Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 10-го класса (далее – рабочая программа) и составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (Письмо МО и Н РФ от 7 июля 2005г. №03-1263).
Региональный базисный учебный план на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующего программы среднего (полного) общего образования (Приказ МО и Н РТ от 02.08.2011г. № 3933/11).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
Письмо МО и Н РТ от 16.10.09 № 7831/9 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году».
Учебный план МБОУ «Новотимошкинская средняя общеобразовательная школа» для 10-11 классов с универсальным (непрофильным) обучением на 2011-2012 учебный год (Приказ от 06.09.2011г. № 132).
Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Новотимошкинская СОШ» Аксубаевского муниципального района РТ (Приказ от 01.09.2011г. №97).
Рабочая программа рассчитана на 70 ч. (2 ч. в неделю), в т. ч. плановых контрольных работ - 6, зачетов - 1 , тестов - 5, предусматривает блочное изучение курсов по всеобщей истории, истории России и истории татарского народа и Татарстана. История России и история татарского народа и Татарстана изучается синхронно-параллельно с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов. Рабочая программа позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру и содействует реализации единой концепции исторического образования.
Изучение курса основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
Освоение систематизированных знаний о прошлом;
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Формирование исторического мышления.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.
В основное содержание программы внесены следующие изменения:
Уменьшено количество часов на изучение тем «Народы и древнейшие государства на территории России» и «Русь в IX - начале XII вв. » с 8 до 6 часов. Часть учебного материала по данным темам будет изучаться в ходе поиска информационных ресурсов при подготовке и защите учебных проектов.
Часы резервного времени использованы на изучение курса «История татарского народа и Татарстана» и на изучение темы «Россия в XVIII – середине XIX вв.».
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
№ п\п
| Перечень разделов, тем
| Кол-во
часов
| Виды занятий
| Теоретические
| Практические
|
| ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
| 24ч.
|
|
| 1
| Пути и методы познания истории.
| 2
| 2
| -
| 2
| Человечество на заре своей истории
| 6
| 5
| 1\К.Р
| 3
| Европа и Азия в Средние века
| 6
| 6
| -
| 4
| Новое время: эпоха европейского господства.
| 10
| 9
| 1\К.Р
|
| Итого:
| 24ч.
| 22
| 2
|
| ИСТОРИЯ РОССИИ.
ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА И ТАТАРСТАНА
| 36ч.
10ч.
|
|
| 1
| Древнейшие государства на территории России. Русь в IX - начале XII вв.
| 6
| 6
| -
| 2
| Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
| 8
| 7
| 1\К.Р
| 3
| Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
| 12
| 11
| 1\К.Р
| 4
| Россия и край в XVIII – середине XIX вв.
| 19
| 18
| 1\К.Р
|
| Итоговое повторение
| 1
| -
| 1 / Зачет
|
| Итого:
| 46ч
| 42
| 4
|
| Всего
| 70 часов
| 64
| 6
| |