Скачать 165.46 Kb.
|
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… Джон Дьюи
Грачева Л.А. – доцент, канд. пед.н.; Воеводина И.В. – доцент, канд. пед. н.; Мартынова О.В. - доцент, канд. пед. н.; Разуваева Т.А. - доцент, канд. пед. н.; Питерскова Т.А.- доцент; Шилина О.А. – ассистент, соискатель; Шурыгина Ю.А. –старший преподаватель, соискатель.
- Воеводина И.В. Учебно-методические материалы “Meister Kommunikado” – Пенза, 2006. - Разуваева Т.А. Методические рекомендации по совершенствованию читательской компетенции студентов факультета иностранных языков на занятиях по немецкому языку. – Пенза, 2006. - Питерскова Т.А. Проектно-ориентированное обучение немецкому языку. Курс повышения квалификации преподавателей (учебно-методическое пособие). – Пенза, 2008. - Мартынова О.В. Структурные изменения в системе подготовки учителей в Германии в условиях Болонского процесса»// Актуальные вопросы филологии: сборник статей Межд. науч.-практ. конференции – Ташкент, 2008. – с. 39-49. - Грачева Л.А. Использование Интернет-ресурсов в преподавании немецкого языка. – Пенза, 2008. - Разуваева Т.А. Учебно-методическое пособие по формированию читательской компетенции студентов факультета иностранных языков на занятиях по немецкому языку. – Пенза, 2009. - Питеркова Т.А. Методы обучения преподавателей в центрах дидактики высшей школы Германии. – Пенза, 2010.
7. Краткая характеристика проводимых научных исследований: Проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий является одной из самых острых в системе образования. Это объясняется несколькими причинами:
Интерес к системе подготовки учителей непосредственно в Германии в условиях создания европейского пространства высшего образования обусловлен рядом причин:
Основными задачами проводимых исследований данной проблематики являются:
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью обращения к позитивному зарубежному опыту организации повышения квалификации преподавателей в центрах дидактики высшей школы Германии. Качество подготовки преподавателей высшей школы во многом определяет качество подготовки будущих специалистов, мобильных и конкурентноспособных, готовых к профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых наукоёмких технологий. Основными направлениями исследования данной проблематики выступают следующие аспекты:
- методы проблемного обучения (метод У.Диснея, метод Э.де Бона, метод «Мозговой штурм», метод «Ментальные карты» и др.) - методы личностно-ориентированного обучения (метод проекта, игровые методы).
В настоящее время приоритетной задачей российского образования и условием создания единого образовательного пространства является обеспечение российской школы компетентными преподавательскими кадрами. Преподаватели, как известно, нуждаются в постоянном повышении квалификации и должны подтверждать свою компетентность. В этой связи цель курса повышения квалификации - профессионализация преподавания для улучшения качества обучения. Ее реализации служит актуализация имеющихся или формирование новых профессиональных компетенций педагогов. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектной образовательной технологии. Основными направлениями исследования данной проблематики выступают следующие аспекты:
В современных условиях информатизации и компьютеризации образовательного пространства остро стоит вопрос о формировании информационной грамотности учителя иностранного языка в процессе подготовки в ВУЗе, а также о подготовке учителя иностранного языка к организации эффективной работы по использованию учащимися на уроке информационно-коммуникационных технологий. Основными аспектами рассмотрения данной проблемы выступают с:
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного общества и системы образования в специалисте, способном компетентно реализовывать свои возможности в динамично изменяющейся образовательной ситуации, готового к профессиональному информационному самообеспечению. Информацию, которая устаревает быстрее, чем студент окончит вуз, уже невозможно усвоить в период вузовского обучения. Без читательской компетенции, позволяющей обновлять оперативную часть своего культурного опыта, студент не может считаться подготовленным к профессиональной деятельности. Особенно важна она для студента факультета иностранных языков – будущего учителя. В условиях его учебной деятельности, когда отсутствует иноязычная языковая среда и возможность регулярно проходить стажировку за рубежом, читательская компетенция выступает в качестве важного средства обогащения предметных знаний, совершенствования профессионально важных умений, а также развития личностных качеств, совокупность которых определяет уровень готовности студентов к выполнению учебной и будущей профессиональной деятельности. Основными аспектами проводимых исследований данной проблематики являются:
Ряд преподавателей кафедры (Воеводина И.В, Мартынова О.В., Разуваева Т.А., Питерскова Т.А, Шилина О.А.) на конкурсной основе выигрывали стипендии международных организаций Goethe-Institut, DAAD, участвовали в семинарах повышения квалификации преподавателей немецкого языка в ФРГ. На данных семинарах преподаватели ознакомились с рядом современных методик работы на уроке немецкого языка, в частности:
3. Познакомить с возможными упражнениями при работе с песней: - Wortigel erstellen - Wortsuche - Schreibmaschine - Zuordnungsübungen - Ergänzungsübungen - Lückentext
2. Показать возможности использования фильмов на уроке немецкого языка. 3. Показать приёмы дидактизации фильмов. 4. Показать способы презентации фильмов (трейлеры, Power Point)
В последние десятилетия бурное развитие международных контактов в различных сферах жизни человека, расширение единого общеевропейского пространства обусловили необходимость переосмысления роли и функций ИЯ. В настоящее время иностранный язык рассматривается как «средство познания народов, стран, социальных систем и групп, ознакомления с достижениями национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, как способ осмысления родного языка и культуры в зеркале иной культуры, социокультурного и коммуникативного развития личности. В этой связи можно вести речь о необходимости учета в процессе обучения иностранному языку национально- и культурно-обусловленных особенностей общения той или иной лингвокультурной общности, а значит необходимости интегрирования в данный процесс нового аспекта преподавания – коммуникативного поведения. Мы предлагаем опираться на межкультурный подход в обучении, в основе которого лежит прием культурного сопоставления, сопоставлению в нашем случае подлежат нормы вербального и невербального поведения. Так, различия между немецким и английским коммуникативным поведением проявляются чаще всего в невербальной коммуникации. Основными аспектами изучения данной проблематики выступают:
8. Практическое использование полученных результатов. 1. Публикация пособий, отражающих результаты проводимых исследований (список приведен в п. 2) 2. По ряду направлений научных исследований защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук: 1) Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков - Тула, 2006. 2) Мартынова О.В. Подготовка учителей в Германии в условиях создания европейского пространства высшего образования – Пенза, 2006. 3) Воеводина И.В. Формирование коммуникативного модуса поведения в обучении немецкому языку как второму иностранному – Москва, 2008. 4) Питерскова Т.А. Становление и развитие центров дидактики высшей школы Германии (конец 60-х гг. XX в. – начало XXI в.) – Пенза, 2010. 3. Проводились семинары по теме "Современные образовательные технологии: метод проектов" для аспирантов 1-ого года обучения ПГТА (05.03.2008), преподавателей профессионального училища (29.04.2008), преподавателей профессионального лицея (22.05.2008), преподавателей техникума (22.05.2008), в рамках 5-го Фестиваля науки проводился интерактивный мастер-класс для преподавателей немецкого языка “Deutsch mit Spaß“. 4. На базе кафедры создан центр учебно-методической литературы (LMZ Pensa) для учителей иностранных языков (немецкого языка) для проведения консультаций по вопросам современных технологий обучения ИЯ, вопросам ЕГЭ. Данный центр получает поддержку от международного Центра немецкой культуры “Goethe-Institut” (Германия), имеет обширную библиотеку с современными учебными пособиями, изданными в Германии. ЦУЛ выдает данные учебники, а также словари, периодические издания, оказывает консультационную помощь по вопросам методики преподавания иностранных языков. 5. Ряд преподавателей кафедры на конкурсной основе выигрывали стипендии международных организаций Goethe-Institut, DAAD, участвовали в семинарах повышения квалификации преподавателей немецкого языка в ФРГ, по итогам которых получали сертификаты и дипломы. II. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Важнейшие публикации:
Статистика по публикациям:
III. НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проводились семинары по теме "Современные образовательные технологии: метод проектов" для аспирантов 1-ого года обучения ПГТА (05.03.2008), преподавателей профессионального училища (29.04.2008), преподавателей профессионального лицея (22.05.2008), преподавателей техникума (22.05.2008). Инициатором и организатором данных семинаров выступила Пензенская государственная технологическая академия. В рамках 5-го Фестиваля наук проведен интерактивный мастер класс для преподавателей и учителей немецкого языка. В 2010 году был подготовлен проект РГНФ по теме «Мастер-класс для учителей иностранных языков». IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА По отдельным темам научного направления выступает с докладами ежегодно 30-40 студентов на студенческой научно-практической конференции. В течение каждого учебного года проводятся заседания научного семинара преподавателей кафедры немецкого языка. На базе кафедры создан центр учебно-методической литературы (LMZ Pensa) для всех желающих получить консультационную помощь по вопросам современных технологий обучения ИЯ, вопросам ЕГЭ. Данный центр получает поддержку от международного Центра немецкой культуры “Goethe-Institut” (Германия). Члены направления читают следующие дисциплины по данному профилю: - Теория и методика обучения иностранным языкам (немецкому как основному; немецкому как второму ИЯ); - Использование информационных технологий в лингвистических исследованиях. V. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Разработан курс «Мастер-класс для учителей ИЯ» - Разработаны учебные пособия по ряду направлений (список указан). - Разрабатываются 2-3-х дневные семинары повышения квалификации учителей ИЯ по отдельным видам инновационных технологий обучения ИЯ. - Разрабатывается программа курса повышения квалификации учителей ИЯ. - Продолжаются научные исследования, экспериментальная работа по основным научным направлениям. VI. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В перспективы входит: - налаживание сотрудничества с Институтом повышения квалификации г. Пензы, - организация и проведение мастер-классов для учителей ИЯ на базе средних школ, гимназий, колледжей, техникумов, - поиск Вуза либо кафедры-партнера с целью обмена опытом, - создание экспериментальной площадки. Зав. каф-рой немецкого языка и методики преподавания немецкого языка, канд. пед. н., доцент Т. А. Разуваева |
Методические рекомендации для студентов фак нач образ. Пенза, 2004;... Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры | Отчет кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации о... На основании приказа №131/1 от 27. 03. 2014 на кафедре иностранных языков профессиональной коммуникации был создан оргкомитет, а... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Методические указания предназначены для студентов факультета филологии и журналистики. Цель методических указаний формирование коммуникативной... | Программ а по немецкому языку (основному) для студентов факультета Коммуникативная цель обучения немецкому языку осуществляется путем формирования у студентов речевых умений в говорении, чтении, аудировании,... | ||
Методические рекомендации «развитие мотивационной сферы воспитательного... Цели и задачи, методы и приемы осуществления коммуникативно-ориентированного подхода в обучении немецкому языку | Имидж института монархии великобритании Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного... | ||
Конспект открытого мероприятия по немецкому языку «Праздник Алфавита» (для 2, 5 классов) Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | Лингвистическая ситуация в северной англии (на лексическом материале йоркширского диалекта) Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного... | ||
Общее и индивидуально-авторское в научных исторических текстах (на материале английского языка) Диссертация выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского... | Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | ||
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение... Учебное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов 1-2 курсов экпт по немецкому языку. Содержит программный... | Рабочая учебная программа по немецкому языку для 3 класса Составитель:... Таким образом, обучение немецкому языку в 3 классе ориентировано на достижение исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня... | ||
Программа по немецкому языку для студентов четвертого курса по специальности... Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов четвертого курса факультета иностранных языков,... | Список тем рефератов по Страноведению США для студентов 2 курса факультета иностранных языков | ||
Рабочая учебная программа курса подготовки учащихся к Всероссийской... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байглычевская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской... | Барбара Мария общеязыковые факторы генезиса идеологемы как категории... Работа выполнена на кафедре славянских языков и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного... |