Скачать 148.2 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования кафедра психологии и педагогики Выпускная квалификационная работа Программа внеурочной деятельности «Наш край» Подготовила: воспитатель МБОУ гимназии №11 г. Елец Евсеева Елена Вячеславовна Руководитель: Фурсова Л.В. Липецк 2014 Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С. Пушкин Изучая русский язык, совершенствуешь речь. Изучая краеведенье, совершенствуешь душу. М.М. Пришвин Пояснительная записка: 1. Актуальность и перспективность Краеведческое изучение местного искусства во всех его многообразных проявлениях свидетельствует, что духовная жизнь края запечатлена во всём: в архитектуре и предметах быта, в скульптуре и живописи, в мотивах узоров и цветов одежды, в песнях и танцах, в словесном творчестве, в говоре и обычаях. Всё это и создаёт ощущение неповторимости местной художественной культуры, изучение и пропаганда которой - задача краеведения. На нынешнем этапе развития общества возникает необходимость привлечения в образовательный процесс элементов культуры, которые способны придать предметным знаниям социокультурный, нравственный контекст и будут способствовать процессу формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. О важности использования краеведения в обучении и воспитании в разные периоды времени говорили многие выдающиеся педагоги. В России эту идею развивали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.Н.Сорока-Росинский и др. Так, например, К.Д.Ушинский неоднократно говорил о необходимости изучения различных компонентов родного края для воспитания молодого поколения. Сторонником использования местного материала в учебном процессе был и Л.Н.Толстой, поддерживающий идею создания школьных учебников на краеведческой основе. История, культура родного края вносят в современную жизнь своеобразный элемент, который можно назвать национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а напротив, соединяет их одним общим чувством любви к Родине. Кто же должен взять на себя миссию сохранения и передачи историко-культурного наследия родного края? Конечно, это призваны сделать прежде всего школа и учитель, которые в конкретных условиях создания новых программ могут учитывать и использовать воспитательные возможности краеведения. Одним из основных направлений реализации данного курса является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе краеведения. Приобщение школьников к родной культуре края позволяет решать не только чисто образовательные, но и воспитательные, духовно-нравственные задачи. Введение региональной культуры как учебной дисциплины в школе отвечает всегда актуальным требованиям конкретизации содержания образования на основе учета местных особенностей социального развития, важности воспитания у школьников таких личностных качеств, как гражданственность и патриотизм, основанных на любви к своему краю, уважении традиций. Если юный человек не будет знать, не пропустит через сердце ответ на вопрос: «С чего начинается Родина?», есть опасность, что Родина для него превратится всего лишь в пустой звук. И он вряд ли захочет трудиться во имя России в мирное время или защищать ее в военное лихолетье. Ведь путь подрастающего поколения к России, к осознанию себя россиянином начинается с осознания своих корней. В познании отчего края не должно быть ни затяжных каникул, ни даже кратковременных остановок. Чувство Родины - самое естественное и неистребимое из человеческих чувств, жизнетворческих, окрыляющих, подвигающих на милосердие, добродеяния. Возвышенное и всесильное по сути своей, чувство Родины само нуждается в постоянной подпитке, восхождении все к новым и новым прозрениям, открытиям. Это исключает с одной стороны, неопределенные скачки, отрыв от ранее увиденного и услышанного, освоенного умом и сердцем, а с другой стороны - непростительную зацикленность на уже известном, т.е. топтании на месте. Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Состояние духовного поиска, непрерывного диалога с прошлым и будущим - есть важнейшая точка отсчета культуры. 2.Научная обоснованность В стандартах второго поколения отмечается, что образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». Данная программа отвечает этим задачам, благодаря использованию формы групповых занятий. Работа в группе позволяет строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Методологическую основу программы составляют идеи педагогики гуманизма, сотрудничества; формирования единого воспитательного развивающего пространства. Научным обоснованием системы стали идеи Ушинского, Сухомлинского, Ямбурга. 3.Вид программы: Образовательная, обоснованная описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена. Программа разработана в качестве инструмента познания своей малой родины. 4. Цель программы: Приобщение учащихся к изучению истории родного края, особенностей природы. 5. Задачи программы:
Контингент участников: дети 10-11 лет образовательных учреждений.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 34 часов. Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут
В ходе реализации программы обучающиеся должны научиться:
Способы проверки: тестирование, мини-сочинения, эссе, проектные работы. Учебно – тематический план программы
|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай свой край» «Познай свой край» для обучающихся 2 а класса мбоу сош №2 г. Тайшета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного... | Урок русского языка в 5 классе «Край наш северный» Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом... | ||
Пояснительная записка План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» разработан на основе нормативных документов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовила: Пашковская Яна Викторовна – воспитатель по изобразительной деятельности | ||
Приказ №331-о от «29» августа 2013г. План внеурочной деятельности... План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» 5-ых классов разработан на основе нормативных документов | Пояснительная записка к организации внеурочной деятельности в рамках... Организация внеурочной деятельности в мбоу «Лицей №89» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного... | Урок подготовила Гудзенко Елена Алексеевна, учитель математики мбоу асош №2 Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа (урок закрепления и развития знаний, умений и навыков) | ||
Расписание уроков и внеурочной деятельности в 1 классе мбоу «Кожважская... Расписание уроков и внеурочной деятельности в 1 классе мбоу «Кожважская основная общеобразовательная школа» (первая четверть) на... | Расписание занятий по внеурочной деятельности обучающихся 2 класса... Расписание занятий по внеурочной деятельности обучающихся 2 класса мбоу «Белбажская оош» | ||
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Химия и мы» Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская (территориальный, административный округ(город, район, поселок)) | Вид работы Жюри: Мишарина Елена Вячеславовна, Родюкова Ольга Викторовна, Ваганова Вера Филипповна | ||
Российской Федерации Алтайский край Быстрый Исток умк «Перспективная... Ерина Елена Глебовна, учитель начальных классов мбоу «Быстроистокская общеобразовательная средняя полная школа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед... | ||
ПМ. 2 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников... Проведение внеурочных занятий в образовательных учреждениях: мбоу сош №95, Посещение мбоу центр образования №1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Балеева Елена Вячеславовна. Моу «сош №4» г. Новодвинск Архангельская область |