Скачать 244.17 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» Рабочая программа производственной практики в учреждениях дополнительного образования 2010-2011 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки: 540607 «Начальное образование» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»), утвержденного Ученым советом МордГПИ им. М.Е.Евсевьева (от ________, протокол № __) 1. Цель производственной практики в учреждениях дополнительного образования является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов «Педагогика» и «Методика обучения и воспитания»; приобретение практических навыков организации разнообразной деятельности детей в летний период в условиях системы дополнительного образования. 2. Задачи производственной практики в учреждениях дополнительного образования Задачами производственной педагогической практики в учреждениях дополнительного образования бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Начальное образование» являются:
Данные задачи производственной практики в учреждениях дополнительного образования соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: - педагогическая, - культурно-просветительская, и задачами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений воспитанников и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их, воспитания, развития; – организация воспитания в условиях системы дополнительного образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям воспитанников, и отражающих специфику системы; – организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач воспитания; – использование возможностей воспитательной среды детского оздоровительного лагеря для обеспечения качества воспитания, в том числе с использованием интерактивных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. в области культурно-просветительской деятельности: – изучение и формирование потребностей детей в культурно-просветительской деятельности; – организация культурного пространства; – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных возрастных групп. 3. Место производственной практики в учреждениях дополнительного образования в структуре ООП ВПО Производственная практика в учреждениях дополнительного образования является обязательным видом производственной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Производственной практике в учреждениях дополнительного образования предшествует изучение дисциплин «Педагогика», «Методика обучения и воспитания младших школьников» гуманитарного и социально-экономического компонента ФГОС ВПО, курса по выбору «Организация работы вожатого в детском оздоровительном лагере», предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия, а также ознакомительная практика, практика по воспитательной работе и практика в ГПД. Производственная практика в учреждениях дополнительного образования является продолжением изучения данных дисциплин. Указанные дисциплины обеспечивают психологическую, педагогическую и методическую подготовку учителя. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики в учреждениях дополнительного образования. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной практики в учреждениях дополнительного образования: Студент должен знать: - методы и приемы формирования педагогического мастерства педагога дополнительного образования; - систему профессиональных знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств вожатого; - методику организации и проведения диагностического исследования; - основные направления социально-педагогической деятельности вожатого, сущность, содержание и структуру социально-педагогических процессов в системе дополнительного образования; - сущность целевого, содержательного, организационно-технологического компонентов воспитательного процесса в условиях летнего лагеря; - особенности работы с различными категориями детей. Студент должен уметь: - осуществлять выбор и реализовывать профессиональные ролевые позиции в общении с коллегами, детьми; - подбирать и апробировать диагностические методики по определенному направлению изучения личности воспитанника, учебно-воспитательного процесса начальной школы; - осуществлять социально-педагогическую поддержку детей в условиях современного лагеря; - организовывать воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере; - планировать, конструировать и анализировать воспитательный процесс в условиях лагеря; - использовать современные педагогические технологии в организации воспитательного процесса; - применять на практике полученные знания о системе дополнительного образования; - анализировать цели, задачи, содержание и технологии дополнительного образования за рубежом. Студент должен проявлять готовность: - к применению технологии решения педагогических задач; - к применению педагогической техники; - к применению технологий социально-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста; - к реализации приемов рационального выбора оптимальных форм, методов и средств воспитания, Производственная практика в учреждениях дополнительного образования проводится на 2 курсе в 4семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. Прохождение производственной практики в учреждениях дополнительного образования является необходимой основой для последующего изучения курсов по выбору, прохождения производственной практики в последующих семестрах, подготовки к профессиональной деятельности. 4. Место и время проведения производственной практики в учреждениях дополнительного образования Производственная практика в учреждениях дополнительного образования бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 540607 «Начальное образование» проводится в системе дополнительного образования на базе детских оздоровительных лагерей. При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
Производственная практика в учреждениях дополнительного образования проводится в течение двух недель на 2 курсе в 4семестре. Группы формируются в составе 7 человек на одного руководителя.
Общекультурные компетенции: – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1). Общепрофессиональные компетенции: – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4). Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: – готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности: – способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Специальные компетенции: – осознает специфику начального образования, способен создавать оптимальные условия воспитания, развития, социализации детей младшего школьного возраста, способен реализовать преемственность дошкольного. младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1); – способен ориентироваться в педагогических теориях, концепциях, системах, образовательных программах, методиках и технологиях обучения и воспитания младших школьников и использовать в практике их основные положения с учетом условий современного образовательного пространства (СК-2). В результате прохождения производственной практики в учреждениях дополнительного образования обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1)Знать: – нормативно-правовые основы работы вожатого; – педагогика временного детского коллектива; – возрастные психологические и физиологические особенности детей разного возраста; – логика развития смены, методика организации тематических дней и тематических смен; – педагогические возможности игры; – особенности организации самоуправления в лагере. 2)Уметь: – разрабатывать творческие воспитательные дела, игры; – организовывать жизнедеятельность в отряде, работу группы, собственную педагогическую деятельность; – организовывать конструктивное взаимодействие в группах детей разного возраста. 3)Владеть: – технологией проведения диагностики индивидуальных особенностей личности, уровня развития коллектива и т.д.; – технологией планирования коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности. 6. Структура и содержание производственной практики в учреждениях дополнительного образования 6.1. Структура и трудоемкость производственной практики в учреждениях дополнительного образования Общая трудоемкость производственной практики в учреждениях дополнительного образования составляет 3 зачетные единицы, или 2 недели, или 108 часов.
6.2. Виды деятельности студентов на производственной практике в учреждениях дополнительного образования 1 этап: – получение инструктажа по технике безопасности - ознакомление с положениями законодательных и нормативных актов, документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус педагога-организатора, его должностные обязанности и права, а также права детей. - знакомство со спецификой системы дополнительного образования, основными направлениями воспитательной работы в детском оздоровительном лагере; – составление перспективного плана воспитательной работы, психолого-педагогических исследований – создание временного детского коллектива. 2 этап: – реализация творческих проектов в масштабе лагеря и отряда; – работа по развитию временного детского коллектива и органов самоуправления; – проведение психолого-педагогических исследований; – психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. 3 этап: - обобщение полученного опыта; - подготовка отчета по педагогической практике; - обмен опытом на заключительной конференции в институте. 7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике в учреждениях дополнительного образования В процессе прохождения производственной практики в учреждениях дополнительного образования студенты ориентируются на использование следующих педагогических технологий: целеполагания и проектирования образовательного процесса в начальной школе, контроля и оценки образовательных результатов младших школьников; решения профессионально-педагогических задач; здоровьесберегающие технологии в начальной школе; информационно - коммуникационные технологии в начальной школе; педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика.
По результатам прохождения производственной практики в учреждениях дополнительного образования студенты сдают следующую отчетную документацию: - дневник педагогических наблюдений; - летопись педагогической практики; - разработка и анализ организации и проведения конкурсной программы с приложением наглядности, фото-, видео-, аудио- документов. - дневник психологических наблюдений и протоколов исследований - отчет по педагогической практике. Аттестация осуществляется по итогам собеседования и проводится через неделю после окончания практики.
Самостоятельная работа студентов в ходе производственной практики в учреждениях дополнительного образования составляет 54 часа. В ходе самостоятельной работы студенты должны: - изготовить фрагмент отрядного уголка, который посвящён законам и традициям лагеря; - придумать оформление награды для конкурса «Имидж человека»; - собрать в методическую копилку - все виды воспитательных и технологий; - разработать КТД «Мир моих увлечений» для детей младшего школьного возраста; - разработать КТД «Инсценированные новости» для подросткового возраста; - составить сценарий интеллектуально-познавательной игры социально-психологической направленности «Пойми меня»); - разработать сценарий ШОУ-технологии; - разработайте сценарный план следующих мероприятий:
- подготовьте рефераты на тему:
- разработайте программы:
- подготовьте описание следующих игр:
Вопросы к зачету:
Организация деятельности с детьми с ограниченными возможностями в условиях летнего оздоровительного лагеря
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование» содержит обширный глоссарий педагогических терминов и персоналий, дает доступ ко всем законодательным и нормативным актам системы образования, раскрывает возможности использования богатой учебно-методической библиотеки. http://www.openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования открывает доступ к различным информационным ресурсам и интегральным каталогам. http://window.edu.ru/window/library - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://pedlib.hut.ru или http://pedlib.by.ru - педагогическая библиотека. http://paidagogos.com/?p=13 – Педагогика Педагогическая диагностика: сущность понятия. http://referatz.ru/view_work.htm?id_work=54122 - Диагностика учебно-воспитательной деятельности в начальной школе http://74213np.edusite.ru/p169aa1.html Инструкция по проведению диагностики нравственной воспитанности учащихся начальной школы http://gv-balaeva.narod.ru/p12aa1.html - Диагностика воспитанности http://school2.krsnet.ru/p24.html Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника. http://slob-skola5.narod.ru/sk5.files/METODIKA/referat7.htm Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллективаhttp://festival.1september.ru/articles/412005/ - Фестиваль Открытый урок Роль диагностических исследований в формировании классного коллектива http://www.center-deti.ru/modules.php?name=Pages&go=cat&cid=1 – Академия детства. Диагностика готовности к школе. Диагностика физического развития http://psylist.net/promet/htm, http://azps.ru/tests На данных сайтах размещены психолого-педагогические тесты на диагностику развития личности, освещаются вопросы диагностики и профилактики отклоняющегося поведения в детской среде, предложен теоретический материал, который возможно использовать как на лекционных занятиях, так и при подготовке к практическим, лабораторным занятиям, выполнении самостоятельной работы. http://socium.moy.su/ Информация, представленная на сайте дает возможность изучить опыт работы различных социально-педагогических служб, отдельных специалистов. Имеется возможность публикации своих исследований в области социально-педагогической науки. Студенты имеют возможность участвовать в обсуждении социально-педагогических проблем, обмениваться мнениями в системе on-line со студентами и преподавателями других вузов страны. http://health.best-host.ru Здоровая школа. Саратовская областная программа "Основы здорового образа жизни". Концепция программы; методическая поддержка; библиотека статей, методической литературы и разработок занятий в электронном виде. http://zdd.1september.ru/ Здоровье детей. Газета издательского дома "1 сентября". http://www.experiment.lv/ Развивающее обучение. Основная цель: создание образовательной площадки целостного развивающего образования. Представлена информация об организации дошкольного, школьного образования и образования взрослых; исследовательская и издательская деятельности центра; электронная библиотека и игротека. http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - материалы к семинарским занятиям и выполнению самостоятельной работы по коррекционной педагогике. http://www.otrok.ru - трудные дети - статьи и консультации по вопросам воспитания. Материалы для родителей, подростков, врачей, учителей: профилактика и лечение психических заболеваний у подростков; коррекционные тренинги; консультации, профориентация и подбор учебных заведений и др. http://www.disabilityrights.org/glossary.htm - коррекционная педагогика: словарь терминов. Словарь терминов, используемых в западных странах в области специального образования. http://specialneeds.ru - дети с особенностями развития. Интернет-проект о детях с особенностями развития. База данных образовательных и развивающих учреждений города Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии. Материалы для родителей и специалистов: статьи по различным вопросам развития и образования детей и подростков. http://www.kidsolr.com/specialeducation/ - материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр. Коллекция адресов и ссылок на интернет-ресурсы зарубежных учреждений и организаций, оказывающих помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям. http://wiki.iot.ru/index.php/СоцОбраз: Сообщество_педагогов-психологов / Методические_ материалы СоцОбраз: Сообщество педагогов-психологов.Методические материалы... Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз" Возможности использования Интернет-технологий для проведения родительских собраний (группового консультирования). www.edu.lesnoy.ru/docs/imm/tolerant - Элиасберг, Н.И. Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования / Н.И.Элиасберг: учебник, 2004. – 205с. www.tolz.ru/library - Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н.Галяпина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. sch514.edusite.ru/p6aa1.html Опыт работы школы №514 г. Москвы по этнокультурному образованию школьников school19.edurm.ru/modules.php Сайт Гимназии №19 г.Саранска www.school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5945&ob_no=3731&oll.ob_no_to= Программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве. e-project.redu.ru/kultura_mira_05/works/1_05.htm Теоретические основы проблемы воспитания россиянина в условиях этнокультурного образования. www.eurekanet.ru/ewww/project/352.html Опыт использования информационно-коммуникативных технологий в этнокультурном образовании учащихся. festival.1september.ru/articles/512306/ Этнокультурное воспитание детей: опыт Фестиваль «Открытый урок» http://www.lexed.ru/pravo/journ/1208/ - журнал «Право и образование». В журнале печатаются нормативные акты, регламентирующие деятельность системы образования и взаимодействие ее субъектов. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование» содержит обширный глоссарий педагогических терминов и персоналий, дает доступ ко всем законодательным и нормативным актам системы образования, раскрывает возможности использования богатой учебно-методической библиотеки. http://www.openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования открывает доступ к различным информационным ресурсам и интегральным каталогам. http://window.edu.ru/window/library - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://www.eduhmao.ru Информационно-просветительский портал. На сайте размещены сведения о бесплатных электронных специализированных библиотеках содержащих полнотекстовые версии книг и статей о педагогической профессии. Научная электронная библиотека Научная электронная библиотека содержит полнотекстовые электронные версии журналов зарубежных и российских издательств, журналы ИНИОН РАН, информационные бюллетени РФФИ. Постоянное поступление новых журналов. http://window.edu.ru/Базовый портал «Единое окно» предоставляет возможность доступа к образовательным ресурсам. http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=949&oll.ob_no_to= Педагогическая и психологическая подготовка педагогов http://www.prosv.ru/price3.htm Литература издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ http://studentam.net/content/view/3/5/ - Педагогика - Учебник для вузов (Н. В. Бордовская, А.А.Реан) (электронный учебник) http://www.obruch.ru/ "Обруч". Научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. Содержание номеров журнала и тексты отдельных статей. Архив журнала с 1998 года. 11. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной производственной мебели и учебного оборудования, а также мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций на лекциях. Для проведения лабораторных занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет. Реализация производственной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители. Автор: О.В. Шуляпова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования. Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета педагогического и художественного образования от ___________ года, протокол № ________. |
Рабочая программа производственной практики Психолого-педагогическая... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | График учебной и производственной практики по специальности 050709... В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования | ||
Учебно-методического комплекса производственной практики рабочая... Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в... | Рабочая программа производственной практики студентов V курса «помощник... Цели производственной практики закрепление знаний и совершенствование практических умений врача по специальности «медико-профилактическое... | ||
Рабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара» Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо к м н., доцентом А. В. Барановым... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... «Дом пионеров и школьников» имеет муниципальный статус: тип образовательное учреждение дополнительного образования детей | Анализ деятельности заместителя директора по информатизации моу нош... В процессе реализации программы информатизации на 2010-2011 учебный год были поставлены следующие задачи | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2014-2015 учебный год Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. М. Константинов, В. Г.... | Рабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара» Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо по специальности Лечебное дело... | ||
Методические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной... В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара... | Оценка эффективности учебно-воспитательной работы за 2009-2010 учебный... Приоритетными направлениями деятельности школы в 2009-2010 учебном году являлись | ||
Методический план работы муниципального дошкольного образовательного... Федеральным законом «Об образовании», нормативными документами рф, Законом РФ «Об образовании», Уставом мдоу, Концепцией непрерывного... | Перспективный план воспитывающей деятельности Перспективный план... Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год Задачи на 2011 – 2012 учебный год | ||
Публичный доклад управления образования администрации Великоустюгского... Она за 2011-2012 учебный год. Информация адресована руководителям, педагогам образовательных учреждений, родительской общественности,... | Отчет по производственной практике должен быть сдан и защищен в течение... Методическое руководство по прохождению производственной практики студентами специальностей 351300 «Коммерция (торговое дело)» рассмотрены... |