Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»





Скачать 259.91 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Дата публикации15.11.2014
Размер259.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

• Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

Программа составлена с учетом «Национально-регионального компонента». Это является важнейшим инструментом реализации концепции национального воспитания и образования на основе традиций татарского народа, общечеловеческих ценностей. Претворение в жизнь национально-регионального компонента происходит через учебный план и программы, которые являются документальным обоснованием для проведения учебно-воспитательного процесса. (Закон РТ «О языках народов Республики Татарстан», Закон «Об образовании»).

Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

• становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

• развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В 9 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2013-/2014 учебном году в 9 классе. «Музыка» Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

(Программы общеобразовательных учреждений. «Искусство» (Музыка): 8-9 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2007 год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов.

Задачи программы - обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, , Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

В 9 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Применение современных технологий обучения – на уроках используются элементы развивающего обучения, проектная, компьютерная технологии, элементы КСО.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Обучение музыкальному искусству в 9 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

• понимать роль музыки в жизни человека; • понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени; • оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения

• знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

• ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой; • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом; • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;

• совершенствовать умения и навыки самообразования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

• специфику музыки как вида искусства;

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; • основные жанры народной и профессиональной музыки; •богатство музыкальных образов и способов их развития; • основные формы музыки; •характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях; • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио - и телепередач); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

• определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Основные содержательные линии:

• обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

• усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

• обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; — воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством; — освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для 5-9 классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для IX класса основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе IX класса: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Основные методические принципы построения программы 9 класса. Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования. Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной работы. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и д. Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

9 КЛАСС (17 ч)

Ведущей содержательной линией программы IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление ее духовно-содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. В программе основной акцент делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. «Традиции — это связь с прошлым, новаторство — это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).

Раздел 1. Образ Человека в мировой музыкальной культуре (8 ч)

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте. Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лирический герой, художественное «я» (В. Медушевский). Музыкальная форма — как процесс (Б. Асафьев.) Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно-тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода. Драматические, лирические, характерно-бытовые и народно-эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно-симфонической, кантатно-ораториальной музыки).

Примерный перечень музыкального материла:

Маленькая ночная серенада. В.-А. Моцарт. Эгмонт. Л. Бетховен. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ. Бразильская бахиана №5.3, Вила Лобос. Празднества. К. Дебюсси. Вальс-фантазия Арагонская хота. М. Глинка. Моцартиан. Ромео и Джульетта. Итальянское каприччио. П. Чайковский. Шехеразада. Н. Римский-Корсаков. Сюита для двух фортепиано. С. Рахманинов. Прометей. А. Скрябин. Море. М. Чюрленис. Фрески Софии Киевской. В.Кикта Кармен-сюита. Р. Щедрин. Концерты. А. Вивальди. И.С. Бах. П. .Чайковский. С. Рахманинов. Э. Григ. С. Прокофьев. Д. Кабалевский. Высокая месса си минор. И.С. Бах. Реквием. В.-А. Моцарт. Военный реквием. Б. Бриттен. Кармина Бурана. К. Орф. Александр Невский. С. Прокофьев. Перезвоны. В. Гавридин.

Реквием. Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Всенощное бдение. С. Рахманинов.

Снег идет. Маленькая кантата на стихи Б. Пастернака;

Поэма памяти Сергея Есенина. Г. Свиридов. Духовный концерт на стихи Г, Нарекаци. А. Шнитке. Литургия оглашенных. А. Рыбников.

Разделы 2. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее (5 ч).

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р. Быков).

Восприятие — осознание — воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.

С целью воспитания и формирования у учащихся нравственности и духовно культуры, в программу дополнительно включен третий раздел:

Раздел 3. «Музыка в формировании духовной культуры человека» (3 часа) + итоговый урок.

К третьему разделу: Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художественных образах. Многофункциональность музыки как социального вида искусства. Воздействие музыки на внутренний мир человека.

Роль музыкального искусства в жизни современного человека.

Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.: сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание человеку.

Мир образов музыки Баха И.С.

Примерный перечень музыкального материала:

Колокольные звоны храмов и монастырей России. Русь колокольная. Вариации на тему М. Мусоргского. А. Петров. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов (классические и современные интерпретации). Симфония - от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для 5—9 классов — по выбору учителя) Симфония № 5 (фрагменты). Д. Шостакович. Симфония № 4 (фрагменты). А. Шнитке. Опера — оперетта — мюзикл — рок-опера (из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя) Борис Годунов (фрагменты). М. Мусоргский. Евгений Онегин (фрагменты), П. Чайковский. Преступлением наказание. Рок-опера по мотивам романа Ф. Достоевского (фрагменты). Э. Артемьев. Балет (из программы «Музыка» для V-IX классов — по выбору учителя) Анюта. Балет по мотивам повести «Анна на шее» А. Чехова (фрагменты). В. Гаврилин. Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты (фрагменты из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя) Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка» для V—IX классов — по выбору учителя). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «Истра Софт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

Оборудование, используемое на уроках:

1. Фортепиано

2. Компьютер

3. Музыкальный центр

Календарно-тематическое планирование (9 класс)

Раздел 1 Образ человека в мировой музыкальной культуре (8 часов)




Тема урока




Тип урока

Элементы обязательного минимума содержания. Музыкальный материал.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

По плану

По факту

1

Искусство как осмысление жизни.

1

Вводный

Философия. Сознание. Миропонимание.

Фрагменты ХТК И.С. Баха.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вид искусства.

Входная

диагностика.







2

Человек в музыке: персонаж, лирический герой.

1

Расширение и углубление знаний

Кантата. Опера.

Кантата «Александр Невский», опера «Князь Игорь» (фрагменты).

Н.Жиганов. Опера «Муса Джалиль»

(Фрагменты). (НРК).

Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

Устный опрос.







3

Драматические образы в музыке.

1

Комбинированный урок

Симфония. Сюита.

Эгмонт. Л. Бетховен. Кармен-сюита. Р. Щедрин.

Эмоционально воспринимать духовную музыку зарубежных и отечественных композиторов.

Устный опрос.

Музыкальная угадайка.







4

«Нет повести печальнее на свете…»

1

Комбинированный урок

Увертюра. Контраст.

«Ромео и Джульетта» П. Чайковский.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Устный опрос.







5

«В поисках счастья».

1

Комбинированный урок

Симфоническая сюита.

Э. Григ «Пер Гюнт».

«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.




Хоровое и сольное пение.







6

Духовная музыка. Повесть о русском человеке.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Симфония-действо.

Перезвоны. В. Гаврилин.

Осознавать истоки непрерывного музыкального развития.

Устный опрос.







7

На краю вечности.

1




Реквием. Месса.

Реквием. В.А.Моцарт. Высокая месса си-минор. И. Бах.

Воспитать любовь к духовной музыке.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Сольное пение.







8

Образ человека в мировой музыкальной культуре.

Философия музыки.

Зачет. Тест.

1

Сообщение и углубление знаний

Фрагменты произведений, изучаемых в теме.





Музыкальная

викторина.

Музыкальная угадайка.







Раздел 2. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее (9 ч)

1

Композиторы – новаторы своего времени. Сергей Рахманинов.

Модест Мусоргский.

Сообщение и углубление знаний

«Колокольная» музыка С.Рахманинова, фрагменты произведений.

«Картинки с выставки» М.П. Мусоргский.

Интерпретировать музыку

в индивидуальной

музыкально - творческой

деятельности. Знать что такое новаторство и новшество.

Входная

диагностика.










2

Композиторы – новаторы своего времени. С.Сайдашев.

Р.Калимуллин.


Сообщение и углубление знаний

«Музыка в театре».

С.Сайдашев. (НРК).

Первая татарская рок-опера «Крик кукушки».

Р.Калимуллин (НРК).

Знать творчество С.Сайдашева. Термины: основоположник, новатор.

Знать историю первой рок-оперы и творчество Р.Калимуллина

Устный опрос.

Хоровое и сольное пение.










3

Композиторы – новаторы своего времени. А. Шнитке. А. Караманов.

Комбинированный урок

Сюита для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.

Ave, Maria А. Караманов, фрагменты 3, 4 симфоний.

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

Устный опрос.

Музыкальная угадайка.










4

Композиторы – новаторы своего времени. В. Гаврилин

Сообщение и углубление знаний

«Перезвоны», вокальные произведения В. Гаврилина.




Устный опрос.










5

«Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». Обобщение. Тест.

Закрепление пройденного и тестирование.




Научиться вести дискуссию на тему: «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное».

Тестирование.










Раздел 3. «Музыка в формировании духовной культуры человека». (3 часа)




6

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Сообщение и углубление знаний

Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художественных образах. Многофункциональность музыки как социального вида искусства. Воздействие музыки на внутренний мир человека.

Роль музыкального искусства в жизни современного человека.

1.Чайковский П.И. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.

2.Глюк Х. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

3.Бах И.С. «Шутка».













7

Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха.

Комбинированный урок

Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.: сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание человеку.

Мир образов музыки Баха И.С.

1.Вокально-инструментальные произведения: ария альта «Аgnus Dei», «Kyrie eleison» из «Мессы» си минор.

2.Органные произведения: «Токката и фуга» ре минор, органные прелюдии.













8

Отражение темы жизни и смерти в музыке.

Комбинированный урок

Особенности жанра «Реквиема».

Трагический конфликт жизни и смерти, человека и судьбы.

Музыкальные каноны жанра заупокойной мессы в музыке В.А. Моцарта.

«Светский» характер музыки Д. Верди.

1.В.А.Моцарт «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa».

2.Д.Верди «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa».













9

Итоговый урок.

Урок-концерт

Закрепление пройденного.

Итоговый урок.

Урок-концерт



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка....
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconКабалевского Д. Б. «Музыка» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке за курс начальной общей школы для 4 класса
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по музыке 7класс Составитель
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка 5-7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Программы...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПояснительная записка 8 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой и др и составлена с учетом Федерального...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПояснительная записка рабочая программа «Музыка»
Рабочая программа «Музыка» для 4 класса составлена на основе фк гос (2004), фбуп, авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка....
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРассмотрено согласовано утверждаю
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПояснительная записка Источник программы образовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г....
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Музыка» для...
«Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск