Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения





НазваниеТесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения
Дата публикации16.08.2013
Размер89.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Практическая риторика»

Автор: Дроздова С. Н., заведующий учебной части, преподаватель Краевого государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева», г. Добрянка

Интернет – конференция по учебной работе.
Темы конференций: Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплинам и профессиональным модулям
Уважаемые студенты!

Перед вами учебное пособие, которое поможет вам выполнить итоговую контрольную работу по дисциплине «Практическая риторика».

Пособие представляет собой перечень разделов и тем по основам риторики, дополненный практическими заданиями и упражнениями, которые помогут выработать и закрепить теоретические знания и выполнить итоговую контрольную работу.

Форма итоговой контрольной работы – тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения.

Контрольная работа выполняется на заключительном занятии в течение одного лекционного часа, то есть 120 минут, и оформляется на бланках, где отмечается правильный ответ.

Тесты состоят из 20 заданий (теоретических и практических) и оцениваются по количеству набранных баллов. Максимальный результат – 40 баллов.

Оценка результатов тестов:

Оценка «5»: знание от 100 до 90 % материала, то есть в результате выполнения контрольного теста вы должны набрать 40 – 37 баллов.

Оценка «4»: ставится за знание 80 % материала, это означает, что в вашей работе должно содержаться следующее количество баллов – 36 – 33.

Оценка «3»: за знание не менее 70 % материала, о чём говорят набранные вами 31– 28 баллов.

Оценка «2»: за очень слабое знание по дисциплине - 60 % материала, а это – 27 – 24 набранных балла.

Введение

Учебная дисциплина «Практическая риторика» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по выбору студента, устанавливаемых образовательным учреждением в соответствии с рабочим учебным планом специальности, и тесно связана с такими дисциплинами, как «Русский язык и культура речи», «Профессиональная этика и психология делового общения», «Коммуникативные технологии», «Практическая психология» и «Социальная психология».

Цели обучения:

  1. Дать полную информацию по предмету «Практическая риторика» для студентов (когнитивный аспект);

  2. Дать знания по истории возникновения и развития риторики как науки, об известных людях ораторах и их основных трудах (культурно-исторический аспект);

  3. Помочь овладеть умениями и навыками риторической деятельности для разных сфер общения (прагматический аспект);

  4. Повысить общую профессиональную культуру студента, будущего специалиста (воспитательный аспект).

Результат обучения - овладение умениями и навыками риторической деятельности для разных сфер межличностного и социально- ориентированного общения.

I часть

В соответствии с рабочей программой в контрольной работе по дисциплине «Практическая риторика» проверяются знания следующих разделов и тем:

Риторика как наука. Речевое воздействие и риторика. Основные понятия науки о речевом воздействии: способы, факторы, правила и приемы речевого воздействия.1

Раздел 1. История риторики. Тема 1. 1. Античные риторики. Ораторы Древней Греции и Древнего Рима: Цицерон, Аристотель, Квинтилиан, Платон, Сократ и др.

Тема 1.2. Развитие риторики в Средние века и в Новое время. Развитие теории красноречия в Средние века. Возрождение. Просвещение. Европейские писатели и мыслители XYII – XYIII веков.

Тема 1. 3. История риторики в России. Теория риторики в трудах М. В. Ломоносова, М. М. Сперанского, работы В. Г. Белинского.

Раздел 2. Оратор и аудитория. Тема 2.1. Типы аудиторий. Типы аудитории по основаниям, по национальностям. Аудитории с разным уровнем понимания. Аудитории с разным отношением к воспринимаемой информации. Особенности аудиторий.

Тема 2.2. Деятельность оратора во время выступления. Основные функции оратора во время выступления. Ошибки, допускаемые во время выступления. Использование мимики и жестов во время выступления.

Тема 2.3. Культура речи оратора. Нормы русского литературного языка. Коммуникативные качества речи. Средства речевой выразительности (фонетические, лексические и стилистические).

Раздел 3. Публичное выступление. Тема 3. 1. Основные виды красноречия. Основные виды публичного выступления: по цели и по форме. Их назначение, общая характеристика, особенности.

Тема 3.2. Жанры публичного выступления. Подготовка публичных выступлений в различных жанрах: информационное, рекламное, рассказ о себе (или каком-то событии), развлекательное, убеждающее, дебаты, похвальное слово и т.д.

Тема 3.3. Логические основы красноречия. Последовательность, логичность, обоснованность содержания, его подчиненность основной мысли и задаче высказывания. Виды и способы аргументации в выступлении.

Тема 3.4. Физиологические особенности публичного выступления. Общая характеристика человеческого голоса. Речевое дыхание. Дикция.

Громкость, темп, ритм речи при публичном выступлении. Логическое ударение и виды пауз.

Тема 3.5. Психолого-педагогические особенности публичного выступления. Обращение оратора к уму и эмоциям слушателей, мобилизация их внимания. Способы привлечения внимания.

Тема 3.6. Эффективность публичного выступления. Эффективность отдельных форм, видов и жанров публичного выступления. Оценка эффективности публичного выступления.

Теоретический материал по практической риторике вы сможете найти в той литературе, которая дана на последней странице «Методических рекомендаций…»

I I часть

В этой части вы найдёте примерные тестовые задания, которые могут встретиться вам в итоговой контрольной работе по дисциплине «Практическая риторика».

Контрольная работа носит обобщающий характер и ориентирует студента на чёткий ответ как результат анализа изученного материала. Вопросы способствуют развитию профессионального интереса и творческого мышления и могут быть составлены в форме проблемных ситуаций.

В соответствии с этим существует пять видов тестов:

1 вид – альтернативные вопросы, где необходимо выбрать только один правильный ответ (да – нет, увеличивается – уменьшается, согласен – не согласен);

2 вид – задания на различия, вам будет предложено 4-6 ответов на вопрос, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных ответов (в зависимости от задания);

3 вид – задания на соотнесение, например, подбери пару к словам первого столбика из слов второго столбика. Таких пар вам будет предложено не менее четырёх;

4 вид – задания на установление последовательности. Вам необходимо прочитать ответы на вопрос и восстановить последовательность (алгоритм действия);

5 вид – задания на классификацию, например, разделить по группам предложенные слова, термины.

Предлагаем вашему вниманию перечень примерных заданий по изучаемой дисциплине. Попробуйте выполнить их и определить степень своей подготовленности.

I. Выберите из предложенных вариантов ответа один правильный.

Задание 1.1. Согласны ли вы с тем, что раздел науки об ораторском искусстве, обучающий оратора владеть своим голосом, называется техника речи?

а) согласен б) не согласен

Задание 1.2. Заключительная часть любой публичной речи имеет своей целью:

  • овладеть вниманием аудитории;

  • обосновать своё мнение;

  • сообщить информацию.

а) да б) нет

II. Выберите из предложенных вариантов один или несколько правильных ответов.

Задание 2.1. Наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию – это…

а) риторика в) речевое воздействие

б) межличностное общение г) ораторское мастерство

Задание 2.2. К какому виду выступлений можно отнести следующий отрывок из речи оратора?

«Дорогие ребята! Сегодня я хочу представить вам Николая Михайловича! Он известный музыкант, работает в нашем театре. Он уже не раз выступал у нас, и сегодня мы вновь его пригласили<…>

А теперь позвольте предоставить слово нашему гостю. Пожалуйста, Николай Михайлович!»

а) развлекательное в) протокольно-этикетное

б) выступление г) представление гостя

III. Соотнесите правый и левый столбики.

Задание 3.1. Соотнесите различные высказывания с приёмами привлечения внимания:

1. У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал…

а) Обращение к событию, времени и месту

2. Мы собрались сегодня в аудитории, в которой… Вот висит портрет Толстого… Сегодня годовщина… Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору…

б) Рассказ о личном опыте

3. Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора…

в) Цитирование

4. Нужна ли нам частная собственность?

г) Возбуждение любопытства

5. Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплёт, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берёт её в руки… Вместе с тем в ней нет ни слова правды…

д) Риторический вопрос

6. Знаете ли вы, что рабство существует в семнадцати странах мира? – Как? В каких?

е) Демонстрация предмета

Задание 3.2. Соотнесите основные части публичного выступ- ления и их целевые установки.

1. Вступление

а) убедить аудиторию




б) закрепить впечатление от речи

2. Основная (главная) часть

в) суммировать сказанное




г) установить взаимопонимание

3. Заключение

д) сообщить информацию


IV. Прочитайте предложенные варианты и восстановите ту последовательность, в которой они должны находиться.

Задание 4.1. Установите, в какой последовательности жили и творили эти известные теоретики красноречия:

а) Сперанский М.М. б) Платон в) Ломоносов М.В.

Задание 4.2. Определите, в каком порядке должны находиться следующие композиционные части публичного выступления:

а) опровержение б) изложение в) доказательство

V. Разделите по группам предложенные варианты ответов.

Задание 5.1. Как вы помните, существуют вербальные и невербальные способы воздействия на аудиторию. Отметьте под цифрой 1, те, что относятся к вербальным, а под цифрой 2 – к невербальным.

а) звуки в) поза д) голос

б) жесты г) паузы е) мимика

Задание 5.2. Разделите по группам следующие средства активизации внимания: 1. – композиционные; 2. – речевые; 3. – методические.

а) драматизация речи

б) прерывистое развёртывание тезиса

в) интонационная выразительность

г) рассмотрение проблемных ситуаций

д) полемический характер изложения

е) экспрессивное заключение

А теперь, выполнив эти десять заданий, проверьте, насколько правильно вы всё сделали.

Задание 1. 1. а

Задание 1. 2. б

Задание 2. 1. а

Задание 2. 2. в

Задание 3. 1. 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – е, 6 – г.

Задание 3. 2. 1 – г, 2 – а, д, 3 – б, в

Задание 4. 1. б, в, а

Задание 4. 2. в, б, а

Задание 5. 1. 1 – а, г, д, 2 – б, в, е

Задание 5. 2. 1 – б, е, 2 – а, в, 3 – г, д

Заключение

Практическая риторика – это и наука и искусство одновременно. Овладеть хотя бы некоторыми навыками этой науки должен любой современный человек. Ведь не зря один мудрец сказал:

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Вот почему овладение искусством красноречия, совершенствование речи очень важно.

Мы надеемся, что наши «Методические рекомендации…» помогут вам усовершенствовать свои речевые навыки, а главное – помогут в подготовке к контрольной работе.

Желаем вам успеха в вашей учебной деятельности и отличного современного культурного и цивилизованного коммуникативного климата!

Для подготовки к контрольной работе вы можете воспользоваться следующей литературой:


  1. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 448 с. 1.

  2. Дускаева Л.Р., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство: Уч. пособие для студентов. – Пермь, 1998, 96 с.

  3. Иванова С. Ф. Искусство диалога или беседы о риторике. – Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 1992–200 с

  4. Методические рекомендации по составлению методических указаний, методических рекомендаций и методических пособий для студентов и преподавателей – Добрянка, 2002

  5. Михайличенко Н. А. Риторика: учебн. пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.

  6. Словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов/ Сост. А.А. Евтюгина, И. В. Родионова, И.К. Миронова – Екатеринбург: У-Фактория, 2004, 334 с.

  7. Стернин И. А. Практическая риторика: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

  8. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь под ред. С. Новикова – М.: ТЕРРА, 1998 – 672 с.

  9. Философский энциклопедический словарь/ гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983 – 840 с.



1 здесь и далее наряду с темой в форме тезисов выражены те вопросы, которые могут встретиться вам в вашей контрольной работе

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью обучения является закрепление, обобщение и систематизация приобретенных ранее знаний, навыков и умений
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью обучения является закрепление, обобщение и систематизация приобретенных ранее знаний, навыков и умений, подготовка учащихся...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью обучения является закрепление, обобщение и систематизация приобретенных ранее знаний, навыков и умений, доведение до уровня...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconАннотация рабочей программы дисциплины : б химия (о/о)
Совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения позволит принимать верные решения и выбирать оптимальные...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма Л. В. Занкова. Тема: Повторение по теме «Состав слова»
Целью урока является повторение и обобщение знаний учащихся о составе слова, правописании приставок и корней слов, проверка теоретических...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconУрока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков...
Закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconС. А. учитель физики сош №5 Одним из важнейших этапов учебного процесса...
Охватывают темы программы общей теории статистики по учебной дисциплине «Статистика»
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе Целью дисциплины
Целью изучения физиологии является приобретение каждым студентом глубоких знаний и навыков, необходимых для обучения на последующих...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Проверка, коррекция и контроль знаний по физике – установление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconГрамматические и лексико-стилистические особенности языка
Основная цель изучения английского языка в рамках программного курса цикла «Магистр» состоит в приобретении языковых знаний и коммуникативных...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconРабочая программа умк «основы применения информационно-коммуникационных технологий»
Целью обучения является формирование комплекса знаний, умений и навыков, достаточного для использования компьютера в профессиональной...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconЯрославский государственный технический университет
Целью проектирования является завершающая проверка освоения курса студентами, осуществляемая в процессе их самостоятельной инженерной...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного обучения
Охватывают весь основной материал курса электротехники. Целью контрольной работы является окончательная проверка усвоения студентами...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Приготовление пирожных» по профессии «кондитер». Основным направлением урока является формирование у обучающихся умений и навыков...
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений и навыков, приобретённых в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск