Скачать 50.99 Kb.
|
Развитие вторичной языковой личности в условиях обучения иностранному языку Г.П. Кадочникова МБОУ «СОШ №125 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Барнаул Сегодня педагогическая общественность всё более утверждается в необходимости изменения концептуального подхода к образованию. Изменения возможны в условиях реализации личностно ориентированного обучения в общеобразовательной школе. Личностно ориентированный подход к обучению предполагает не только получение учащимися новых знаний, но и овладение педагогами новым способом деятельности в учебном процессе. Традиционная классно-урочная система в новых условиях приобретает новое содержание. «Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, точными очертаниями учебного материала, традициями и ритуалами, правилами, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок….Свободный урок – дитя современной культуры. Это урок, порождённый стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.»[3: 4-6] С этой точки зрения ученик рассматривается как деятельный человек, как Личность. Для реализации целей личностно ориентированного подхода к обучению учителю необходимо выбрать адекватные формы, средства и методы обучения. Предмет «Иностранный язык» имеет максимальные возможности для формирования Личности вообще и Языковой Личности в частности. Языковая Личность владеет знаниями о культурном разнообразии окружающего мира, о взаимоотношениях между культурами в современном поликультурном мире, у неё сформирована активная жизненная позиция и умения взаимодействовать с представителями разных стран и культур согласно принципу диалога культур. Формирование Языковой Личности средствами предмета «Иностранный язык» начинается уже на начальном этапе обучения, возможно, даже если начальный этап обучения иностранному языку совпал с дошкольным образованием. Иностранный язык способствует общему развитию школьников: их интеллекта (за счёт изучения иностранного языка увеличивается объём восприятия, памяти и внимания, расширяется кругозор, развиваются навыки аналитического мышления); их эмоциональной и мотивационной сферы. Содержание обучения иностранному языку в школе сориентировано на жизненный опыт ученика и круг его интересов. Высококвалифицированные учителя умеют адаптировать любой учебник иностранного языка, а также использовать широкий спектр учебных материалов различными способами для удовлетворения потребностей учащихся разного уровня обученности и степени мотивированности. На уроках иностранного языка в школе создаются условия для приобщения учащихся не только к иноязычной культуре, но и для осознания своей собственной культуры. У учащихся воспитывается толерантное отношение к другому укладу жизни, к другим привычкам, ценностям. Знакомство с иной культурой и её проявлениями помогает им преодолевать боязнь нового, страх перед чужим. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся подчиняется принципам комплексного обучения всем видам речевой деятельности, ситуативности, индивидуальному подходу, доступности и посильности, знаниям психологических и физиологических особенностей школьников разных «познавательных» профилей. «Познавательный» профиль – это не совокупность воспроизводимых учеником предметных знаний, а своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания» [4: 40] В своей педагогической деятельности я руководствуюсь тремя постулатами, заложенными в основание новой технологии урока:
Урок иностранного языка разворачивается как последовательное в рамках учебной темы исследование, познание, оценка жизни. Изучается действительность, окружающая ученика, - и та, которая окружает его непосредственно ежедневно, и та, которая предстаёт перед ним опосредованно: в текстах, рисунках, фотографиях, картинах, аудио- и видеозаписях. Изучается не «слово», не «правило» - изучается закономерность жизни. Иностранные слова нужны, чтобы на иностранном языке рассказать о своей жизни, грамматические правила делают нашу речь правильной и понятной для собеседника. Целеполагание в личностно ориентированном уроке это процесс работы мысли ученика под руководством учителя. Развитие школьника как субъекта деятельности на уроке иностранного языка идёт по пути выращивания у него цели собственной деятельности в такой последовательности: «потребность – мотив – цель». «Свободный урок – есть протекание сорокаминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, дворовой, как кусочек истории личностной судьбы ребёнка. Но, конечно же, чуть выше уровнем, чуть богаче переживаниями, чуть тоньше во взаимоотношениях.»[3: 18] Оставаясь в границах, очерченных государственным стандартом и учебной программой, учитель, тем не менее, может предоставить учащимся широкий выбор аспектов той или иной темы, текстов, проблем, ситуаций, ролей, упражнений и т.д. Уважение ученика, проявляемое учителем, имеет обратный вектор: ученики высказывают в адрес учителя уважение. Уважительное отношение к человеку как таковому великая значимость для становления личности ребёнка. Свои уроки обычно начинаю: «Я рада вас видеть», «Я очень хочу начать работу с вами», «Я жду от вас…». Ученик опоздал, обычно спрашиваю, не случилось ли чего; у того, кто не слушает своего одноклассника, учителя, интересуюсь, что его отвлекает; если ученик не выполнил домашнее задание, стараюсь предположить, что ему помешали серьёзные обстоятельства и выражаю надежду, что в следующий раз ему ничто не помешает; ученик отсутствовал на занятии, высказываю сожаление по этому поводу; при неожиданном успехе и поразительных результатах не стесняюсь громко выразить радость, воскликнуть «Wow», похлопать в ладоши. «Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед её поразительными закономерностями.»[2: 118] Три постулата новой технологии урока – это три основных объекта урока: жизнь, разворачивающаяся «здесь и сейчас», когда идёт урок, истина, повествующая о закономерностях реальной жизни, и человек, постигающий истину этой жизни. Именно эти три объекта обеспечивают непременное образование личностного смысла учебного материала в структуре личности каждого ученика. Благоприятный социально-психологический климат урока иностранного языка является тем условием, при котором возможно активное развитие вторичной языковой личности в процессе обучения школьников. Литература:
|
Программа вступительных испытаний по иностранному языку Пояснительная записка Содержание программы основано на требованиях к уровню языковой компетенции, позволяющей успешно подготовиться к сдаче кандидатского... | Расписание занятий стажировочной площадки по теме: «Формирование... Наша новая школа в условиях последовательного введения фгос II поколения (визитная карточка) | ||
Развитие творческих способностей учащихся в условиях внеклассной... | Методика обучения иностранному языку как наука, ее связь с другими... Социокультурные основы методики. Взаимодействие языка и культуры: культурология, лингвострановедение, лингвокультура | ||
Программа методики обучения английскому языку москва 2012 учебная... Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана... | Реферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.» Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе | ||
Реферат На тему: Использование современных методов сюжетных и ролевых... Коммуникативный подход – современная методика обучения иностранному языку | Тесты по страноведению Заключительное слово. Тестовый контроль в... Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку | ||
Возможности работы с художественным текстом на уроках русского языка Формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе | Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | ||
Рабочая программа учебного курса общего образования по английскому языку в 10 классе Это определило цель обучения английскому языку как дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,... | Значение начального этапа обучения иностранному языку для формирования языковой компитентности Петенции требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно учиться языку как средству общения, а значит, они должны... | ||
Об обучении неродному (иностранному) языку в рамках театральной методики Обучение неродному (в нашем случае татарскому) языку русскоязычной аудитории равносильно обучению иностранному вследствие разноструктурности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю... Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному | Окружной учебно-методический центр реферат Использование мультимедийных... Использование мультимедийных средств обучения учащихся иностранному языку с использованием учебников |