Скачать 200.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) Приборы экологического контроляНаправление — 200100.68 ПриборостроениеФорма подготовки – очнаяИнженерная школа ДВФУ Кафедра Приборостроения курс 2 семестр 3 лекции – 14 час. практические занятия 22 час. семинарские занятия – не предусмотрено учебным планом лабораторные работы – не предусмотрено учебным планом консультации – не предусмотрено учебным планом всего часов аудиторной нагрузки 36 час. самостоятельная работа 72 час. контрольные работы– не предусмотрено учебным планом курсовой проект__3__семестр зачет – не предусмотрено учебным планом экзамен___3_______семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №65 от 25 января 2010г) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Приборостроения «_11_»_июнь_ 2012г. Заведующий кафедрой: В..И.. Короченцев Составитель: С.Б.Наумов, В.П. Рублев I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Короченцев В.И. (подпись) (и.о. фамилия) Изменений нет. II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) Аннотация Целью изучения учебной дисциплины «Приборы экологического контроля» является теоретическая и практическая подготовка студентов к оценке электромагнитного загрязнения с учётом санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании электронных приборов различного назначения, формирование у специалиста:
Задачи дисциплины:
Основой для изучения дисциплины «Приборы экологического контроля» являются дисциплины ООП: «Электромагнитные поля и волны», «Теория антенн и распространения радиоволн», «Теория цепей и сигналов». Освоение дисциплины осуществляется параллельно и тесно связано с изучением дисциплины: «Теория электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и систем». Развитие теоретических вопросов дисциплины осуществляется посредством освоения дисциплин: «Электромагнитные поля и волны», «Теория антенн и распространения радиоволн», «Теория цепей и сигналов». В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
Компетенции, формируемые результате изучения дисциплины «Приборы экологического контроля»:
(14 часов, 4 с применением МАО) Тема 1. Электромагнитное загрязнение окружающей среды. Электромагнитное загрязнение как частный случай энергетического загрязнения.-3часа Тема 1.1. Источники и масштабы электромагнитного загрязнения (1 час) Источники электромагнитного загрязнения. Биологическое действие электромагнитных полей. Оценка воздействия электромагнитных полей. Тема 1.2 Система защиты окружающей среды от радиочастотных загрязнений (1 час) Экологическая опасность технических электронных приборов. Нормирование электромагнитных полей. Принципы нормирования полей. Нормативные документы. Тема 1.3. Методы инструментального контроля (1 час) Методологические принципы расчетного прогнозирования электромагнитных полей вблизи излучающих технических средств. Методы инструментального контроля электромагнитных полей. Защита окружающей среды от электромагнитных полей. Тема 2. Электромагнитные поля элементарных излучателей-2часа Тема 2.1. Структура электромагнитного поля элементарного вибратора (1 час) Структура электромагнитного поля горизонтального элементарного вибратора. Структура электромагнитного поля вертикального элементарного вибратора. Тема 2.2. Анализ выполнения граничных условий. Элемент Гюйгенса (1 час) Анализ выполнения граничных условий на идеально проводящей поверхности. Структура электромагнитного поля элемента Гюйгенса Тема 3. Излучающие технические средства НЧ и СЧ диапазонов-2часа Тема 3.1. Электромагнитные волны НЧ и СЧ диапазонов (1 час) Особенности электромагнитных волн НЧ и СЧ диапазонов. Характеристики и параметры технических средств. Излучающие устройства. Передающие антенны. Тема 3.2. Методы анализа ближних электромагнитных полей (1час) Методы анализа ближних электромагнитных полей. Электромагнитная обстановка вблизи технических средств НЧ и СЧ диапазонов. Тема 4. Излучающие технические средства ВЧ диапазона-2часа Тема 4.1. Электромагнитные волны ВЧ диапазона (1 час) Особенности распространения электромагнитных волн ВЧ диапазона. Характеристики и параметры технических средств. Излучающие устройства. Передающие антенны. Тема 4.2. Методы анализа ближних электромагнитных полей (1час) Методы анализа ближних электромагнитных полей слабонаправленных антенн. Электромагнитная обстановка вблизи технических средств ВЧ диапазона. Тема 5. Излучающие технические средства УВЧ и ОВЧ диапазонов-1час Тема 5.1. Радиоволны УВЧ и ОВЧ диапазонов (1час) Особенности распространения электромагнитных волн УВЧ и ОВЧ диапазонов. Характеристики и параметры технических средств. Излучающие устройства. Передающие антенны. Тема 6. Излучающие технические средства СВЧ и КВЧ диапазонов. Часть 1 -2часа Тема 6.1. Электромагнитные волны СВЧ и КВЧ диапазонов (1час) Особенности распространения электромагнитных волн УВЧ и ОВЧ диапазонов. Характеристики и параметры технических средств. Излучающие устройства. Передающие антенны. Тема 6.2. Методы расчёта плотности потока энергии (1час) Основы расчёта в области I, II и III. Характеристики направленности. Облучатель универсальной модели антенны. Порядок расчёта. Тема 7. Излучающие технические средства СВЧ и КВЧ диапазонов. Часть2 -2часа Тема 7.1. Программный расчёт электромагнитной обстановки (2часа) Программное обеспечение для расчёта электромагнитной обстановки. Состав и особенности размещения комплексов излучающих средств. Санитарные зоны. Критерии оценки электромагнитной обстановки.
(22 часа , 8 с применением МАО) Занятие 1. Методы расчёта зон ограничения расположения различных электронных устройств (5 часов) 1.Методы расчёта. 2.Решение задач. Занятие 2. Моделирование объектов излучения и оценка электромагнитной обстановки вблизи них (5 часов) 1.Решение ситуационной задачи по анализу электромагнитной обстановки. 2.Применение результатов моделирования объектов излучения. 3.Влияние оценки электромагнитной обстановки вблизи объектов излучения. Занятие 3. Промежуточная аттестация № 1 (2 часа) 1.Решение ситуационных задач Занятие 4. Изучение программного комплекса анализа электромагнитной обстановки (6 часов) 1.Формирование объектов излучения. -2часа 2.Расчёт санитарно-защитных зон.-2часа 3.Поэтапный расчёт санитарно-защитных зон.-2часа Занятие 5. Промежуточная аттестация № 2 (2 часа) 1.Решение ситуационных задач-2часа Занятие 6. Совместимость источников электромагнитного излучения (2 часа) 1.Решение ситуационной задачи с учётом сторонних объектов-2часа Занятие 7. Создание измерительной системы (2 часа) 1.Решение ситуационной задачи для определенного района или объекта-2часа
Курсовые проекты 1.Сделать расчет оптимального расположения антенн проектируемой БС стандарта GSM 900 для вашего района города. Определить протяженность и нижнюю границу СЗЗ и ЗОЗ. 2.Сделать расчет оптимального расположения антенн проектируемой БС стандарта DCS 1800 для вашего района города. Определить протяженность и нижнюю границу СЗЗ и ЗОЗ. 3.Сделать расчет оптимального расположения антенн проектируемой БС стандарта UMTS 2100 для вашего района города. Определить протяженность и нижнюю границу СЗЗ и ЗОЗ. 4.Сделать расчет оптимального расположения антенн проектируемой БС стандарта GSM 900/DCS 1800 для вашего района города. Определить протяженность и нижнюю границу СЗЗ и ЗОЗ. 5.Методы расчёта зон ограничения застройки различных средств связи. 6.Совместимость источников электромагнитного излучения. 7.Анализ выполнения граничных условий. Элемент Гюйгенса.
В течение семестра для контроля знаний студентов проводятся 2 контрольные работы по отдельным блокам дисциплины. За каждую контрольную работу максимальная оценка 10 баллов. Для получения доступа к экзамену студенту необходимо до начала экзамена набрать не менее 80 рейтинговых баллов. Пример контрольного теста для определения минимального уровня освоения дисциплины приведен отдельно Контрольная работа № 1 Каждому студенту выдаются индивидуальные варианты контрольных работ (в данном УМКД представлены 2 варианта из 40) Вариант 1
Вариант 2
Примечание: 1. Перед выполнение практического задания необходимо внимательно ознакомиться с теоретическим материалом и нормативными документами. 2. Задание выполняется на отдельном листе, на котором указываются фамилия и инициалы, группа, наименование практического задания, вариант практического задания. Оформленное решение подкалывается к данному листу и сдается преподавателю для проверки. Контрольная работа № 2 Каждому студенту выдаются индивидуальные варианты контрольных работ (в данном УМКД представлены 4 варианта из 10) Вариант № 1 Проведите анализ выбранного участка объекта для выбора площадки размещения электронного устройства с учётом окружающей среды. Электронное устройство работает в диапазоне частот GSM 900/DCS 1800, имеет круговой сектор излучения. Выбрать место предполагаемого размещения с учетом методических указаний, характеристики излучаемого оборудования (условия задачи меняются в зависимости от выбранного участка). Вариант № 2 Проведите анализ выбранного участка объекта для выбора площадки размещения электронного устройства с учётом окружающей среды. Электронное устройство работает в диапазоне частот GSM 900/DCS 1800/UMTS, имеет 3 сектора излучения. Выбрать место предполагаемого размещения с учетом методических указаний, характеристики излучающего оборудования (условия задачи меняются в зависимости от выбранного участка). Вариант № 3 Проведите анализ выбранного участка объекта для выбора площадки размещения электронного устройства с учётом окружающей среды. Излучающее устройство работает в диапазоне частот GSM 900/DCS 1800/UMTS, имеет круговой сектор излучения (для каждого диапазона частот используются отдельные излучатели). Выбрать место предполагаемого размещения с учетом методических указаний, характеристики излучающего оборудования. Вариант № 4 Необходимо провести исследование объекта подверженного интенсивному воздействию радиоволн формата GSM 900/DCS 1800/3G. Обосновать измерения параметров и используемые приборы и оборудование (условия задачи меняются в зависимости от выбранного участка). Примечание: 1. Перед выполнение практического задания необходимо внимательно ознакомиться с теоретическим материалом. 2. Задание выполняется на отдельном листе, на котором указываются фамилия и инициалы, группа, наименование практического задания, вариант практического задания. Оформленное решение подкалывается к данному листу и сдается преподавателю для проверки. 3. В качестве вспомогательных материалов используются каталоги электронных устройств. Оборудование исследуемых объектов выбирается студентом самостоятельно с обоснованием выбора. Вопросы к экзамену:
Источники электромагнитного загрязнения.
Нормирование электромагнитных полей.
Электромагнитные волны ВЧ диапазона
Программный расчёт электромагнитной обстановки
а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
в) Электронные образовательные ресурсы
|
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол от «26» Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и искусствоведения шикс «29» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины метрологическое обеспечение... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры компьютерных систем «03» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры фармации «26» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины приборы и методы неразрушающего... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии «26» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, «26» Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры Русского... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол №9 от «26» Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа обсуждена на заседании кафедры естественнонаучного образования «29» Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями... Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего... |