Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку





Скачать 50.99 Kb.
НазваниеРазвитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку
Дата публикации26.09.2014
Размер50.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Развитие вторичной языковой личности

в условиях обучения иностранному языку
Г.П. Кадочникова

МБОУ «СОШ №125 с углублённым изучением

отдельных предметов» г. Барнаул
Сегодня педагогическая общественность всё более утверждается в необходимости изменения концептуального подхода к образованию. Изменения возможны в условиях реализации личностно ориентированного обучения в общеобразовательной школе.

Личностно ориентированный подход к обучению предполагает не только получение учащимися новых знаний, но и овладение педагогами новым способом деятельности в учебном процессе.

Традиционная классно-урочная система в новых условиях приобретает новое содержание. «Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, точными очертаниями учебного материала, традициями и ритуалами, правилами, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок….Свободный урок – дитя современной культуры. Это урок, порождённый стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.»[3: 4-6]

С этой точки зрения ученик рассматривается как деятельный человек, как Личность. Для реализации целей личностно ориентированного подхода к обучению учителю необходимо выбрать адекватные формы, средства и методы обучения.

Предмет «Иностранный язык» имеет максимальные возможности для формирования Личности вообще и Языковой Личности в частности. Языковая Личность владеет знаниями о культурном разнообразии окружающего мира, о взаимоотношениях между культурами в современном поликультурном мире, у неё сформирована активная жизненная позиция и умения взаимодействовать с представителями разных стран и культур согласно принципу диалога культур. Формирование Языковой Личности средствами предмета «Иностранный язык» начинается уже на начальном этапе обучения, возможно, даже если начальный этап обучения иностранному языку совпал с дошкольным образованием.

Иностранный язык способствует общему развитию школьников: их интеллекта (за счёт изучения иностранного языка увеличивается объём восприятия, памяти и внимания, расширяется кругозор, развиваются навыки аналитического мышления); их эмоциональной и мотивационной сферы.

Содержание обучения иностранному языку в школе сориентировано на жизненный опыт ученика и круг его интересов. Высококвалифицированные учителя умеют адаптировать любой учебник иностранного языка, а также использовать широкий спектр учебных материалов различными способами для удовлетворения потребностей учащихся разного уровня обученности и степени мотивированности. На уроках иностранного языка в школе создаются условия для приобщения учащихся не только к иноязычной культуре, но и для осознания своей собственной культуры. У учащихся воспитывается толерантное отношение к другому укладу жизни, к другим привычкам, ценностям. Знакомство с иной культурой и её проявлениями помогает им преодолевать боязнь нового, страх перед чужим.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся подчиняется принципам комплексного обучения всем видам речевой деятельности, ситуативности, индивидуальному подходу, доступности и посильности, знаниям психологических и физиологических особенностей школьников разных «познавательных» профилей. «Познавательный» профиль – это не совокупность воспроизводимых учеником предметных знаний, а своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания» [4: 40]

В своей педагогической деятельности я руководствуюсь тремя постулатами, заложенными в основание новой технологии урока:

  • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

  • Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Урок иностранного языка разворачивается как последовательное в рамках учебной темы исследование, познание, оценка жизни. Изучается действительность, окружающая ученика, - и та, которая окружает его непосредственно ежедневно, и та, которая предстаёт перед ним опосредованно: в текстах, рисунках, фотографиях, картинах, аудио- и видеозаписях. Изучается не «слово», не «правило» - изучается закономерность жизни. Иностранные слова нужны, чтобы на иностранном языке рассказать о своей жизни, грамматические правила делают нашу речь правильной и понятной для собеседника. Целеполагание в личностно ориентированном уроке это процесс работы мысли ученика под руководством учителя. Развитие школьника как субъекта деятельности на уроке иностранного языка идёт по пути выращивания у него цели собственной деятельности в такой последовательности: «потребность – мотив – цель».

«Свободный урок – есть протекание сорокаминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, дворовой, как кусочек истории личностной судьбы ребёнка. Но, конечно же, чуть выше уровнем, чуть богаче переживаниями, чуть тоньше во взаимоотношениях.»[3: 18] Оставаясь в границах, очерченных государственным стандартом и учебной программой, учитель, тем не менее, может предоставить учащимся широкий выбор аспектов той или иной темы, текстов, проблем, ситуаций, ролей, упражнений и т.д.

Уважение ученика, проявляемое учителем, имеет обратный вектор: ученики высказывают в адрес учителя уважение. Уважительное отношение к человеку как таковому великая значимость для становления личности ребёнка. Свои уроки обычно начинаю: «Я рада вас видеть», «Я очень хочу начать работу с вами», «Я жду от вас…». Ученик опоздал, обычно спрашиваю, не случилось ли чего; у того, кто не слушает своего одноклассника, учителя, интересуюсь, что его отвлекает; если ученик не выполнил домашнее задание, стараюсь предположить, что ему помешали серьёзные обстоятельства и выражаю надежду, что в следующий раз ему ничто не помешает; ученик отсутствовал на занятии, высказываю сожаление по этому поводу; при неожиданном успехе и поразительных результатах не стесняюсь громко выразить радость, воскликнуть «Wow», похлопать в ладоши. «Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед её поразительными закономерностями.»[2: 118]

Три постулата новой технологии урока – это три основных объекта урока: жизнь, разворачивающаяся «здесь и сейчас», когда идёт урок, истина, повествующая о закономерностях реальной жизни, и человек, постигающий истину этой жизни. Именно эти три объекта обеспечивают непременное образование личностного смысла учебного материала в структуре личности каждого ученика.

Благоприятный социально-психологический климат урока иностранного языка является тем условием, при котором возможно активное развитие вторичной языковой личности в процессе обучения школьников.
Литература:


  1. Изучение личности школьника учителем/ Под редакцией З.И. Васильевой и др. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр и дискуссии. – Рига, 1995.

  3. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: Российское агентство, 1997.

  4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconПрограмма вступительных испытаний по иностранному языку Пояснительная записка
Содержание программы основано на требованиях к уровню языковой компетенции, позволяющей успешно подготовиться к сдаче кандидатского...
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconРасписание занятий стажировочной площадки по теме: «Формирование...
Наша новая школа в условиях последовательного введения фгос II поколения (визитная карточка)
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconРазвитие творческих способностей учащихся в условиях внеклассной...

Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconМетодика обучения иностранному языку как наука, ее связь с другими...
Социокультурные основы методики. Взаимодействие языка и культуры: культурология, лингвострановедение, лингвокультура
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconПрограмма методики обучения английскому языку москва 2012 учебная...
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана...
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconРеферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.»
Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconРеферат На тему: Использование современных методов сюжетных и ролевых...
Коммуникативный подход – современная методика обучения иностранному языку
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconТесты по страноведению Заключительное слово. Тестовый контроль в...
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconВозможности работы с художественным текстом на уроках русского языка
Формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconУчебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному...
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному...
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconРабочая программа учебного курса общего образования по английскому языку в 10 классе
Это определило цель обучения английскому языку как дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,...
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconЗначение начального этапа обучения иностранному языку для формирования языковой компитентности
Петенции требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно учиться языку как средству общения, а значит, они должны...
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconОб обучении неродному (иностранному) языку в рамках театральной методики
Обучение неродному (в нашем случае татарскому) языку русскоязычной аудитории равносильно обучению иностранному вследствие разноструктурности...
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного...
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconУчебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю...
Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку iconОкружной учебно-методический центр реферат Использование мультимедийных...
Использование мультимедийных средств обучения учащихся иностранному языку с использованием учебников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск