Урок музыки





Скачать 63.57 Kb.
НазваниеУрок музыки
Дата публикации11.10.2014
Размер63.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок музыки.

За годы работы учитель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда. Урок –это порой невидимая с первого взгляда напряженная работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях. Неудавшийся урок, просчеты, ошибки подчас долго не дают покоя, заставляют мысленно возвращаться и искать причины, породившие неудачу.

Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются еще музыкальные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок музыки, охватывающие всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащиеся: пение, музыкально ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Для разучивания песни, танца или слушания музыкального произведения требуется несколько уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных. Например на уроке в 1 классе учащиеся исполняют русскую народную песню «Кукушка», продолжают разучивание песни А.Филипенко «Бравые солдаты», слушают уже знакомое по прошлому занятию вступление к опере Н. Римского-Корсакова «Садко», «Океан- море синее», принимают участие в музыкально-дидактической игре «Догадайся, кто поет», разучивают игру «Плетень». Семиклассники на одном из уроков продолжают разучивать русские народные песни «Милый мой хоровод», слушают произведение С. Рахманинова «Островок» и «Весенние воды». Получается, что каждый последующий урок, решает часть задач, продолжает предыдущий.

Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка- «язык чувств». Она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание учащихся на звучании музыки и развивая их воображение, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

Не смотря на общие черты, каждый урок отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в его замысле. Известно, что хорошая организация любого дела - половина его успеха, и это в полной мере относится к уроку музыки. В нем все должно быть продумано- цель и задачи, содержание и структура, средство и методы, иначе не возможно достичь никаких положительных результатов.

В содержание уроков входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить его структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности.

Всем известно что качество современного урока в значительной мере определяет активность учащихся. Проблема активности решается не только благодаря интересному построению урока и применению методов, вызывающих у ребят живой интерес. Многое зависит и от индивидуального подхода учителя к каждому ученику. Несомненно, что это одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом. Ведь он встречается с учащимися всего лишь раз в неделю, а сам урок музыки представляет собой фронтальную работу с классом.

Таким образом, подготовка и проведение урока всегда требуют от учителя творческого подхода, активного проявления его знаний, умений.

На своих уроках стараюсь осуществлять целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание учащихся.

Работаю над темой «Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры при изучении музыки».

Для выполнения задач по реализации данной темы использую разные виды деятельности на уроке музыки слушание и анализ музыки, хоровое пение, музыкально ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах и др.

Стараюсь планировать уроки так, чтобы они ни в коем случае не были скучными и однообразными, считая, что юмор, улыбка, шутка зачастую могут принести несравненно большие плоды, чем самое серьезное замечание.

Для поддержания интереса учащихся к музыке стараюсь использовать все имеющиеся для этого возможности.(пластинки, аудиокассеты, телевидение, радио.)

Думаю, что проблема интереса и увлеченности приобретает особое значение на уроках музыки, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало- мальски сносных результатов. Для решения этой задачи стараюсь использовать и современную (эстрадную) музыку, разучивая с учащимися песни бардов и популярных певцов . Будучи результатом творчества учителя, урок музыки обладает удивительной силой идейно- эмоционального воздействия на внутренний мир учащихся, пробуждает интерес к музыке, потребность общения с ней.

Так же занимаюсь и внеклассной работой по музыке. Организовала детский фольклорный ансамбль(в младшей возрастной группе) и вокальную группу(в средней возрастной группе), где пытаюсь пробудить в детях художественный интерес, развивать воображение, артистизм и музыкальный вкус.

Думаю, что любой, даже самый лаконичный разговор о музыке может и должен помогать познанию мира, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности.

В своей работе я опираюсь в первую очередь на музыкально-педагогические воззрения Б.В. Асафьева. Исходной позицией для меня были его слова: «… если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать : музыка- искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».

«Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры при изучении музыки».

Целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в школе на уроках музыки. Само название учебного предмета говорит о том, что он отличается от таких, как математика, физика, химия, биология, имеющих название соответствующих наук. Музыка же является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл.

Тесная связь, существующая между данными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи и литературы.

Музыка как школьный предмет прочно связана и с историей. Для понимания музыкальных произведений необходимо знание исторической обстановки, тех социальных проблем, которые так или иначе нашли свое отражение в творчестве композитора.

Вместе с тем под влиянием музыки создается ощущение сопричастности историческим событиям, что очень важно для понимания истории.

Необходимость учебного предмета «Музыка» объясняется тем социальным значением, которое придается музыкальному искусству в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Свои первые шаги в приобщении к музыке ребенок делает еще до школы. Он слушает ее, смотря детские мультфильмы и передачи, где она является одним из средств эмоционального воздействия. Музыка вызывает у него чувство радости, часто ее слушание сопровождается движениями, подпеванием мелодии. Если дошкольник воспитывается в детском саду, то приобщение к музыке осуществляется целенаправленно на музыкальных занятиях. У ребенка развивают эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, он приобретает начальные навыки слушания музыки, пения, музыкально- ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.

Первоклассники с первых уроков проявляют заметный интерес к музыке подвижной, веселой, жизнерадостной по характеру. В мимике, жестах, движениях под музыку они открыто выражают свои переживания, чувство удовольствия. Эту искренность переживаний важно сохранять и в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству.

Цель уроков музыки в общеобразовательной школе- воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое.

Оно включает:

а)нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

б) знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства(восприятие, исполнение);

в) музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

На уроках музыки учащиеся знакомятся с лучшими образцами народной музыки, с произведениями русской, советской и зарубежной классики. Освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся.

Важнейшая задача музыкального воспитания в школе- формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.

Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, получали основы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песен, плясок, игр. В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, расширяющиеся возможности активного восприятия музыки. Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся зависит от решения образовательных и развивающих задач.

Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок музыки iconУрок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки...
Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи
Урок музыки iconЯрмарка педагогических идей и инноваций
Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия»
Урок музыки iconТема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки») Тип урока
Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И...
Урок музыки iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
Урок музыки iconУрок в 6 классе «Преобразующая сила музыки»
Цель: познакомить ребят со своеобразием и красотой звучания музыки Моцарта, определить стиль музыкального языка композитора
Урок музыки iconУрок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...
Урок музыки iconАнкета «Урок музыки»
Какие темы, пройденные на уроках музыки, ты больше всех помнишь, какие из них самые любимые?
Урок музыки iconУрок музыки по программе Кабалевского в 3-м классе. Тема: "Приди, весна, с радостью"
Рассмотреть русский народный весенний обряд «Жаворонки» через призму музыки. Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость...
Урок музыки iconВ гармонии музыки и слова … (урок – гостиная для учащихся 8 – 9 классов) г. Козловка
Слышите, уважаемые гости, прекрасные переливы мелодии? Это мелодия Орфея и Эвридики. Мы не случайно начинаем наше свидание с искусством...
Урок музыки iconУрок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
«музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие...
Урок музыки iconУрок музыки в 7 классе. Тема урока: «Реализация арттехнологий на...
Формирование общей духовной культуры прививать любовь к классической музыке, развивать навыки культуры общения
Урок музыки iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Урок музыки iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Урок музыки iconПояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Урок музыки iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
Урок музыки iconУрок музыки Тема: «Как изобразить ветер с помощью музыки»
Прийти к выводу, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удается изобразить ветер


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск