Скачать 213.52 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» (ФГБОУ ВПО «ВГСХА») УТВЕРЖДЕНА решением кафедры земледелия и технологии производства продукции растениеводства Протокол № ___ от _______2012 г. Зав. кафедрой__________________ проф. А.Б. Малхасян ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АПИРАНТУРУ по специальности 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфиромасличные культуры Великие Луки 2012 Программа вступительного экзамена составлена на основе Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными Приказом Минобрнауки России от 16.03.2011 г. № 1365, паспортами научных специальностей, для подготовки аспирантов по специальности 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфиромасличные культуры в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.). Составитель: Корнышев Д.С., доцент кафедры земледелия и технологии производ-ства продукции растениеводства, кандидат с.-х. наук. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящая программа описывает цели, содержание, процедуру, критерии оценки и основную литературу, которая рекомендуется кафедрой земледелия и ТППР при подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфиромасличные культуры. Содержание программы охватывает вопросы, отражающие важнейшие фундаментальные понятия и факты предметной области луговодства, и опирается на изученные в рамках подготовки дипломированных специалистов по специальности «Агрономия», магистров сельского хозяйства по направлению «Агрономия» дисциплины: ботаника, физиология растений, луговодство, земледелие, почвоведение, агрохимия, растениеводство, механизация сельского хозяйства и другие. Программа вступительного экзамена состоит из 7 разделов. Каждый раздел программы сопровождается списком рекомендуемой для изучения и подготовки к экзамену литературы. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА Цель вступительного экзамена заключается в определении у поступающих базового уровня подготовки в предметной области луговодство, необходимого для обучения в аспирантуре по специальности 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфиромасличные культуры. Задачи вступительного экзамена: – выявить уровень владения категориальным аппаратом дисциплин, формирующих специальность «Луговодство и лекарственные, эфиромасличные культуры»; – выявить уровень знаний по луговодству, используемых в различных технологиях кормопроизводства; – выявить уровень практических умений по определению луговых растений как введенных в культуру, так и дикорастущих; – определить наличие навыков по разработке и применению на практике технологий улучшения кормовых угодий (лугов); – установить уровень знаний по биологическим и экологическим особенностям кормовых растений; – определить уровень подготовки в технологиях создания и использования культурных пастбищ и сенокосов; – установить уровень знаний о кормовых достоинствах луговых трав и качестве заготавливаемых из них травяных кормов; – определить уровень знаний о прогрессивных технологиях заготовки высококачественных кормов. 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТВЕТАМ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА 4.1. Содержание разделов
4.2. Перечень вопросов вступительного экзамена I. Многолетние травы как главный объект луговодства.
10. Почвенные факторы, их значение в жизни растений, отношение растений к почвам: содержанию питательных веществ, кислотности и щелочности, засоленности, воздушному режиму, механическому составу. 11. Приемы оценки кормовых растений. Оценка растений по химическому составу и питательной ценности. Поедаемость. Урожайность и продуктивность. Энергетическая ценность. 12. Деление растений на хозяйственно-ботанические группы: мятликовые (злаки), бобовые, осоки и разнотравье, их кормовая характеристика. 13. Непоедаемые, вредные, ядовитые, лекарственные растения, полупаразиты, их краткая характеристика. II. Луговые фитоценозы, их структура и этапы формирования. 14. Понятие о растительных сообществах (фитоценозах). Взаимоотношение растений в растительных сообществах. Количественное участие видов и методы его определения. Ярусность. Жизненность фитоценоза.
III. Характеристика природных кормовых угодий. Возможности их использования на кормовые цели.
17. Типы материковых лугов лесной зоны, их характеристика. 18. Типы болот, их характеристика. 19. Пойменные луга и их образование, процессы, происходящие на пойме. Экологические зоны поймы. Хозяйственная характеристика пойменных лугов, особенности и перспективы их использования. IV. Инвентаризация лугов и системы их улучшения. 20. Способы поверхностного улучшения природных кормовых угодий. Культуртехнические работы и регулирование водного режима. 21. Уход за дерниной и травостоем при поверхностном улучшении (борьба с сорной растительностью, улучшение воздушного режима, омоложение, подсев трав в дернину). 22. Применение органических удобрений и извести в системе мер поверхностного и коренного улучшения сенокосов и пастбищ. Сроки, нормы внесения различных органических удобрений и извести. 23. Применение минеральных удобрений в системе коренного и поверхностного улучшения сенокосов и пастбищ. Сроки, нормы внесения различных видов удобрений. 24. Сочетание биологического и минерального азота для повышения урожайности травостоя. 25. Коренное улучшение. Виды сеяных сенокосов и пастбищ: краткосрочные, среднесрочные, долголетние. Постоянные и переменные пастбища и сроки перезалужения. 26. Период первоначального освоения заболоченных, болотных, засоленных и других земель. Требования к осушительной, обводнительной и культуртехнической мелиорации. 27. Первичная обработка почвы в зависимости от типа луга и его состояния. Известкование, гипсование и основные удобрения при коренном улучшении. Ускоренное залужение с предварительным полевым периодом. V. Технологии создания культурных травостоев.
29. Уход за посевами трав при создании сенокосов и пастбищ. Использование травостоев в год посева. VI. Культурные пастбища, их значение и рациональное использование. 30. Значение пастбищ и пастбищного корма в рационе кормления скота. Питательная ценность пастбищной травы. Экономическая эффективность. 31. Основные теоретические и хозяйственные предпосылки при использовании пастбищ. Влияние выпаса на травостой. Требования, предъявляемые к пастбищу при рациональном использовании. Пастбищная спелость травы. 31. Время начала стравливания весной и конец осеннего стравливания. Высота стравливания растений. Допустимое количество стравливаний по типам пастбищ и природным зонам. Изменение урожая травы по циклам стравливания. Емкость пастбищ, нагрузка на пастбище. 33. Система использования пастбищ. Пригонная и отгонная системы пользования пастбищем. Системы выпаса: вольная, загонная и др. Сравнительная продуктивность пастбищ при вольном и загонном выпасах, число и размер загонов. Общая схема использования пастбищ по загонам. 34. Составление плана использования пастбищ и организация пастбищной территории. Организация и комплектование стада. Баланс кормов на пастбищный период. Расчет площади пастбищ, разбивка пастбищ на загоны. Организация пастбищной территории. 35. Учет продуктивности пастбищ. Способы оценки продуктивности пастбищ. Учет затрат. 36. Техника стравливания пастбищ, стравливание пастбищ внутри загона. Форма загона. Использование электропастуха. Устройство изгороди. Комбинированное использование пастбищ различными видами скота, предварительное весеннее подтравливание пастбищ. 37. Текущий уход за пастбищем. Весенняя подготовка пастбищных участков. Подкашивание несъеденных скотом остатков травостоя. Разравнивание экскрементов. Внесение удобрений и подсев трав, борьба с сорняками. 38. Пастбищеобороты. Общая характеристика пастбищеоборотов. Определение площадей под пастбищеобороты. Примеры пастбищеоборотов. 39. Особенности создания и использования пастбищ для различных видов животных (коров, нетелей, телят, овец, лошадей, свиней и др. животных). VII. Укосные угодья, их значение, рациональное использование и заготовка кормов из трав. 40. Зеленый конвейер. Понятие о зеленом конвейере и его значение. Требования к культурам зеленого конвейера. Типы зеленых конвейеров. 41. Создание орошаемых сенокосов и пастбищ. Требования, предъявляемые к почвам, рельефу, механическому составу почвы, водному режиму при создании орошаемых сенокосов и пастбищ. Обработка почвы, удобрения, травосмеси. 42. Водопотребление и режим орошения. Расчет оросительной и поливной норм. Способы орошения. Дождевальная техника и выбор оборудования для полива пастбищ.
47. Технология заготовки прессованного сена в тюки и рулоны. Хранение прессованного сена. 5. ПРОЦЕДУРА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА 5.1. Состав комиссии по приему вступительного экзамена В состав комиссии по приему вступительного экзамена входят: 1. Малхасян А.Б., профессор, доктор сельскохозяйственных наук по специальности 06.01.06 – овощеводство. 2. Корнышев Д.С., доцент, кандидат сельскохозяйственных наук по специальности 06.01.12 – кормопроизводство и луговодство. 3. Трубняков М.Д., доцент, кандидат сельскохозяйственных наук по специальности 06.01.12 – кормопроизводство и луговодство. . 5.2. Условия допуска к сдаче вступительного экзамена Для допуска к сдаче вступительного экзамена, поступающий в аспирантуру по специальности 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфиромасличные культуры должен: 1. Пройти собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию. Решение о допуске к вступительному экзамену в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем и доводит до сведения поступающего в недельный срок. 2. Предоставить в приемную комиссию необходимые документы в соответствии с перечнем. 3. Написать и защитить реферат по теме исследований. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатский экзамен по специальной дисциплине «Луговодство», при поступлении в аспирантуру освобождаются от вступительного экзамена по специальности. 5.3. Структура и формы проведения вступительного экзамена Структура вступительного экзамена: 1. Вступительный экзамен в аспирантуру ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА» по специальности 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфиромасличные культуры проводится в письменной форме. 2. Вступительный экзамен включает три вопроса. 3. Каждый вопрос оценивается отдельно. Каждый вопрос предполагает развернутый ответ по теоретической проблеме: – изложение содержания вопроса во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер; – изложение вопроса в целом и каждой его части; – формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу. При ответе на вопрос следует дать полный правильный ответ, полно и правильно: – указать и определить все признаки, основания, элементы, стадии развития явления, процесса, события, процедуры, задачи и их возможные последствия; – полно и правильно использовать фамилии авторов и названия их работ, избегая неточностей и ошибок. При ответе на вопрос кроме знания теоретического материала оценивается логика рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Требования к ответу поступающего в аспирантуру. Знание и понимание теоретического материала: – в своем ответе поступающий определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; – в своем ответе поступающий должен использовать понятия в строгом соответствии теме; – в своем ответе поступающий обязан правильно указывать фамилии авторов и названия их работ. Анализ и оценка информации: – поступающий грамотно применяет категориальный анализ; – поступающий умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; – поступающий способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; – поступающий демонстрирует диапазон используемого информационного пространства. Построение суждений: – поступающий демонстрирует ясность и четкость изложения; – поступающий демонстрирует логику структурирования доказательств; – поступающий сопровождает выдвинутые тезисы грамотной аргументацией. Во время проведения вступительного экзамена поступающий в аспирантуру не может пользоваться какими-либо дополнительными материалами. Во время проведения вступительного экзамена запрещаются:
5.4. Принцип формирования билетов В каждый билет вступительного экзамена включено 3 вопроса: Первый вопрос из разделов «Многолетние травы как объект луговодства», «Луговые фитоценозы, их структура и этапы формирования»; второй вопрос из разделов «Характеристика природных кормовых угодий. Возможности их использования на кормовые цели», «Инвентаризация лугов и системы их улучшения», «Технологии создания культурных травостоев»; третий вопрос из разделов «Культурные пастбища, их значение и рациональное использование», «Укосные угодья, их значение, рациональное использование и заготовка кормов из трав». 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения испытуемыми материала, предусмотренного программой курса земледелия. Ответ оценивается на «отлично», если экзаменующийся показал: 1) всестороннее, систематическое и глубокое знание программно-учебного материала по дисциплине «Луговодство»; 2) умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой; 3) знание основной и дополнительной литературы. Ответ оценивается на «хорошо», если экзаменующийся показал: 1) полное знание программно-учебного материала по дисциплине; 2) успешное выполнение предусмотренных в программе заданий; 3) систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Ответ оценивается на «удовлетворительно», если экзаменующийся показал: 1) знание основного учебно-программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии; 2) допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для устранения их под руководством преподавателя. Ответ оценивается «неудовлетворительно», если экзаменующийся: 1) имеет пробелы в знаниях основного программно-учебного материала по дисциплине; 2) допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. 7. СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ 7.1. Примерные темы рефератов
7.2. Требования к реферату Поступающие в аспирантуру представляют реферат по самостоятельно выбранной теме, согласованной с кафедрой и по тематике, отвечающей профилю специальности. Автор должен показать свои знания по избранной теме, как по сути рассматриваемой проблемы, так и по методологии ее разработки. Главным при оценке реферата является его научный уровень, эрудиция автора в исследуемой проблеме, умение обобщать и анализировать литературные источники, статистический материал, передовой отечественный и зарубежный опыт. Объем реферата дорлжен составлять от 25 до 30 страниц текста, выполненного 14-м шрифтом через 1,5 интервала, поля – 2 см. Сверх этого объема представляется список использованной литературы и приложения. В реферате выделяются: Введение.
Выводы и предложения. Заключение. В конце реферата указывается список использованной литературы, а при необходимости включается и приложение. Во введении отражается актуальность темы исследования, основные вопросы рассматриваемой проблемы. В первом разделе дается краткая характеристика теоретических и методологических аспектов темы реферата, указываются объекты исследования, источники информации, дается критический разбор трактовок, имеющихся в научной литературе, определяется позиция автора реферата. Во втором разделе указываются цель и задачи, а также место и условия проведения исследований по теме. Второй и третий разделы должны выявить способности и навыки автора в части самостоятельной научной деятельности. Они должны по объему составлять до 2/3 всего реферата. В третьем разделе представляются результаты проведенных научных исследований по теме за предыдущие годы (если таковые имеются). Проводится краткий анализ полученной информации и на ее основании делаются предварительные выводы. В заключении обобщаются и излагаются в краткой форме выводы, следующие из анализа исследуемых в работе проблем. В заключении не должно содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы. Объем заключения – 2-3 страницы. Список литературы, используемый при подготовке реферата, должен включать не менее 10-15 источников и располагаться в алфавитном порядке. Рецензент представляет в отдел аспирантуры письменное заключение по реферату (в 2-х экземплярах с оценкой реферата по пятибалльной системе) и делает выводы о возможности допуска автора к поступлению в аспирантуру. Объем заключения – до 2 страниц машинописного текста. Рецензент отмечает: уровень общетеоретических и специальных знаний автора по проблемам специальности; элементы новизны в тексте реферата (особенно в 3-м разделе); степень самостоятельности автора в обобщении, анализе, в выработке рекомендаций; полноту использования информации; обоснованность выводов и предложений; уровень оформления реферата, стиль изложения. Отрицательные заключения должны иметь детальную обоснованную мотивировку с указанием конкретных недостатков. По результатам защиты реферата выставляется оценка, которая сообщается автору реферата. Реферат оценивается следующим образом: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Критерием оценки являются: степень глубины разработки проблемы, степень самостоятельности сделанных выводов и предложений, уровень научно-исследовательского подхода к решению проблемы, широта использования литературных и практических материалов, редакционное оформление. Небрежно оформленный реферат, содержащий неисправленные опечатки и ошибки, плохо отредактированный, оценивается как неудовлетворительный, независимо от содержания и уровня раскрытия темы. 8. Литература, рекомендуемая при подготовке к вступительному экзамену Основная литература 1. Лепкович И.П. Современное луговодство: учебник / И.П. Лепкович. – СПб: Профи-Информ, 2009. – 420 с. 2. Михалев С.С. Кормопроизводство с основами земледелия: учебник / С.С. Михалев. – М.: КолосС, 2007. – 352 с. 3. Лукашевич Н.П. Основы ботаники, агрономии и кормопроизводства. Практикум: учебное пособие / Н.П. Лукашевич и др. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 432 с. Дополнительная литература 4. Синицын Н.В. Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии: Учеб. пособие / Н. В. Синицын, Г. И. Соловьева. – Смоленск: Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2005. – 464 с. 5. Парахин Н.В. Кормопроизводство: учебник / Н.В. Парахин, И.В. Кобозев, И.В. Горбачев и др. – М.: КолосС, 2006. – 432 с. 6. Алтунин Д.А. Удобрение сенокосов и пастбищ в Нечерноземной зоне: практикум. – М., 2003. – 174 с. 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
3. Гербарные папки с луговыми растениями: – со злаковыми травами; – с бобовыми травами; – с растениями группы разнотравья; – с растениями группы осоковых трав; – с растениями болот; – с вредными и ядовитыми растениями. 4. Наборы соцветий злаковых растений. 5. Коллекция семян трав. |
Фгбоу впо «вгсха» утверждена решением кафедры зоотехнии и технологии переработки Приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. №814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров... | Рабочая программа учебной дисциплины экология для подготовки бакалавров... «Технология производства и переработки продукции растениеводства», «Технология производства и переработки продукции животноводства»,... | ||
Рабочая программа по дисциплине б производство продукции растениеводства... Рабочая программа составлена на основании фгбоу впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110900. 62 Технология производства... | Рабочая программа учебной дисциплины производство продукции растениеводства... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 8 Фгос впо студентам | ||
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, фгоу впо вгсха Оптимизация влагообеспечения и питания растений. Эколого-экономическая оптимизация природопользования. Волгогр гос ун-т. Волгоград,2004.... | Рабочая программа по дисциплине в 12. Санитария и гигиена на перерабатывающих... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции | ||
Рабочая программа по дисциплине в 11. Организация мучного и кондитерского... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции | Рабочая программа по дисциплине В. В основы животноводства Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В технология хлебобулочных изделий... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции | Рабочая программа по дисциплине В. В технология кондитерских изделий... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В технология мяса и мясных продуктов... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции | Экзаменационные билеты включают 65 вопросов, разбитых на четыре раздела по нижеуказанным Дуктов, плодоовощной продукции и виноградарства обеспечивает преемственность и связь следующих дисциплин: технологии производства,... | ||
Название Вид издания Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства | Название Вид издания Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства | ||
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 260204... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры технологии машин и оборудования пищевых производств | Фгбоу впо «Иргсха» утверждена решением кафедры кормления, селекции... Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной... |