Скачать 89.62 Kb.
|
Открытый урок Мир вокруг нас « МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Учитель начальных классов Ерденевской средней школы Филькина Т. Г. Тема: «Наша дружная семья» Цель: обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, раскрыть понятие «культура общения», воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким. Оборудование: учебник - А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс, фишки – 4 (на каждого уч-ся), рисунки генеалогического дерева (на каждого уч-ся), формы сердечек, мультимедиа оборудование Microsoft Power Point Ход урока: 1.Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Т.Г. Мы сегодня на уроке будем общаться. Слайд1 Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало. 2.Знакомство с новым материалом. Я расскажу вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом порассуждать, почему это происходило. «Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать. - Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он. Учитель начал урок с переклички: Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. - Мама, вот он я! — закричал Толя. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. - Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком. (Ваши ответы д.б. доказательными, а речь красивой и понятной) Как же менялось настроение мальчика? Почему Толя вначале был доволен, что он стал невидимкой? Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться.Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. В своей жизни мы общаемся с разными людьми. С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.) С кем чаще? (родителями) Слайд 2 Где это происходит? (В школе, на улице, дома) Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами. Откройте учебники по закладке. А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки…- семья) (Близкие родственники живущие вместе.) на доске прочитать тему: « Наша дружная семья» Мы поговорим об общение в семье. Я думаю, что мы сможем с вами найти ответы на интересующие вопросы. Вернёмся к помощнику- учебнику, перевернём страницу. К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассматривая картинку, мы не можем слышать о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку, разыграв ситуацию. (разыгрывание ситуации) Обратите внимание, как разговаривают наши герои, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу. Как вы думаете, что такое культурное общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, Слайд3 уважительное отношение к человеку) А есть такое выражение культура общения. Нужна ли она в семье? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? Не всегда вы живёте рядом с бабушкой и с дедушкой, тогда вы ходите к ним в гости. Для вас ученики ЕСШ разыграли такую ситуацию. Посмотрим и попробуем поразмышлять над данной ситуацией. Слайд4 (видеофрагмент) К дедушке и бабушке Настя и Володя, В гости на оладушки в выходной приходят. Внук Володя попросил: - Дед, налей мне чаю. Дед голову склонил, Вове отвечая: - Плохо слышу я внучок, не чета тебе я. Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет. Настя бабушке грубит: - Ты не видишь что ли, Что солонка тут стоит, на столе без соли?» Насте бабушка в ответ: -Я ведь вижу плохо, Мне уже не мало лет, помоги мне кроха. Стало после этих слов стыдно детям очень. Вова говорит: - Готов! Я во всем помочь им». -Да и мне не по себе, Настя вторит брату - В том, что стали вы слабей, вы не виноваты! Через много, много лет мы такие будем. Я – бабуля, Вова – дед, все стареют люди. Глазки, ушки заболят и у нас, когда-то. Так разумно говорят славные ребята! Ставят сами всё на стол Чай по чашкам льётся. Тут и дедушка расцвёл, Бабушка смеётся! Вы, ребята, никогда близким не грубите. Деда с бабушкой всегда от души любите! Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи. Физкультминутка Работа с учебником Продолжаем… Вернёмся к нашему помощнику- учебнику. Стр.47. Рассмотрите рисунки. Объясните что на них изображено? Прочитайте задание под рисунками выполните его. Расскажите, как еще вы помогаете взрослым? «И ежели вы Вежливы, Поможете Вы маме И помощь ей предложите Без просьбы- То есть сами.» (отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы») Заботьтесь о родителях, у них много трудностей. Чем мы отличаемся друг от друга? А может это вам поможет… Слайд5 При рождении каждому человеку родители дают имя. А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общение отличать одного человека от другого) Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными. А знаете ли вы свое полное имя? Есть ли в вашем классе дети с одинаковыми именами? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки) Как различают таких детей? ( По фамилиям.) Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.) Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Отчество дается от отца. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству. Кто из вас может назвать свое полное имя? (Имя и отчество) Слайд6 Задание: Папу Андрея и Оли зовут Виктор Васильевич, а маму – Ирина Сергеевна. Какими будут полные имена Андрея и Оли? Итак, имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия – ?... от всей семьи (Во многих языках слово фамилия – это семья) Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Люди, живущие много лет назад.) Как вы называете родителей своих родителей? (Бабушка и дедушка.) Как вы называете родителей своих бабушек и дедушек? (Прабабушка и прадедушка.) Можете ли вы назвать имя своей прабабушки, откуда она родом, не знаете? Очень жаль… Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Каждая семья, большая или маленькая, не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи- своя история. Каждый человек может исследовать свою родословную. А можно изобразить её так: Слайд 7 Слайд8 Практическая работа Сейчас мы с вами попробуем создать родословное древо своей семьи. Внизу, посредине вы пишете свое имя. Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя. Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку. Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д. У каждого человека два родителя, бабушек и дедушек – четверо, прабабушек и прадедушек – восемь и т.д. Вот сколько у человека предков. Славная вещь - родословное древо. Но если присмотреться к нему, можно заметить одну странность. Получается, будто из вас вырастают мама с папой, а из них – бабушки и дедушки. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень – в большой разветвлённый корень, из которого и выросли вы. Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбом) Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты их рождения. Итог -В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда. Он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете?«понимание». -Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения. Слайд9 Рефлексия Вот это большое сердце - наша дружная семья. И состоит она из маленьких сердечек, в которых должны царить дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю эти сердечки вам. Одно из них подарите человеку, которому хотите передать частичку своего добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку! |
Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас. Часть 1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 223... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб для 3 кл нач шк. В 2 частях. Ч. 1/А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Мир вокруг нас. Учебник для 2-го класса. Плешаков А. А., М.: «Просвещение», 2003. (Зелёный дом) | ||
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мир вокруг нас: учебник для 4 класса начальной школы. В 4 ч. Ч 2 / А. А. Плешаков | ||
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «От Земли до неба» А. А. Плешаков, учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова, рабочая тетрадь | ||
Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» Оборудование: 3 ватмана, карта «Золотое кольцо России», набор иллюстраций о городах, набор слов помощников | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы учебника, тетрадей: А. А. Плешаков. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы | ||
Плешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник Мир вокруг нас. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, часть 1,стр. 154-158,- м.: Просвещение, 2008 | ||
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 3 класс Рабочая программа рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 4класса начальной школы в 2 частях – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – (Зеленый... | ||
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год. Предмет: Окружающий мир 4 класс Программа Плешаков А. А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач шк.: кн. Для учителя / А. А. Плешаков. 2-е... | Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» «Наш край, часть большой страны»; создать условия для развития познавательной активности, творческого воображения, логического мышления;... |