Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя»





Скачать 177.64 Kb.
НазваниеКонспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя»
Дата публикации17.04.2015
Размер177.64 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект

МОБУ «Рассветская СОШ им. В.В. Лапина» Ленинского района Тульской области

Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя»
Цели урока


  • Образовательная: обеспечить усвоение учащимися того, что убийство Цезаря не могло привести к восстановлению республики – интересы большинства рабовладельцев были тесно связаны с заложенным им монархическим режимом. В конце I в. н.э. в Риме прочно устанавливается военная монархия. Однако Октавиан Август, боявшийся социальных волнений, оставил видимость республиканского управления.

Монархическая форма правления укрепила римское государство, которое во II в. достигло пика своего могущества. Однако в III в. начался кризис империи, связанный с социальными волнениями и активизацией варваров, составивших к этому времени значительную часть римской армии, игравшей главную роль в выдвижении императоров, сменявшихся с молниеносной скоростью. Все это привело к падению Западной Римской империи под натиском варварских племен в 476 г. Падение Рима открыло новую эпоху в истории человечества: Античность сменилась Средневековьем.

  • Воспитательная: экономическое воспитание через показ причин и следствий незаинтересованности рабов в своем труде.

  • Развивающая: дальнейшей развитие логического мышления и коммуникативных способностей школьников; умения делать вывод и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: лекция-беседа

Оборудование: тетради, ручки, текст учебника, ПК, экран, электронный иллюстративный материал, электронная карта, доска, мел.
Ход урока


Структурный элемент урока

Действия учителя

Действия учащихся

I.Организационный момент (2 мин.)

Входит в класс, встает около стола и обращается к приветствующим его учащимся: «Здравствуйте, садитесь».

После того, как учащиеся заняли свои места, открывает классный журнал, говоря: «Давайте посмотрим, кто сегодня присутствует на занятии». Затем начинается перекличка, в ходе которой отмечает отсутствующих

Встают, приветствуя учителя. По сигналу учителя занимают свои места. Настраиваются на продуктивную работу

II. Проверка домашнего задания (15 мин.)

На прошлом занятии мы изучали тему «Древний Рим. От возникновения города до падения республики» и проследили развитие древнеримского государства от 753 г. до н.э. до 44 г. до н.э., т.е. от даты основания Рима до убийства Юлия Цезаря. По данной теме вы получили домашнее задание: все вы учили пункты 2 и 3 §6 и писали конспект «Культура Древнеримской Республики», а некоторые подготовили сообщения на темы «Восстание Спартака» и «Жизнь и походы Юлия Цезаря». Конспекты вы все сдадите мне на перемене, а сейчас мы послушаем подготовленные вашими товарищами сообщения, а некоторые поработают с заданиями по карточкам (предоставляет слово докладчикам («середняки»), предварительно пояснив, что они должны сказать только самое главное, уложившись в 5 – 7 мин. Остальным учащимся рекомендует внимательно слушать сообщения и выписывать наиболее важные факты в тетради, указав, что материал докладов войдет в предстоящую проверочную работу.

Для учащихся, работающих с карточками (5 слабых школьников), устанавливает время выполнения заданий (7мин.) и поясняет, что ответы должны быть краткими, некоторые из них могут быть выполнены в форме схемы(социальная структура римского общества, система управления римской республикой).
По прошествии 7 мин. говорит работающим с карточками подготовить работы для сдачи и проходит по рядам, собирая их.
После первого сообщения благодарит выступающего, давая характеристику его работе и выставляя оценку. Второе выступление просит охарактеризовать одного из сильных учащихся, высказывая затем свое мнение и выставляя оценку.

Просит 2 «середняков» зачитать, что они записали, прослушав сообщения, спрашивает у остальных, что еще важного можно было бы записать и просит сделать это тех, кто еще не сделал

Слушают


Выступают докладчики, остальные слушают, фиксируя наиболее важные факты в тетрадях


5 учащихся выполняют задания по карточкам

Сдают работы


Слушают характеристику учителя

Один из сильных учащихся дает свою характеристику выступлению, затем все слушают характеристику учителя

2 «середняков» зачитывают записанное, остальные дополняют


III. Переход к изучению нового материала (3 мин.)

На прошлом занятии мы говорили о том, что в I в. до н.э. наступил кризис Римской республики, и к власти пришли диктаторы, наиболее известным и влиятельным из которых был Юлий Цезарь, поплатившийся за единоличное правление жизнью. Мы сказали, что смерть Цезаря не остановила процесс падения республики, и при его преемниках сложилась монархическая система правления, основы которой были заложены во время диктатуры. Сегодня мы рассмотрим этот процесс подробно. Запишите тему нашего занятия «Древний Рим. Римская империя» и его:

1. Рим при Октавиане Августе и его преемниках

2. Начало упадка рабовладельческого хозяйства в конце II – III вв.

3. Кризис III в.

4. Падение Западной Римской империи (тема и план заранее записаны на доске)

Слушают
Записывают

IV. Изучение нового материала (15 мин.)

1. После убийства цезаря Брут и кассий бежали из Рима. Место Цезаря пытался занять его соратник Марк Антоний. Однако сенаторы воспротивились этому. Особое влияние на них оказали речи Цицерона, требовавшего объявить Марка Антония вне закона.
Что вы знаете о Цицероне? (спрашивает одного из «середняков»)


Молодец
Приемный сын Цезаря Октавиан, узнав о его смерти, прибыл в Рим, собрал войско покойного и передал его под управление сената
Как вы думаете, зачем он это сделал? (спрашивает одного из сильных учащихся)
Молодец
Затем Октавиан разбил войско Марка Антония при Мутине. Последний бежал в Галлию (обращает внимание учащихся на карту)

Однако сенат отказался поддержать Октавиана в желании отомстить за смерть Цезаря. Тогда он заключил союз с Антонием и Лепидом, который получил название триумвирата.

Что такое триумвират? Является ли триумвират Октавиана, Антония и Лепида первым в Римской истории? (спрашивает одного из слабых учащихся)
Правильно. Молодец
Втроем они привели войска в Рим и вынудили сенат предоставить им власть на 5 лет. Все недовольные, в т.ч. и Цицерон, были убиты.

В 42 г. до н.э. Октавиан и Антоний нанесли поражение Бруту и Кассию при Филиппах в Македонии (обращает внимание учащихся на карту). Они вынуждены были покончить жизнь самоубийством: по древнему римскому обычаю они упали на мечи.

Вскоре Лепид сошел с политической арены, оставив во главе войска Октавиана и Антония, которые разделили между собой территорию Римской державы: Октавиан получил западную часть, Антоний – восточную.

10 лет Антоний провел в Египте, где жил со своей любовницей царицей Клеопатрой, которая до этого была любовницей Цезаря.
Давайте посмотрим на скульптурное изображение Клеопатры (высвечивается на экране). Какой вы ее видите?
Хорошо
Однако данное изображение, вряд ли, соответствует действительности. Плутарх описывал царицу Египта как женщину довольно скромной внешности, с горбатым носом и лопоухую. К тому же, корыстную и коварную.

В это время отношения Антония и Октавиана все более ухудшаются. По Риму ходят слухи, что свою часть римских владений Антоний подарил Клеопатре. Все это, да еще и то, что своей публичной изменой Антоний оскорбил сестру Октавиана, на которой был женат, вынудили последнего начать войну.

В 31 г. до н.э. произошло сражение у м. Акций (просит записать это событие в тетради). Октавиан выступил против объединенных сил Антония и Клеопатры. Последняя, видя, что ее любовник проигрывает, сбежала вместе со всеми своими кораблями. Бросив свое войско, Антоний поспешил догнать ее. Узнав о поражении, он покончил с собой.
А как сложилась судьба Клеопатры? (спрашивает одного из слабых учащихся)

Правильно. Молодец
Образ Клеопатры запечатлен в литературе (трагедия В. Шекспира «Антоний и Клеопатра», стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Блока «Клеопатра»; роман Г.Р. Хаггарда «Клеопатра»), живописи (картины Ж.-Л. Жерома «Клеопатра и Цезарь», Яна де Бре «Пир Антония и Клеопатры», Р. Артура «Смерть Клеопатры») и многочисленных фильмах, первый из которых появился в 1899 г. (картины высвечиваются на экране).

В 27 г. до н.э. Октавиан предложил вернуть власть сенату, который предоставил под его личное управление Сирию, Испанию и Галлию, где была расположена большая часть римского войска. Таким образом, Октавиан сохранил свое могущество, внешне отказавшись от единоличной власти в пользу республики. Он принял титул Августа («возвеличенный богами») и фактически стал первым императором Рима, хотя сам себя так никогда не называл. Рим стал именоваться империей.
Вспомните, что такое империя? (спрашивает одного из «середняков»)

Правильно. Молодец
Правление Октавиана Августа приходится на 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. (дата заранее записана на доске. Просит записать ее в тетради).

Давайте посмотрим на скульптурное изображение Августа (высвечивается на экране).
Каким вы его видите?
Хорошо.
Однако, как в случае с Клеопатрой, это не совсем соответствует действительности. На самом деле Август был человеком болезненным, хилым, с непривлекательной внешностью (лопоухий, с выступающим животом). К тому же, он не отличался смелостью: боясь нападений, он выходил на улицы Рима только в ночное время, объясняя это, однако, тем, что не хочет будоражить народ; никогда не появлялся без охраны, особенно в сенате.
Как вы думаете почему? (спрашивает одного из слабых учащихся)
Правильно. Молодец
Однако он был очень мудрым правителем. Давайте запишем, какие реформы он провел (заранее выписаны на доске):

- сократил число легионов с 60 до 28, выплатив отставникам пособия из богатств, захваченных в Египте;

- создал для личной охраны преторианскую гвардию, узаконив нахождение войск в Риме.

Август покровительствовал развитию культуры. Его друзьями были Меценат (от его имени и произошло слово меценат) и Вергилий.

При нем граница империи достигла Рейна и Дуная (обращает внимание учащихся на карту).

Образ Октавиана Августа запечатлен в романе А. Масси «Август», а также в кинематографе (например, в фильме «Август: первый император Рима»).

Преемником Августа был его приемный сын Тиберий (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране), правивший с 14 по 37 гг. (просит записать) и прославившийся своим законом о государственной измене, по которому преследованиям подверглись представители 100 видных римских семейств. Боясь заговоров, Тиберий удалился на о. Капри, откуда и управлял империей до самой своей смерти.

Тиберию наследовал Гай Калигула (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране ) (37 – 41 гг.) (просит записать дату), объявивший себя богом и потребовавший, чтобы его конь присутствовал на заседаниях сената. Затем он женился на своей родной сестре Друзиле, а потом приказал убить ее. Казну он пополнял тем, что заставлял богатых римлян писать завещания на свое имя. Жестокость Калигулы привела к тому, что он был убит собственными преторианцами, а на престол был возведен его дядя Клавдий (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране) (41 – 54 гг.) (просит записать дату), которого все считали слабоумным. Однако, несмотря на это, он написал историю этрусков, чем и прославился.

Место Клавдия, возможно убитого своей женой Агриппиной (сестра Калигулы), занял ее сын Нерон (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране) (54 – 68 гг.) (просит записать дату).
Что вам известно о Нероне? (спрашивает одного из сильных учащихся)


Правильно. Молодец
Образ Нерона мы находим в романе Г. Сенкевича «Камо грядеши» и одноименном фильме.

После смерти Нерона императоров возводила на престол армия. Мы поговорим не о всех, а только о самых значительных из них.

Император Нерва (96 – 98 гг.) ввел новый принцип наследования, объявив свои преемником военачальника Траяна, получившего титул Цезаря. Отныне императоры при жизни выбирали себе преемника, который являлся и их соправителем. Таким образом, империей управляли Август и Цезарь (просит записать дату правления Нервы и суть его реформы).

Император Траян (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране) (98 – 117 гг.) (просит записать дату) прославился своими походами против даков, в честь победа над которыми даже была выстроена колонна Траяна (обращает внимание учащихся на ее изображение, высвечивающееся на экране).

Император Адриан (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране)(117 – 138 гг.) (просит записать дату) соорудил оборонительную границу империи, получившую название Адрианов вал, а также обязал сенаторов и всадников получать специальное образование перед занятием государственной должности (просит записать суть реформы).
2. В I – II вв. выросли размеры имений в Италии и увеличилось количество рабов в них. Однако урожайность виноградников и полей падала, поголовье скота уменьшалось, сокращались доходы от имений.
Как вы думаете, почему это происходило? (спрашивает одного из середняков)
Правильно. Молодец
Таким образом, в I – II вв. труд рабов стал тормозом развития хозяйства и техники. Постепенно владельцы поместий стали заменять труд рабов трудов свободных арендаторов, которых называли колонами. За пользование землей они платили деньги ее владельцу, а также отдавали ему часть полученной продукции. Иногда рабовладельцы давали землю рабам и их семьям. Такие рабы стали называться «рабами с хижинами». За пользование землей они также расплачивались частью продукции. Их нельзя было ни продать без земли, ни согнать с нее.
Давайте запишем процесс складывания системы колоната в виде логической схемы (заранее вычерчена на доске):


Постепенно положение колонов сравнивается с положением «рабов с хижинами».
Как вы думаете, почему это происходило? (спрашивает одного из сильных учащихся)
Совершенно верно. Молодец
3. В III в. серьезной угрозой для империи, наряду с постоянным недовольством и восстаниями народных масс, стали набеги варваров. Особое беспокойство доставляли германские племена, жившие между Рейном и Эльбой (обращает внимание учащихся на карту).
Вспомните, кто из римских авторов описал жизнь древних германцев? (спрашивает одного из сильных учащихся)
Молодец
Рим не мог дать достойный отпор варварам.
Как вы думаете, почему? (спрашивает одного из сильных учащихся)

Все верно. Молодец
Таким образом, мы видим, что империя остро нуждалась в укреплении императорской власти, которое произошло при императоре Диоклетиане (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране) ((284 – 305 гг.) (просит записать дату), который провел серию важных реформ. Давайте запишим их (заранее записаны на доске):

- увеличил армию и передал под ее контроль управление страной;

- увеличил число военачальников, но уменьшил количество находящихся в их распоряжении войск;
Как вы думаете, зачем он это сделал? (спрашивает одного из сильных учащихся)
Молодец
- разделил империю на 2 части – Западную и Восточную, каждой из которых управляли свои Август и Цезарь (система тетрархии);

- отменил закон, по которому император был лишь первым среди равных сенаторов (система принципата), объявив себя полновластным правителем (система домината);

- ввел закон о максимуме цен.

Сам Диоклетиан был сыном освобожденного раба. Успешно продвигался по военной службе и был провозглашен императором армией. Придя к власти, он объявил себя сыном Юпитера. Диоклетиан отличался склонностью к роскоши, носил золотую корону. После отречения от власти удалился на свою виллу, где занялся огородничеством и садоводством. Когда его просили вернуться к власти, он сказал: «Если бы вы видели мою капусту, то не просили бы об этом!». Умер он при неизвестных обстоятельствах. Одни авторы говорят, что от голода и кручины, другие – что от старости и дряхлости.

Еще одним прославленным императором был Константин Великий (обращает внимание учащихся на его скульптурное изображение, высвечивающееся на экране) (312 – 337 гг.) (просит записать дату), который также провел реформы в религиозной сфере. Давайте запишим их (заранее записаны на доске):

- ввел свободу вероисповедании;

- объявил себя наместником Христа на земле и покровителем христиан.

Как вы думаете, как повели себя христиане по отношению к язычникам, заручившись поддержкой императора? (спрашивает одного из «середняков»)
Правильно
Наглядным случаем ненавистного отношения христиан к языческой религии и культуре является убийство женщины-ученого Ипатии в 417 г. в Александрии. Истории Ипатии посвящен фильм «Агора», она является главной героиней романа Ч. Кингсли «Ипатия», фигурирует в романе У. Эко «Баудолино».

Также Константин перенес столицу из Рима в Константинополь.
Какие еще названия имеет этот город? (спрашивает одного из слабых учащихся)
Правильно
4. В IV в. продолжилось наступление варваров на границы империи. В это время начали движение за Запад гунны.
Кто был самым знаменитым предводителем гуннов? (спрашивает одного из «середняков»)
Правильно. Молодец
Во второй половине IV в. племена вестготов, вандалов и свевов начали вторгаться на территорию Римской империи. В начале V в. племена готов вторглись в Италию. Столица империи была перенесена в Равенну. В 410 г. Аларих захватил Рим (просит записать дату). Существует легенда о смерти Алариха: его похоронили на дне реки вместе со всеми его сокровищами, а всех, кто знал о местонахождении могилы вождя, убили.

В 455 г. вандалы захватили и разрушили Рим (просит записать дату). А в 476 г. последний император Западной Римской империи Ромул Августул был свергнут германским вождем Одоакром (просит записать дату). Западная Римская империя пала, а вместе с ней и эпоха Античности. Начался период средневековья.

Слушают

Примерные ответы:
Марк Туллий Цицерон – древнеримской политик, философ и блестящий оратор, внесший огромный вклад в развитие классической латыни. Ему принадлежат такие работы, как «О законах», «О старости», «О государстве»; и следующие высказывания: «О времена! О нравы!», «Когда гремит оружие, законы молчат», «Бумага не краснее, бумага все терпит»

Слушают

Таким образом он проявил свою приверженность республиканским порядкам


Смотрят на карту. Слушают

Триумвира – власть трех. Первым триумвиратом был союз Помпея, Красса и Цезаря


Слушают

Смотрят на карту. Слушают

Смотрят на экран

Клеопатра изображена в виде египетской богини. Она красива и величественна

Слушают

Записывают. Слушают
Чтобы не быть рабыней захватившего Египет Октавиана, она велела принести ей священную змею и умерла от ее укуса

Слушают. Смотрят картины

Империя – это большое многонациональное образование, управляемое из одного центра в интересах всего политического пространства

Записывают
Смотрят на экран

Сильным, величественным, красивым, мужественным и т.п.

Слушают

Боялся, что его убьют, как Цезаря


Записывают
Слушают
Смотрят на карту


Смотрят на экран

Записывают

Слушают


Смотрят на экран

Записывают

Слушают

Смотрят на экран

Записывают. Слушают


Смотрят на экран

Записывают

Нерон прославился своей жестокостью (убил своего воспитателя Сенеку и беременную жену) и развратом, преследованием христиан, покровительством искусствам, поджогом Рима

Слушают

Записывают
Смотрят на экран

Записывают

Слушают

Смотрят на экран

Записывают

Записывают

Рабы были не заинтересованы в своем труде

Слушают

Чертят логическую схему в тетради

Скорее всего, колоны попадали в долговую зависимость от владельцев земли и, не сумев расплатиться, прикреплялись к ней

Слушают
Смотрят на карту

Тацит в труде «О происхождении германцев и местоположении Германии»
Постоянная смена императоров приводила к нестабильности политической системы империи; огромное число варваров служило в римской армии в качестве наемников и во время сражений они либо переходили на сторону соплеменников либо воевали спустя рукава; огромная территория способствовала распыленности римских военных сил и невозможности их быстрой переброски из одного места в другое; ослабляли империю и народные волнения

Слушают

Записывают

Чтобы ни один из них не смог захватить власть с помощью армии

Слушают


Смотрят на экран
Записывают

Скорее всего, крайне отрицательно. Возможно, они даже начали громить языческие храмы и прочие сооружения и заведения

Слушают
Царьград, Стамбул


Аттила, который прославился своими войнами с Римом, а также легендой о том, что он владеем мечом бога войны

Слушают

Записывают. Слушают

Записывают
Записывают

V. Закрепление

(5 мин.)

Итак, сегодня мы рассмотрели становление, развитие, упадок и падение Римской империи и тем самым завершили изучение периода Античности. Какой же вывод по изученной сегодня тему вы можете сделать? (спрашивает одного из сильных учащихся)


Замечательно
Вижу, что вы разобрались с достаточно сложным и объемным материалом. А теперь я озвучу оценки, которые вы получили за работу на уроке (оглашает оценки с обоснованием и рекомендациями. При выставлении оценок использует индивидуальный и дифференцированный подходы)



В конце I в. н.э. в Риме установилась монархия, основы которой были заложены еще во время диктатуры Цезаря, преемник которого Октавиан Август, боявшийся социальных волнений, оставил видимость республиканского управления. Такая система получила название принципата.

Монархическая форма правления укрепила римское государство, которое во II в. достигло пика своего могущества. Однако в III в. начался кризис империи, связанный с социальными волнениями и активизацией варваров, составивших к этому времени значительную часть римской армии, игравшей главную роль в выдвижении императоров, сменявшихся с молниеносной скоростью. Все это привело к падению Западной Римской империи под натиском варварских племен в 476 г. Падение Рима открыло новую эпоху в истории человечества: Античность сменилась Средневековьем.


VI. Домашнее задание (5 мин.)

А теперь запишите домашнее задание (пишет на доске и проговаривает): §7, пункты 1 и 3 учить (всем), пункты 2 и 4 конспектировать (задает слабым учащимся); доклад (Жизнь и деятельность Константина Великого» (задает одному из «середняков») и мультимедийный проект «Культура Римской империи» (задает группе из 4 сильных учащихся, давая на подготовку неделю).

А теперь сдайте, пожалуйста, тетради с конспектами (просит одного из учащихся собрать тетради)

Звенит звонок.

Спасибо за внимание и достаточно продуктивную работу на уроке. Можете идти (прощается с учащимися)

Записываю домашнее задание, при необходимости задают вопросы


Один из учащихся собирает тетради






Попова Людмила Александровна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconУрок» Тема урока: «Древний Рим. Римская империя
Дать представление о своеобразии Римской империи как основы европейской цивилизации
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconПовторение раздела «древний рим»
Римская империя была разделена на 2 государства — Восточную империю и Западную империю в
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconГибель Римской Империи
Он не смог сражаться и перенёс столицу на захваченную греческую землю. И вскоре произошел распад Римской Империи на Западную Римскую...
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconТематическое планирование уроков истории в 5 классе
В виду более сложного и объемного материала по темам «Первобытность», «Древняя Греция», «Древний Рим» проведена корректировка примерной...
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект урока истории на тему «Город Рим во II веке нашей эры»
Цель урока: формирование представления о внешнем облике и достопримечательностях города Рима во II веке нашей эры
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!"
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной)...

Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные...
План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке»
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект урока истории в 4 классе на тему: «Новейшее время: история продолжается сегодня»
Продолжить обучать школьников лингвистическому, содержательному анализу текста и средств языка
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconДревний Рим. Тест 1
Восстание под руководством Спартака закончилось в … году. Какой год предшествовал ему?
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Древние германцы и Римская империя», учебник Агибалова Е. В. История Средних веков. 6 класс, карты Расселение племен, Великое переселение...
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconУрок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,...
Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект урока на тему «Бумагопластика квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок». Цели
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока истории в 10 классе на тему «Древний Рим. Римская империя» iconКонспект Урока истории в 11 классе, курс базовый. Урок разработан...
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск