Тематическое планирование уроков музыки в начальных классах
по программе Д.Б.Кабалевского
Составила: учитель музыки ГОУ СОШ № 188 Кокорева Александра Владимировна Г.Санкт-Петербург.
Цели уроков музыки:
1.Ввести детей в мир большого музыкального искусства;
научить их любить и понимать музыку во всём её богатстве форм и жанров;
воспитывать музыкальную культуру учащихся через увлечение и заинтересованность самой музыкой, отражающей жизнь людей и внутренний мир человека.
2.Познакомить детей с шедеврами народной и профессиональной музыки, творчеством композиторов, музыкальными инструментами, направлениями музыки и её терминами через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности:
хоровое пение, слушание и восприятие музыки, размышление о ней, ритмичные движения под музыку и пластическое интонирование, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизации, ансамбли, инсценировки, музыкальные постановки.
3.Развивать музыкальные способности: слух, память, чувство ритма и лада, чувство целого (формы), понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки;
развивать творческую фантазию и воображение детей через образно-игровое вхождение в музыку с помощью жестов, движения, пластики, инсценировок, перевоплощений, творческих заданий, активизации мыслительной деятельности.
4.Воспитывать учащихся нравственно и эстетически, обогащать духовный мир, формировать мировоззрение; активизировать чувства сопереживание, эмоционального отклика, коллективизма и ответственности, увлечение музыкой.
1 класс – 1 четверть «Как можно услышать музыку?» - 5 часов
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
2.10. 2.
9.10.
|
Мы теперь ученики!
|
2
|
«Песня о школе» Д.Кабалевский
«Песня о школе» Н.Дремлюга
«Первоклашка» В.Шаинский
«Марш» С.Прокофьев
«Полька» М.Глинка
«Вальс» П.Чайковский
«Урок музыки» А.Островский
| Введение учащихся в мир музыки, формирование музыкальной культуры, развитие умения слушать и слышать музыку, выражать свои впечатления. Сходство и различие музыкальных образов, определение содержания и настроения, передача в движении, игре. Музыка в окружающей жизни и внутри человека. Способность музыки отображать состояние человека. Различия звучаний песни, танца, марша.
Игровое знакомство с нотной грамотой.
|
3.
16.10. 4.
23.10
|
Здравствуй, осень золотая!
|
2
|
«Золотая осень» М.Красев
«Осенняя песня» П.Чайковский
«Грустная песенка» П.Чайковский
«Заинька» р.н.п.
«Скок, поскок» р.н.п.
«Капельки» Э.Богданова
«Урожай собирай» А.Филиппенко
| Образно-игровое вхождение в музыку, обращение к народному творчеству. Интонирование и озвучивание народных песен, игр, скороговорок, загадок. Музыкально - ритмические игры, импровизации детей, развитие воображения на различные ситуации, переданные музыкой. Жизнь и творчество П.И.Чайковского. Сопоставление контрастных образов осени, определение различий в передаче
Различие звучания песни и пьесы.
|
5.
30.10.
|
Концертный зал
|
1
|
Материал четверти
Викторина
| Закрепление знаний, определение знакомых произведений, ассоциации и музыкально-ритмические игры детей. Развитие эмоциональности, артистизма, отзывчивости, понимания образов, переданных в музыке, размышления о них и окружающей жизни. Подчеркнуть роль мелодии в музыке.
|
1 класс – 2 четверть «Как можно услышать музыку?» - 7 часов
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
14.11. 2.
21.11.
3.
28.11.
|
В гостях у сказки «Сказку складываем, музыкой сказываем»
|
3
|
«Во поле берёза...» р.н.п.
Русские народные колыбельные
«Детский альбом» П.И.Чайковский:
«Нянина сказка»
«Сладкая грёза»
«Игра в лошадки»
«Марш деревянных солдатиков»
«Болезнь куклы»
| Проникновение в понятие «музыкально-поэтическое» через обращение к колыбельным песням, позволяющим познать единство музыки и жизни, и являются первыми музыкальными произведениями в жизни каждого. Отражение мира детства в музыке в опоре на творчество П.И.Чайковского. Проникновение в образы музыки, выражение характеров в движениях, при игре на простых инструментах, восприятие сказочных образов и сочинение собственных сказок, игровых ситуаций. Сказитель-композитор-творец
|
4.
5.12. 5.
12.12. 6.
19.12.
| Здравствуй, гостья Зима!
| 3
|
«Здравствуй, гостья зима» р.н.п.
«Зимнее утро» П.И.Чайковский
из «Детского альбома»
«Времена года» П.И.Чайковский:
«На тройке. Ноябрь»
«Дед Мороз» Р.Шуман
«Метель» Г.Свиридов
«Новогодняя хороводная» А.Островский
| Возможности музыки передавать красоту окружающего мира, зимней природы, радостного праздника. Сравнение образов зимы в музыке, живописи, поэзии. Инструменты симфонического оркестра. Наблюдение за сменой настроения в музыке. Передача музыкальных впечатлений в пластическом интонировании. Картины и портреты в музыке.
|
7.
26.12.
|
Новогодний огонёк
|
1
|
Музыкальная викторина
«Зимняя сказка»
| Закрепление знаний, определение знакомых произведений, ассоциации и музыкально-ритмические игры детей. Совместное сочинение «Зимней сказки» и инсценировка детьми, используя загадки и стихи. Исполнение любимых новогодних песен. Выставка рисунков.
| 1 класс – 3 четверть «Как можно услышать музыку?» - 9 часов
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
15.01. 2.
22.01.
|
Зимняя сказка.
В мире балета.
|
2
|
Сцены из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского:
Марш
Танец пастушков
Танец Феи Драже
Китайский танец
Вальс цветов
| Опора на возможности музыки отображать внутренний мир человека и окружающий мир. Способность музыки выражать и рисовать. Знакомство с балетом. Введение в музыкальный язык, условное обозначение характера, темпа, мелодии, ритма, динамики, интонации. Составление цветовых графических схем, образный подход к написанию и чтению музыки. Музыка игрушек. Определение и сравнение характеров, вживание в образы и показ. Жест, движение, пластика, пантомима.
|
3.
29.01. 4.
5.02.
| Музыкальные краски.
Детская опера.
| 2
| Опера «Муха-Цокотуха» М.Красев:
Песенка Мухи
Песенка Пчёлки и Блошек
Хор гостей
Песенка Паука
Песенка Комара
Дуэт Мухи и Комара
Заключительный хор
| Введение в мир театра. Знакомство с оперой, определение отличий от балета. Сравнение образов героев сказки, выразительная передача их характеров при исполнении песен, танцев, инсценировке. Изготовление масок, костюмов, декораций. Постановка всей оперы проходит на заключительном уроке четверти.
|
5.
12.02. 6.
19.02.
|
Масленица
|
2
|
«Масленица» р.н.п.
«Вот уж зимушка проходит!» р.н.п.
«Клоуны» Д.Кабалевский
«Февраль. Масленица» П.И.Чайковский
«Блины» р.н.п.
| Обращение к народным традициям и обрядам. Знакомство с русским праздником, с его забавами, потехами, играми, весенними закличками. Масленица в народном творчестве. Сравнение образов в музыке и живописи. Петрушка и кукольный театр. Оркестр народный и симфонический. Исполнение песен с использованием инструментов шумового оркестра.
|
7.
6.03. 8.
13.03.
|
Весна – красна!
|
2
|
«Песня жаворонка» П.Чайковский
«Весёлый крестьянин» Р.Шуман
«Весенняя песня» Р.Шуман
«Весёлый колокольчик» В.Кикта
«Мама» П.И.Чайковский
«Песня о маме» О.Сандлер
«Азбука» А.Островский
| Тема обновления жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Сравнение образов весны в музыке, живописи, поэзии. Определение светлого, радостного настроения, любви и нежности в произведениях о маме. Музыка П.И.Чайковского и Р.Шумана для детей. Значение понятия «альбом». Детство великих композиторов.
|
9.
20.03.
|
Концертный зал
|
1
|
Материал четверти
| Закрепление знаний, определение знакомых произведений, ассоциации и музыкально-ритмические игры детей. Развитие эмоциональности, артистизма, отзывчивости, понимания образов, переданных в музыке, размышления о них и окружающей жизни. Постановка оперы «Муха-Цокотуха».
|
1 класс – 4 четверть «Как можно услышать музыку?» - 8 часов
№ / Дата
|
Тема
|
Количество
часов
|
Репертуар
| Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины
|
1.
2.04. 2.
9.04. 3.
16.04.
| Музыкальное путешествие по странам.
Детский альбом.
|
3
| «Детский альбом» П.И.Чайковского:
1.Русская песня
2. Камаринская
3.Старинная французская песенка
4.Итальянская песенка
5.Немецкая песенка
6.Неаполитанская песенка
«Вместе весело шагать» В.Шаинский
«Весёлые путешественники» М.Старокадомский
| Определение музыки и её места, роли, значения в жизни человека. Показать возможности музыки путешествовать вместе с ней, не покидая места, на примере творчества П.И.Чайковского. Отражение в музыке народных особенностей, традиций. Танец и его виды. Разучивание и показ основных движений в танцах. Передача в танце чувств, переживаний, характера музыки. Пьеса, песня, песенка.
|
4.
23.04. 5.
30.04.
|
Музыкальные портреты.
В мире животных.
|
2
|
Сюита К.Сен-Санса «Карнавал животных»:
1.Королевский марш львов
2.Куры и петухи
3.Слоны
4.Кенгуру
5. Антилопы
6.Птичник
7.Аквариум
8. Лебедь
«Карусель» Д.Кабалевский
«Танец утят»
| Музыкальное путешествие в мир животных. Возможность музыки передать настроение, движение, портрет любого животного на примере творчества К.Сен-Санса. Детство «великана». Музыкальные загадки. Разбор характера музыкального образа и сравнение его в жизни. Передача образа в пластическом движении. Изображение воды в музыке. Инструменты симфонического оркестра. Соответствие инструмента образу животного. Инсценировка песни «Карусель».
|
6.
7.05. 7.
14.05.
|
Мы в дороге
с песенкой о лете!
|
2
|
«Песенка о лете» Е.Крылатов
«Музыка» Г.Струве
«Песня жаворонка» П.Чайковский
«Вальс цветов» П.Чайковский
«Прогулка» С.Прокофьев
«Июнь. Гроза» А.Вивальди
«Здравствуй, Родина моя!» Ю.Чичков
| Образы лета в музыке. Сравнительное восприятие произведений музыки, живописи, литературы. Возможности музыки передавать движение, явления и звуки природы. Детство композиторов. Творческое воплощение и импровизации детей при передаче развития образов музыки. Построение графических и цветовых схем. Инсценировка песен с использованием простых инструментов.
|
8.
21.05.
|
Концертный зал
|
1
|
Материал года
| Осмысление и обобщение изученного материала за год. Восприятие, размышление, исполнение музыкальных сочинений, раскрывая смысл и возможности музыки в передаче различных оттенков настроений и переживаний человека, отражении душевного состояния.
|
|