Скачать 0.74 Mb.
|
Преподаватель: Микеладзе Наталья Эдуардовна. Лекция №1. (11.02.10) Темы для рефератов в Интернете. Зачёт в устной форме (теоретический материал + произведения). Периодизация. Хронологические рамки Средневековье – Возрожденье (конец 4 – начало 5 века н.э. вплоть до нового времени; начало нового времени было не одномоментным, традиционно принято отсчитывать либо от буржуазных революций (Нидерланды, Англия – середина 17 века, Франция (конец 19)), либо от некоторого переломного момента, смена общественных и экономических формаций, нарастающие буржуазные элементы вытесняют). Верхняя граница этого курса – первое десятилетие 18 века, т.к. история литературы всегда опережает социальную историю. Почти повсеместно в Европе начала 17 века в литературе и искусстве ощущается радикальная смена мировоззренческого кода и эстетической парадигмы. Стили: средневековый и ренессансный сменяется барокко и классицизмом. Возрождение или Ренессанс – это не отдельный исторический этап, это духовно-эстетическое движения конца эпохи Средневековья. Это не общественно-исторический, а культурно-исторический феномен. Внутренняя периодизация: Границы также не вполне чётки, подчас размыты, так как речь идёт о разных национальных культурах. С учётом всех этих оговорок, периодизации изучаемой эпохи: - раннее средневековье или средневековая архаика (от 4-5 веков до начала 12 века): устная и письменная словесность. К устной относятся: архаический эпос кельтов и скандинавов, эти произведения анонимны, элемент христианизации не велик: ирландские саги или кельтский эпос (Уладцкий цикл: «Угон быка»; «Плаванье Брана»; «Преследование Диармайда и Грайне»); скандинавский или исландский эпос: «Старшая Эдда» - Прорицание Вёльвы (Волуства, которая открывает Эдду), Перебранка Локки, Песни о Сигурде (Зигмунд), Атли (Атилла), Гудру и Брюнхильд (Брюнхильда). К письменной литературе относятся (прежде всего, духовная, религиозная): Аврелий Августин («Исповедь», «Боэций» - дополнительная.). - зрелое средневековье или средневековая классика (начало 12 века – 15 век). Верхняя граница этого этапа для Англии, Франции и Германии, когда в Италии он длился до середины 14 века, когда у них начинается Ренессанс. Эпическая поэзия: национальные, героические эпосы (французский героический эпос: «Песнь о Роланде», испанский героический эпос: «Песнь о моём Сиде», немецкий: «Песнь о Нибелунгах»). Есть проблема авторства, которая не решена до сих пор. Письменная литература, которая делится на три потока: религиозная (авторская); куртуазная (придворная), представленная лирикой и рыцарским романом, тоже авторская; городская литература, прежде всего, сатирическая. Тексты письменной литературы: поэзия трубадуров (Куртуазная. Желательно, перевод Наймана); рыцарский роман («Роман о Тристане и Изольде» Жозефа Бедье или роман Кретьена де Труа «Ийвен или рыцарь со львом»); Данте Алигьере («Ад» только в перевода Лозинского); поэзия Франсуа Вийон (баллады и «Большое завещание»). - позднее средневековье или, с эстетической точки зрения, Возрожденье (в Италии – середина 14 века – начало 16 века, в Англии, Франции, Нидерландах и Испании охватывает частично 15 и весь 16 век, начало 17 века – последний в Европе кризис Возрождения, период трагического гуманизма). Тексты: Испанское Возрождение: Петрарка (лирика: книга песен «Кансоньера»); Джованни Боккаччо («Декамерон» в переводе Любимова (или Веселовского, более старый)) – треченто. Кварточенто – Пико Дело Мирандола «Речь о достоинстве человека» в переводе Брагиной. Чиквиченто (1500е годы) – Николо Микавелли «Государь» в переводе Муравьёва. Северное Возрождение: Эразм Роттердамский «Похвала глупости» + «Оружие христианского война» и «Воспитание христианского государства» + Томас Мор «Утопия. Французское: Франсуа Робле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в переводе Николая Любимова + Рансар. Испанское (трагический гуманизм): Сервантес «Дон Кихот», Лопе де Вега «Собака на сене» или «Звезда Севильи» и историческая драма «Овечий источник» («Фуэнто овехуне»). Англия: Шекспир «Венецианский купец» или «Мера замен», «Гамлет» (в переводе Лозинского или Пастернака), «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Зимняя сказка» или «Буря». Вводная лекция. Началом эпохи средневековья принято считать 4-5 века нашей эры, принимается период распада огромной Римской империи. Начало Европейских средних веков совпадает с эпохой великих переселений народа. С точки зрения экономики началом средних веков можно считать переход от рабовладения к феодализму, который захватил некоторые варварские народы, которые вовсе миновали рабовладение. Как писал Грановский: «Волна переселения народов ударила в двойную стену: Римская империя рухнула, христианская церковь сильно пострадала, но выдержала напор». Устояла и латынь, которая в средние века обретает статус международного языка. В Италии, Гили и западных провинциях латынь существовала в форме народной, вульгарной латыни. На основе этой латыни в последствии развились романский, испанский. Язык германцев подвигнулся небольшого влияния. В средневековой литературе на первый план выступают этические проблемы. Средневековая цивилизация уникальна тем, что не в одной её сфере нет ничего этически нейтрального. Это связано с тем, что в средние века в мире повсеместно утверждаются монотеистические религии, так называемые мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Языческие пантеоны богов сменяются единобожием. Моральный императив таких религий более сконцентрирован и выражен, нежели в религиях древности. Идея человекобожия, усиленная нравственными заповедями, обращена к каждому человеку, отсюда преобладание этической проблематики во всех сферах средневековой культуры. Однако, за исключением собственно религиозной литературы, в прочих сферах словесности она становится известна, ярко выражена не на раннем этапе. В средние века формируется принцип сословности (очень строгая структура общества), это связано с господством религиозной идеологии, которая рассматривает мир, как серию подобий, отражение высшего в низшем. Концепция великого порядка, великой цепи бытия, связи всего со всем (Бог есть всё во всём) доминирует в сознании человека европейского Средневековья. Уже к 9му веку общество стали делить на три сословия: беллаторес (войны), ораторесс (те, кто молится), лобараторас (те, кто работает). У каждого сословия своя специфическая функция: войны защищали и оберегали молящихся и трудящихся. С 12 века, когда появились со становлением городов, появились промежуточные прослойки (купцы и юристы), немного устарело, хотя им и продолжали пользоваться впоть до 14 века. Сословность – основной признак культуры средних веков. Каждое сословие вырабатывает свою субкультуру и литературу, органично вписывающуюся в культуру средних веков. Эта культура была поразительно едина в присущих ей особенностях. Складываются новые литературные регионы, множатся культурные связи. Расширяются политические и религиозные связи между городами, паломничество, торговля. Центр – папский Рим. Продолжается миграция населения. В Британию сначала пришли кельты, затем скандинавы, затем пришли норманны. Частые войны и завоевания в ареале народов, которые находятся на одном уровне развития, обусловили проникновения культур. Идея передачи империи: переход от Рима к Британцам, Франкам и проч, которые хотели выглядеть приемниками Рима. Эта популярная идея дополнялась идеей передачи знаний. Связи всего со всем в средневековом универсоме становятся международные языки: латынь, потом – французский. Лекция №2. (18.02.10) Основные тенденции и доктрины, определявшие облик средневековой культуры. 1. Христианская. Глубоко религиозное восприятие мира (житие, гимны, мистерии, марлете). Основополагающие черты – христианская цивилизация и христианская культура. 2. Традиции античной культуры. Несмотря на немалые утраты, понесенные в период варварских завоеваний, античные ценности оказали громадное влияние на культуру. К влиянию можно отнести: сохранение латыни и широкое её распространение, ввод в школьное преподавание Цицерона, Вергилия и Овидия, христианское богословие достаточно широко ориентируется на Платона (Августин) и Аристотель (Фома Аквинский). Античная традиция оживает в куртуазной лирике, рыцарском романе и дидактических сочинениях Раннего и Среднего средневековья. Светские гуманисты и богословы – возрождение античности. 3. Народная. Устное народное творчество, фольклор. В менталитете в дофеодальном этапе ощутимо двоеверие, сочетание христианской веры и языческих верований (архаика, героический эпос, карнавальных и пародийных жанрах). Само понятие «средние века» возникло в новое время, в индустриальном обществе, оно несло негативный окрас. Оно было окрашено критически по отношению к этому периоду (тёмные века). Предпосылки были заложены ещё у первых гуманистов (Италия). Предпосылки: для первых гуманистов – это период варварства и провала, перерыв в культурном развитии, потому что это эпоха небытия античного знания. Идеологические установки Объективно Средние века – важнейший поступательный этап в культурном развитии Европы, этап Восхождения. Именно в средние века возродились нации, сложились языки, были сделаны великие географические открытия, была сохранена связь и преемственность культур, душа человека становится предметом внимания, были созданы величайшие и неповторимые духовные ценности (дворцы, картины, скульптуры, памятники литературы), их не обесценило ни время, ни какая-либо идеология. Подлинная духовная культура, которую мы предали, всё ещё излучает свет. (с) Экзюпери. Категории средневековой культуры и место человека в этой культуре. Жак Легоф, Буревич и проч. Самый популярный литературный жанр – жития святых. Самый типичные образчик архитектуры – собор, символ Вселенной, символ мира. («Современные люди подменили собор суммой камней» (с) Экзюпери, то есть подменили то братство, сведя его просто к взаимной терпимости, толерантности) В живописи – икона, светская живопись также предпочитает библейские сюжеты. В скульптуре – персонажи библии. В мышлении ощутим аналогизм и дуализм, выражающийся в построении оппозиций, указывающих на двоемирие (душа – тело, бог – дьявол, святое - духовное). Земная жизнь, для средневекового человека, – приготовление и преддверие жизни вечной. Зрелое средневековье. Природа понималась, как зеркало, в котором человек может созерцать образ божий. Природа есть бог в вещах. Природа поэтому не играет самостоятельной роли в литературе. Она является – символом, аналогии, аллегории. Об этом свидетельствует эмблематика, геральдика и сохраняется на протяжении всего периода. Средневековый художник не похож на современного. Он часто анонимен или стремиться к этому, он не похож и в главном – он располагет на абсолютных полюсах добро и зло. Во всех сферах средневековой жизни ничто не мыслится этически нейтральным, это его базовые оппозиции. Средневековый художник предпочитает типизацию индивидуализации. Реализм – слово средневекового времени. Многие категории не всегда убедительны для современного человека: загробный мир мыслился абсолютно реальным. И весь Шекспир быть может только в том, что с тенью так спокойно говорит Гамлет. Кажущиеся странности повсюду, не только в искусстве. Вирту – доблесть + добродетельность. В это понятие входило и такое значение: обращение к древним авторам, опора на авторитет; это приветствуется и поощряется, всякого рода инновации осуждаются; способность человека менять своё поведение в зависимости от обстоятельств, то есть изменять себе. Именно это значение оправдывает низкие действия и вызывает огромный негатив. Преступления против духа, инновации касающиеся души. В самое сердце Ада помещены новаторы¸ изменившие законам своего мира. Аналогично мастерство измерялось степенью сходства. Оригинальность не считалась достоинством. Детей изображали в соответствии с каноном (младенец Иисус). Высшим способом установить истину считался божий суд. Помимо этого применялись испытания (пытки: водой). Могли судиться с животным, неживым предметом. Представления об этом менялись на протяжении многих веков. Свобода не являлась антинтезой зависимости, поскольку всё было подчинено воле бога (зависимая свобода). Христианская аскетическая традиция учила видеть в бедности более угодное богу состояние, нежели богатство. Ростовщичество считалось богопротивным занятием. Само понятие бедняк в ту пору употребляется в двух значениях: как сословно-юредический термин (антитеза благородный - бедный), как христианский термин (избранник). Человеку Средних веков была присуща уверенность в с воём единстве с мирозданьем, он считал себя малым миром, сотканным из тех же элементов, из которых соткан большой (плоть – земля, дыхание - воздух). Человек знал свою миссию: быть частью и венком божьего мира. Аналогизм лежит в концепции микрокосмоса, человек или микрокосмо рассматривался как подобие макрокосмо, универсума. Человек – это всё во всём (с) Гамлет и Шекспира – отсылка к посланию апостола Павла. В античном мировосприятии понятие «космос» органично, в Средние века оно распадается на пару противоположных понятий: грда божий и град земной, который сближается у многих авторов с понятием град антихриста. Поэтому «человек стоит на пути, который ведёт и к граду божьему и к граду антихриста». (с) Гуревич Не только мир дуалистичен, но и сам человек: с одной стороны он – венец творения, он же – квинтессенция праха. Как примерить две эти стороны, бессмертие и смертность? Осознав свою двойственность, приняв свою смертность человек должен довериться воли божьей и выбрать свой путь, чтобы достичь града божьего. На восприятии пространства и времени лежит печать дуализма: оппозиция духа и тела. Пространство существует в двух измерениях (средневековая вертикаль и имеет три уровня: небеса, земная доль и ад; включена горизонталь, наличное пространство – христианский мир – территория неверных). Пространственные представления имели характер: Бог не центр мира, он повсюду. Символом совершенства и образом Бога и универсума стал круг, змей, кусающий себя за хвост, с другой стороны мир – собор, лестница, цепь бытия, взаимодополняющие образы и идеи гармонии и связи всего со всем. Время – доминирующая категория. В христианском миросозерцании понятие времени было отделено от понятия вечности, вечность – атрибут бога. Историческое время делится на две эпохи – до рождества христова и после. Время становится векторным, линейным и необратимым. Оно движется от сотворения мира к страшному суду, моменту когда «исполнится время». Если представить земную историю, как сюжет, то его композиция драматична. Начало – грехопадение и изгнание из рая. Пришествие Христа, конец земного времени рода человеческого. Человек – участник всемирно исторической драмы, в которой решается судьба мира и индивидуальная судьба души каждого. Роль Аврелия Августина (354 – 430 годы) в формировании христианской философии истории. Циклизму древних Августин противопоставляет вектор, «иситнный и прямой Бога». Земная история обретает единство и превращается во всемирную истоприю, пронизанную единым смыслом, направленной к единой цели и руководимой единым внешним замыслом. Однако, при всей своей векторности время в средние века не чужды и цикличности. Она сохраняется в языческих празднествах, связанных со сменой времён года, а также христианских религиозных празднествах, литургии, также земная история представляет собой завершённый цикл (от сотворения мира до его конца): человек и мир возвращается к создателю, время – к личности. Идея старения и порчи мира, также была развита Августином. А восходит она ещё к апостолу Павла, где говориться, что человек достиг своих последних веков. Проблема времени тревожила Августина, он искал ответ на вопрос, что есть время: «Способность изменять продолжительность времени дана человеческой душе». Для восприятия прошедшего мы обладаем памятью, для настоящего – созерцанием, для будущего – надеждой, чаянием и созерцанием. Августин превращает понятии времени во внутреннее состояние человека, это понятие продержится вплоть до тринадцатого века. Мир изменяющихся вещей длится во времени, Бог же превыше всех времен и пребывает вне времени, в вечности. Время и пространство характеризуют земной мир и имеют приходящий характер, так как Святая Троица движет своими творениями во времени и пространстве. Дуализм, в понимании времени, согласуется у Августина с пространственным дуализмом. На рубеже 4-5 веков он формирует учение о граде земном и граде Божьем. Град Божий – община христиан, он вечен, олицетворён церковью. Град земной – государство, подвергнуто времени. Каждый град идёт своим путём, имеет свой прогресс. В настоящем, прошедшем и будущем люди переживали, переживают и будут переживать беды. Взгляды Августина пессимистичны в отношении земной жизни, но оптимистичны во взгляде не духовной жизни. Августин писал о том, что необходимо жить так, чтобы в каждый момент своей жизни он должен быть готов предстать перед Господом. Прошедшее и будущее обладают большей ценностью, чем настоящее, по мнению Буревича. Идеи Августина во многом определили принципы средневековой историографии. События истории нуждаются не в причинном объяснения. Традиционным жанром средневековой историографии стала всемирная хроника, которая начиналась с сотворения мира (библии). Подчас историки сопровождали свои повествования картинами страшного суда. На протяжении веков история оставалась по преимуществу церковной историей. История церкви считалась стержнем всего исторического процесса, сквозь её призму … Характерная черта восприятия и изображения времени – опространствивание времени, её специализации. Время воспринималось в значительной степени пространственно. С другой стороны внутреннее изменение героя во времени изображалось как результат влияния потусторонних сил. Человек той эпохи очень восприимчив к изменению времени, так как он живёт в ожидании конца времён. О структуре Средневековой литературе. Принцип сословности. Принцип сословности и иерархичности – основа не только общественного устройства в средние века, но и основа метоструктуры средневековой литературы, каждое сословие вырабатывает свою литературу.
|