Скачать 387.92 Kb.
|
Отдел образования Дзержинского райисполкома Государственное учреждение образования «Демидовичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя общеобразовательная школа» Современный урок как условие максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка Номинация: учитель – предметник Направление: учитель математики Козлова Ирина Ивановна 2011 Оглавление Введение ………………………………………….………………...………. 3
урока математики ……….………...…………………...……………… 19 Заключение ……………...……………………………………………….. 31 Список литературы …...…………………...…………………………….. 33 Приложение А ……………………………..……………………………… 34 Приложение Б …………………………………..…...…………………… 35 Приложение В …………………………………………………………….. 38 Введение В настоящее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой — активно создает для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам. Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого — организация единого пространства познания и индивидуального развития. Основополагающим условием развивающей и развивающейся школы является выполнение учителями основной функции — быть стимулирующим началом в развитии личности каждого ученика. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее целостности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо строить весь образовательный процесс с учетом глобальных изменений в социально-экономической жизни белорусского общества. Поставленные задачи должно помочь решить личностно-ориентированное обучение, так как данный вид обучения обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированного обучения, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям. Таким образом, появился новый термин «современный урок». Современный урок – симбиоз развивающего и традиционного образования. На сегодняшний момент это наиболее оптимальный вариант, так как каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки. Например, главной положительной стороной традиционного образования является экономность во времени и создание благоприятных условий для формирования системы знаний, умений и навыков. Таким образом, современный урок – это образовательный продукт творческой деятельности педагога, основанный на знании теории, анализе своей реальной педагогической ситуации и своих особенных возможностей, в котором оптимально сочетаются принципы развивающего образования и наиболее эффективные методы и приемы традиционного образования. А замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Цель данной работы – выявить эффективность влияния современного урока на развитие индивидуальности ребенка. Задачи: 1. Раскрыть сущность личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе как условия развития индивидуальности. 2. Проанализировать современный урок как средство развивающего обучения. 3. Раскрыть методологические основы проектирования и организации современного урока математики.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта [1]. Содержание личностно-ориентированного обучения призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа. Функции личностно-ориентированного обучения:
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном обучении предполагается иная позиция педагога:
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития учащегося. Следовательно, личностно-ориентированное обучение – это процесс, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира [8]. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам). То есть каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Урок выявляет опыт ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию. А современный урок в системе личностно-ориентированного обучения заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям. Современный урок – это не просто красивое название (урок-конференция, урок-путешествие, урок-диспут и др.), необычная структура и форма, большое разнообразие методов и нетрадиционная последовательность этапов. В первую очередь на современном уроке должны реализовываться те общеметодологические и дидактические подходы, которые обусловлены новыми тенденциями в педагогической науке. Целевая установка современного урока заключается, прежде всего в том, чтобы умело использовать все возможности для развития личности ученика, воспитывать их как социально активных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием на протяжении всей последующей жизни. При этом роль учителя на современном уроке заключается в том, чтобы создавать условия для глубокого и осмысленного усвоения знаний, организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников. Таким образом, общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности на основе развивающего и воспитательного обучения. Именно развивающий характер процесса обучения является важной характерной особенностью современного урока. Для того чтобы урок был развивающим, необходимо при его конструировании придерживаться основных принципов [9]:
Современный урок – симбиоз развивающего и традиционного образования. На сегодняшний момент это наиболее оптимальный вариант, так как каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки. Замысел современного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика, следовательно, такой урок является личностно-ориентированным. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:
Принципы построения современного личностно-ориентированного урока: 1. Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития. 2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности. 3. Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала проходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся. 4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения. 5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса. 6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности. Содержание современного личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности. Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:
использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «по моему мнению», «я думаю, что…» и т.д. Оценочно-аналитический компонент современного личностно-ориентированного урока должен прежде всего согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта; сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей. Современный урок – это образовательный продукт творческой деятельности педагога, основанный на знании теории, анализе своей реальной педагогической ситуации и своих особенных возможностей, в котором оптимально сочетаются принципы развивающего образования и наиболее эффективные методы и приемы традиционного образования. Современный личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В таблице представлены основные различия между традиционным и современным личностно-ориентированным уроком.
|
Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики) Охватывает четыре этапа эволюции урока математики (см с. 21). II период (1917 – 1932 гг.) – отказ от урока как основной формы организации... | Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Урока математики И. В. Вдовенко, учитель математики, мбоу «Федоровская... Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики | Ход урока Организационный этап Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Конспект урока Предмет : обучение грамоте Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Конспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Анализ урока 16 февраля 2010 год Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной... | Урок математики: сущность Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики.... | ||
Урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника» Слайд 1 Сегодня я представлю вашему вниманию фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Площадь прямоугольника». У данного урока... | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | «Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Методическая разработка урока математики в 5 классе Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош» | Урок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «звук [Л]» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Урок математики в 8 классе 8вида Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач |