Программа предмет история





НазваниеПрограмма предмет история
страница1/3
Дата публикации05.10.2013
Размер0.5 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > История > Закон
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет

ИСТОРИЯ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределе­ние учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции школьного исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необ­ходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универ­сальными учебными действиями в ходе изучения истории Древнего мира.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основной целью курса является освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии и их места в истории мировой цивилизации.

Задачи:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древ­ней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Рабочая программа по истории составлена на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089);

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном

процессе в общеобразовательных учреждениях;

  1. Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования 2004 г.;

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2007г.

  3. Программа по курсу «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа. 5-9 классы». М.: Просвещение, 2011 г.



СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: «Просвещение», 2011 в рамках рабочей программы «Всеобщая история» предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы 5-9 классы - М.: «Просвещение», 2011 г.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределе­ние учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа предусматривает выделение 30 процентов учебного времени на проведение практико - ориентированных уроков. Эти занятия планируется провести в следующей форме: урок - проектная деятельность – 3 часа, урок – виртуальная экскурсия – 3 часа, урок – учебное исследование – 5 часов, урок – театрализация – 10 часов.

В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №4» количество учебных часов в неделю – 2 часа, согласно годовому учебному графику: рабочих недель 35. Таким образом, всего на освоение курса отводится 70 часов. В связи с тем, что 2 учебных часа приходятся на праздничные дни – 8 марта и 1-мая, прохождение программы откорректировано и учебный материал планируется изучить путем использования резервных уроков, предусмотренных авторской программой.
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:

- занятия с использованием компьютера;

- тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощённом варианте);

- терминологические диктанты;

- игровые технологии;

- компьютерные технологии;

- технологии развития критического мышления.

Кроме того, работа по дидактическим карточкам-заданиям, подготовка сообщений и рефератов, подготовка презентаций, задания в рабочей тетради, в течение всего учебного года.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


  • Учебник под ред. Вигасин А.А., Годер Г.И. И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. М.: «Просвещение» 2012 г.

  • Методическое пособие по истории Древнего мира. Годер Г.И. М.: «Просвещение» 2006 г.

  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2-х частях. М.: «Просвещение» 2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди – наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 часов)
Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях У египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – Жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии Возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных Кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной Строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись – особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия – достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности – город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предмет история iconЗагладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл
Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для...
Программа предмет история iconКонспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...
Программа предмет история iconПредмет и методы анализа Предмет и подходы
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Программа предмет история iconПрограмма рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения...
Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 24ч, История России 46ч
Программа предмет история iconПрограмма рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения...
Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 28ч, История России 42ч
Программа предмет история iconРабочая программа по предмет у: «История»
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. История. – М.: Просвещение, 2009 г
Программа предмет история iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно рбуп курс «История Сибири» интегрирован в предмет «История». Изучение модулей курса «История Сибири» (в объеме 34 часов)...
Программа предмет история iconУчебному предмету "история" учителя истории и обществознания Вислогузовой...
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе авторских программ «История России 6-11 кл.» А. А. Данилова и Л....
Программа предмет история iconКалендарно-тематическое планирование курса история Предмет: история
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185
Программа предмет история iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет Всеобщая история (Новая история 1800-1900гг.) Годовое количество часов 28
Программа предмет история iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет Всеобщая история. (Новая история 1500- 1800гг) Годовое количество часов 28
Программа предмет история iconИстория России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия
Программа предмет история iconРабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год)
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Программа предмет история iconЛекция по предмету «История искусства»
Представить предмет «История искусства» как взаимосвязанную в своем развитии историю стилей с акцентом на описании
Программа предмет история icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
Программа предмет история iconПрограмма дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск