Скачать 182 Kb.
|
ПРОГРАММА факультативного курса «КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ» для 10-11-го классов общеобразовательных учреждений Минск Издательство Белорусского Экзархата 2009 Автор-составитель: Рогальский С. Г., старший преподаватель ГУО «Институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла» БГУ, руководитель духовно-образовательного проекта «ЛОГОС» ГУО «Гимназия № 11 г. Минска», кандидат богословия Рецензенты: Салеев В. А., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник НМУ «Национальный институт образования» Министрества образования Республики Беларусь; Романенко Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента социокультурной сферы Белорусского государственного университета культуры и искусств; Голубова М. Н., методист высшей категории управления учебно-методической работы Академии последипломного образования Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Протокол №12 заседания Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию от 02. 12. 2008, п. 1.8.) Издание осуществлено по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси (резолюция от 12. 02. 2009 г.) Рогальский С. Г. Программа факультативного курса «Культура и религия» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Издательство Белорусского Экзархата, 2009. – 14 с. Программа факультативного курса «Культура и религия» для 10-11 классов является обобщением опыта преподавания данного курса в рамках духовно-образовательного проекта «ЛОГОС» в гимназии № 11 г. Минска. Курс направлен на формирование у учащихся целостного представления об истоках и происхождении культурных ценностей, месте религии в культурном пространстве, ее влиянии на мораль, науку и искусство. В содержании курса последовательно рассматриваются вопросы происхождения, сущности и форм религии, ее места в жизни общества и ее связи с культурой. Отдельно рассматривается христианское вероучение, как ведущая культурообразующая религия Беларуси, оказавшая определяющее влияние на формирование культурно-исторических традиций и государственности белорусского народа. Программа предназначена для педагогов общеобразовательных учреждений. Пояснительная записка Предлагаемый факультативный курс является общегуманитарной дисциплиной, направленной на формирование у учащихся средней школы целостного представления об истоках и происхождении культурных ценностей, оказавших наиболее существенное влияние на развитие белорусского этноса. Основной целью курса является формирование личности, осознающей ситуации нравственного выбора. Наряду с этим знания о месте религии в культурном пространстве, о влиянии религии на мораль, науку и искусство помогут учащимся решать важные для них проблемы мировоззренческого выбора и обеспечивают, таким образом, самопонимание и устойчивость личности. Исходя из этого, в содержании курса последовательно рассматриваются вопросы происхождения, сущности и форм религии, природы религиозного сознания, места религии в жизни общества и ее связи с историей, наукой и культурой. Курс также ставит своей целью демифологизировать устоявшийся стереотип о противостоянии науки, культуры и религии, дать систематическую оценку проявлению религиозного сознания, а также познакомить учащихся с основными положениями мировых религий. Отдельно рассматривается христианское вероучение как ведущая культурообразующая религия Беларуси, оказавшая определяющее влияние на формирование культурно-исторических традиций и государственности белорусского народа. Особое внимание уделяется формированию у учащихся иммунитета против воздействия различных деструктивных сект и культов, пытающихся проникнуть в сознание современного общества. Учащиеся должны ориентироваться в законодательной базе Республики Беларусь в ее отношении к религиозным организациям и уметь применять его в противостоянии деструктивным культам. Курсом предусмотрены лекции с обратной связью с привлечением аудио- и видеоматериалов, обзорные лекции по истории христианства в Беларуси, а также экскурсионные поездки к древним святыням, семинары по обсуждению наиболее актуальных тем современного общества, а также участие слушателей в мероприятиях, проводимых Белорусским Экзархатом совместно с государственными учреждениями Республики Беларусь. Программа рассчитана на 34 часа (в том числе 1 резервный час) в год. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ X класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ X класс ВВЕДЕНИЕ (1 час) Предмет «Культура и религия». Этимология понятий «культура» и «религия». Историческая связь культуры и религии. Духовность как основа формирования культуры. Типы духовности. Духовность религиозная и нерелигиозная. Т е м а 1. Религия как общечеловеческое явление (2 часа) Возникновение религии. Происхождение религии с точки зрения философии, социологии, психологии, этнографии, богословия. Нерелигиозные системы мысли. Религия и атеизм. Понятие об откровении. Источники знаний о Боге. Откровение естественное и сверхъестественное. Вера и разум. Религия в обществе. Роль и значение религии в жизни человеческого общества. Цель религии. Примеры проявления религии в мировой этнической культуре. Религия и наука. Религия и государство. Основные понятия: религия, религиозное сознание, естественное откровение, божественное откровение, вера, неверие, пантеизм, деизм, теизм, атеизм, спасение, сотериология, симфония Т е м а 2. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ (10 часов) Монотеизм и политеизм. Обзор религиозных систем древнего мира. Причины возникновения политеизма. Религиозные представления Древнего Египта, Китая, Греции, Рима. Возникновение и развитие буддизма, индуизма, зороастризма, иудаизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма и ислама. Буддизм. Жизненный путь Сиддхартхи Гаутамы: Будда. Возникновение, распространение, учение буддизма. Аскетическая жизнь как идеал буддизма. Причины популярности буддизма на Западе в наше время. Основные ветви буддизма. Буддизм и дзен-буддизм. Индуизм. Исторические сведения и вероучение индуизма. Религиозная жизнь. Развитие индуизма: джайнизм и сикхизм. Зороастризм. Возникновение зороастризма: личность Заратустры. Дуализм доброго и злого начал в зороастризме. Зороастризм в Персии и на Ближнем Востоке. Митраизм: культ Митры в Римской империи. Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма. Строгий монотеизм. Еврейская концепция истории. Причины разногласий с христианством. Талмудическая традиция. Конфуцианство, даосизм, синтоизм. Первобытная религия в Китае. Философская мысль Древнего Китая. Возникновение и развитие конфуцианства, даосизма и синтоизма. Основные аспекты вероучения. Ислам. Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама. Мухаммед как основатель ислама. Коран и вероучение ислама. Сунниты и шииты. Мистицизм в исламе. Проблема исламского фундаментализма в современном мире. Мировые религии. Понятие и критерии мировых религий. Мировые религии сегодня. Основные понятия: монотеизм, политеизм,, религиозное представление, вероучение, культ, буддизм, дзен-буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, зороастризм, иудаизм, талмудическая традиция, конфуцианство, даосизм, синтоизм, ислам, Коран, сунниты и шииты, исламский мистицизм, исламский фундаментализм, мировые религии Урок обобщения (1 час) Т е м а 3. ХРИСТИАНСТВО (7 часов) Возникновение христианства. Личность Господа Иисуса Христа, Его земная жизнь и учение. Основание Церкви: День Пятидесятницы. Распространение христианства. Христианская проповедь в Палестине и на территории Римской империи. Гонения на христиан. Императоры-гонители. Принятие императором Константином христианства. Миланский эдикт. Дальнейшее развитие христианства в качестве государственной религии в Византийской империи. Крещение Руси. Основы христианского вероучения. Учение о Троице: христианская триадология. Учение о мире и человеке: христианская космология и антропология. Учение о Церкви: христианская экклезиология. Учение о спасении: христианская сотериология и эсхатология. Христианство в истории. Причины разделения Церкви на Православную и Римо-Католическую (вероучительные и исторические). Причины возникновения протестантизма. Первостепенные и второстепенные факторы разделения христиан. Необходимые условия воссоединения. Основные понятия: боговоплощение, воскресение, церковь, христианская проповедь, гонение, миланский эдикт, государственная религия, триадология, космология, антропология, экклезиология, сотериология, эсхатология, православие, римо-католичество, протестантизм, разделение и воссоединение христиан. Т е м а 4. ХРИСТИАНСТВо В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ (8 часов) Дохристианский период. Древние языческие верования славян. Особенности языческих культов, их отражение в жизни общества. Принятие христианства. Исторические предпосылки Крещения Руси. Личность св. блгв. князя Владимира. Принятие христианства (988 г.) как поворотный момент в истории славянских народов. Появление и распространение христианства на территории Беларуси (992 г.). Первые епископские кафедры – Полоцк и Туров. Святые Кирилл Туровский и Евфросиния Полоцкая – просветители земли белорусской. Христианство как основа культурного базиса славянских народов. Христианство в Беларуси. Роль христианства в формировании культурных традиций белорусов. Франциск Скорина. Геополитическое положение Беларуси и конфессиональная ситуация: Православие и Римо-Католичество. Феномен унии. Брестская церковная уния 1596 г. и ее результаты. Святой Афанасий, игумен Брестский. Его жизнь и подвиг. Деятельность князя К. К. Острожского. Возвращение униатов в Православие. Митрополит Иосиф (Семашко). Церковь накануне Октябрьской революции и в советский период. Новомученики и исповедники земли белорусской. Современное положение. Учреждение Белорусского Экзархата (1989 г.) и его деятельность. Современная конфессиональная ситуация в Беларуси. Понятие о свободе совести. Законодательство Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях. Различие понятий «Церковь», «вероисповедание», «конфессия», «секта», «деструктивный культ». Традиционные вероисповедания в Республике Беларусь. Экспансия деструктивных культов и псевдорелигиозных коммерческих движений, способы их действия. Религиозная безграмотность как основная причина попадания людей в секты. Наиболее распространенные секты в Беларуси. Техника религиозной безопасности. Основные понятия: язычество, Крещение Руси, епископская кафедра, культурная традиция, церковная уния, мученичество и исповедничество, Белорусский Экзархат, свобода совести, религиозная организация, традиционные вероисповедания, конфессия, конфессиональная ситуация, секта, деструктивный культ Урок обобщения (1 час) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час) Диспут «Диалог религии и культуры в современном мире: за или против?» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ XI класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ XI класс Введение. (1 час) Роль христианства в формировании восточно-славянской и, в частности, белорусской государственности. Историческая связь христианства и культуры Беларуси. Обзор христианских традиций белорусского народа. Т е м а 1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ (10 часов) Понятие о Священном Предании и Священном Писании. Устное предание и его передача в древнем мире. Состав предания. Достоверность предания. Фиксация предания в качестве священных текстов: Священное Писание. Библия как Священное Писание христиан. Этимология слова «Библия». Происхождение Библии и ее состав: Ветхий и Новый Завет. Авторство и время написания книг Библии. Библейский канон. Сюжеты Ветхого Завета. Сотворение мира, сотворение человека, грехопадение, первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы, испытание Авраама, история Моисея. Декалог, или Десять заповедей Божиих. Ветхозаветное пророческое служение. Сюжеты Нового Завета. Понятие о Евангелии. Содержание Евангелия. Рождество и детство Христа, Его выход на общественное служение. Нагорная проповедь и чудеса. Притчи Господа Иисуса Христа. Страдание, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. Евангельские события по Воскресении, основание Церкви. Апостольская проповедь. Агиографическая и богослужебная литература. Понятие об агиографии. Прославление (канонизация) святых. Именины. Жития святых как продолжение истории Церкви «в лицах». Святые как выдающиеся личности в истории Церкви и государства. Богослужебные книги. Богослужебные тексты как выражение религиозного чувства и утверждение вероучения. Непрерывность передачи духовного опыта. Основные понятия: Священное Предание, Священное Писание, устная традиция, Библия, Ветхий и Новый Завет, библейский канон, грехопадение, Декалог, Евангелие, Нагорная проповедь, искупление, апостольская проповедь, агиография, святые, жития святых, именины, богослужебные тексты, духовный опыт. Т е м а 2. Христианские праздники и их отражение в культурной традиции белорусского народа (10 часов) Церковный календарь. Понятие о церковном календаре. Старый (Юлианский) и новый (Григорианский) стиль. Понятие о годичном цикле праздников, его происхождении. Главные христианские праздники, их даты и связанные с ними традиции белорусского народа. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. История и духовный смысл праздника. События, легшие в его основу. Особенности празднования. Праздник Воздвижения Креста Господня. История и духовный смысл праздника. События, легшие в его основу. Особенности празднования. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. События, легшие в его основу. Образ Матери, прикрывающей и защищающей Своих попавших в беду детей. Государственный праздник Беларуси – День матери. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. История и духовный смысл праздника. События, легшие в его основу. Особенности празднования. Праздник Рождества Христова. Рождество Христово как один из главных христианских праздников. Богослужебное празднование. Святки. Рождественские народные обычаи. Колядование. Праздник Крещения Господня – Богоявления. История и духовный смысл праздника. События, легшие в его основу. Особенности празднования. Освящение воды. Праздник Сретения Господня. Происхождение и духовный смысл. Особенности празднования. События периода Великого Поста. Масленица. Происхождение и смысл масленицы. Масленица в фольклоре и литературе. Прощенное Воскресенье. Великий пост. Значение поста в церковной традиции. Праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господень в Иерусалим. Страстная седмица. Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения. Пасха Христова как главный христианский праздник: «Праздников праздник и торжество из торжеств». Традиция освящение пасхальных яиц и куличей, ее духовный смысл. Светлая седмица. Праздники Вознесения Господне и Пятидесятницы, или Святой Троицы. История и духовный смысл. Евангельские события, легшие в их основу. День Рождения Церкви. Особенности празднования. День памяти святых апостолов Петра и Павла. Личность апостолов и их проповеднические труды. Учреждение дня их памяти. Праздник Преображения Господня. История и духовный смысл праздника. Евангельские события, легшие в его основу. Особенности празднования. Обычай освящать первые плоды нового урожая – «Яблочный Спас». Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Завершение церковного богослужебного круга. История праздника и его особое почитание. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы – покровительницы Беларуси: Минская и Жировицкая, их история. Посещение Свято-Успенской Жировицкой Обители. Основные понятия: церковный календарь, Юлианский стиль, Григорианский стиль, годичный цикл праздников, духовный смысл и традиция празднования, Рождество, Великий пост, Благовещение, Страстная седмица, Пасха, Светлая седмица, Пятидесятница, Вознесение, Преображение, Успение, чудотворная икона. Т е м а 3. ХРИСТИАНСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО (10 часов) Храм как центр религиозной культуры. Религиозные корни культуры. Храм как место особого присутствия Бога. Храм как выражение всего спектра духовности человека. Внутреннее и внешнее устройство христианского храма. Символика храма. Символы христианского искусства. Храмовое зодчество. Отношение народа к построению храма. Христианское зодчество Беларуси. Отличительные черты православного, римо-католического и протестантского храма. Архитектурные стили. Экскурсия в Минский Свято-Духов Кафедральный собор. Храмовая живопись. Монументальная живопись в христианском храме. Иконопись. Понятие об иконографическом каноне. Особенности византийской, славянской и западной иконографий. Икона как «богословие в красках». (Феофан Грек, прп. Андрей Рублев, Дионисий Ферапонтовский). Русская и белорусская иконопись. Церковное пение и музыка. Значение и основные виды церковного пения и музыки. Особенности и виды исполнения византийского, славянского и западного церковного пения. Гимнология и гимнография. Осмогласие. Распевы и напевы. Духовные композиторы (прот. П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, М. И. Глинка, С. В. Смоленский, П. И. Чайковский, А. А. Архангельский) и их творчество. Основные понятия: храм, устройство и символика храма, христианское искусство, зодчество, архитектурный стиль, икона, иконографический канон, церковное пение и музыка, гимнография. Урок обобщения (1 час) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час) Церковное искусство как неотъемлемый компонент мировой художественной культуры. Экскурсия в Национальный художественный музей. В процессе изучения курса у учащихся формируются следующие способы деятельности:
Литература Основная:
Дополнительная:
Учебно-методические разработки и мультимедийные материалы:
|
Габриелян О. С программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений Программы курса химии для X-XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы: И. Г. Остроумов, А. С. Боев. (Программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений // Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 9 класс Монаковой Марии Алексеевны С. Габриеляна (Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений // Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по учебному предмету "химия" учителя химии Трофимовой... Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, составленных на основе примерных с учётом федеральных стандартов.... | ||
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура Рабочая программа курса орксэ по модулю «Основы православной культуры» для 4-5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных... | Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Физической культуре, и на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, для учителей общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по географии для 11 А,Б,В классов Пикос Маргариты Разыховны Рабочая программа курса географии для 11 класса составлена на основе «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных... | Образовательная программа школьного факультативного образования,... Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре (кружок) (наименование... Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И.... | Из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных... Программа курса химии для 8-9 кл общеобразовательных учреждений./ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по химии 10 класс (34 часа) Пояснительная записка Программа курса химии для 10 -11 кл общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ из сборника Программа курса химии для 8 -11... | Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений... Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г., и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию... | ||
Рабочая программа факультативного курса по "основам безопасности жизнедеятельности" Программы общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова, М.: "Просвещение",2008 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ограммы курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений к умк к. И. Кауфман “Happy English ru” Программа курса... | ||
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия Программы курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор Гара Н. Н. Программы общеобразовательных... |