простит!

Казалось бы, книга закончена. Но десять лет спустя Сервантес написал вторую часть. А в промежутке между ними вышел «подложный» Дон Кихот, о котором упоминается в настоящей второй части. Этот «подложный» роман имел явно реакционную направленность, распространился по Испании, вызвал законное раздражение Сервантеса, и, как пишут исследователи, даже ускорил его смерть.

Обратимся ко второй части Сервантеса. Как там обстоит дело с рассказчиками? Послушайте начало первой главы.

«Во второй части этой истории, повествующей о третьем выезде Дон Кихота, Сид Ахмед Бен-инхали рассказывает, что священник и цирюльник почти целый месяц у него не бывали: чтобы не вызывать и не воскрешать в его памяти минувших событий; однако ж они заходили к племяннице и ключнице и просили заботиться о нем и давать ему что-нибудь питательное и полезное для сердца и мозга, где, вне всякого сомнения, и коренится, дескать, все его злополучие».

Кто там рассказчик?

Д. О третьем выезде Дон Кихота вновь рассказывает Сид Ахмет Бен-инхали. Точнее его «летопись» пересказывает первый рассказчик.

У. И не забудьте, что он не знает арабского и пользуется услугами переводчика. И кто же рассказчик в главах LIII и в последней LXXIV главе второй книги?

Д. До конца идет рассказ арабского историка в пересказе рассказчика.

У. И чьими же словами заканчивается роман?

Д. Главный рассказчик говорит: «А премудрый Сид Ахмет говорит, обращаясь к своему перу». И потом идут в кавычках слова самого Сид Ахмета. Ими и заканчивается роман. «Для меня одного родился Дон Кихот, а я родился для него; ему суждено было действовать, мне — описывать...»

У. Да, сложно. С одной стороны, главный рассказчик выступает как биограф, летописец, стремится передать правдивую историю, что он неоднократно подчеркивает. С другой стороны, сам этот биограф пользуется разными материалами: текстом первого биографа, «других авторов», стихами разных авторов, написанными на пергаменте. Но большую часть романа биограф через переводчика записал со слов арабского историка, которого при этом считает злейшим врагом испанцев и которому не очень-то доверяет. Зачем же все это Сервантесу?

Д. ...

У. Исследователи полагают, что Сервантес сделал это для того, чтобы отстраниться от оценки Дон Кихота, его характера, его мыслей. Ведь в те времена свирепствовала инквизиция, уничтожала всех инакомыслящих. Разумеется, вдумчивый читатель, невзирая на всю цепь рассказчиков, мог понять отношение автора к своему герою. Вот и вам предстоит попробовать ответить на вопрос: безумен ли действительно Дон Кихот и как и почему к нему относится Сервантес? А главного «биографа» будем называть просто «рассказчиком».

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки 16 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Уроки 16 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских...
Уроки 16 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки Гражданственности, Уроки Мира, Уроки Государственности и иные тематические занятия
Уроки 16 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для выполнения учебного плана в течение 8 недель после окончания учебных занятий проводятся занятия в нетрадиционной форме (экскурсии,...
Уроки 16 22 iconУроки и переменки
Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге...
Уроки 16 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Уроки 16 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки безопасности: уроки дорожной безопасности, уроки криминогенной безопасности, безопасности в чс природного, техногенного и социального...
Уроки 16 22 iconНазвание мероприятия
Семинар практикум для педагогов "Интегрированные уроки" (уроки технологии и окружающего мира)
Уроки 16 22 iconУроки русского языка. 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
Информация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся
Уроки 16 22 iconПримерное планирование уроков русского языка в 9 классе умк львовой
Понятие о сложносочинённом предложении (уроки 20 21) § 11. Виды сложносочинённых предложений (уроки 22 23)
Уроки 16 22 iconУроки русского языка. 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
Наименование образовательных электронных ресурсов, доступ к которым для обучающихся обеспечивается
Уроки 16 22 icon14. Уроки химии 8-9 классы. Кирилл и Мефодий
Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. Электронные уроки и и тесты. Новый диск
Уроки 16 22 iconУроки русского языка. 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
Наименование образовательных электронных ресурсов, доступ к которым для обучающихся обеспечивается
Уроки 16 22 iconТематическое планирование Предмет: Русский язык Класс
Плановые контрольные уроки : 3ч., тесты- 4 ч., диктант, самостоятельная работа- 2ч., уроки развития речи- 10ч.,зачет-1
Уроки 16 22 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Уроки Православия». «Уроки покаяния с архимандритом Амвросием (Юрасовым)». Часть 1
Уроки 16 22 iconЕжедневная развлекательная программа: Уроки Тайчи
Уроки Тайчи с учителем ежедневно с 07: 00 до 08: 00 проходят в лобби вход бесплатно


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск