ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Отдел религиозного образования и катехизации
Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного
и начального школьного образования
Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры
и дошкольного образования,
Екатеринбург 26 августа 2014 г.
Екатеринбург 2014
Под общей редакцией:
Е.Н. Бородина, магистр педагогики
Е.В. Глушкова, магистр психологии
М.А. Швыдко, магистрант ИП и ПД УрГПУ
Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования: Материалы работы секций секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования, Екатеринбург 26 августа 2014 г. / Екатеринбург, 2014. – 139 с. В материалах сборника сохранена орфография, синтаксис и стилистика авторов статей.
©Отдел религиозного образования и катехизации
Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви,2014
©Авторы статей, 2014
Оглавление Безбородова Нина Владимировна, учитель «Урал. Человек. Истоки» МКОУ «СОШ №2» ГО Ревда
Система работы по духовно–нравственному воспитанию учащихся в объединении «Истоки» МКОУ «СОШ №2» г. Ревды……………….............6 Васильева Елена Викторовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, классный руководитель 10А класса МАОУ гимназии № 18Г. Нижний Тагил Свердловской области
Тетрадь личностного роста учащихся по формированию смысложизненных ориентаций в контексте базовых национальных ценностей «Мы родились, чтобы оставить след»……………………….......9 Демина Ангелина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №77 г.Екатеринбург
Программа духовно-нравственного воспитания «ВМЕСТЕ»……………13 Долгушина Анна Ивановна, методист МАОУ ДОД «Центр детского творчества» МО г. Ирбит
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности…………………..….18 Дубовик Светлана Владимировна, завуч детской воскресной школы Свято-Георгиевского храма г. Екатеринбурга
Заболотнова Татьяна Ивановна, преподаватель школы для взрослых Храма-на-Крови, г. Екатеринбург
Познавательно-игровые программы для организации воспитательной работы в общеобразовательной и воскресной школе…………………..26 Иерей Алексий Занозин, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации Западного (Качканарского) округа Нижнетагильской епархии
Практика осуществления социального партнерства Церкви и образовательных учреждений……………………………………………...29
Казанецких Светлана Владимировна, учитель муниципальной автономной общеобразовательной школы-интерната №53 среднего (полного) общего образования г. Новоуральска Свердловской области
Формирование семейных ценностей у младших школьников в условиях внеклассной работы школы–интерната………………35 Калгашкина Ирина Викторовна, Суровкина Юлия Сергеевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 18» МО г. Алапаевск, Свердловская область
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям славянского народа в процессе проектной деятельности………………………………………………………………......45 Кочанова Галина Александровна, методист Духовно-просветительского центра храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Воскресенское Челябинской области
Молодежная бригада «Пчелка» (проект летней занятости подростков)….48 Краснова Наталья Викторовна, зам. директора по УВР, учитель ОРКСЭ МАОУ-НОШ №5 г. Среднеуральск, Свердловской области, магистр педагогики духовно-нравственного воспитания
Воспитательное пространство школы как условие развития духовно-нравственной культуры учащихся………………………………………...54 Лебедева Галина Леонидовна, заместитель начальника управления образования БГО
Деятельность Координационного совета при управлении образования Березовского городского округа по духовно–нравственному воспитанию молодежи как механизм реализации Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России………………….59 Моисеев Виктор Степанович, директор; Бульченко Людмила Ивановна, заместитель директора по УВР; Ушакова Ольга Александровна, заведующая отделением; Дорошенко Татьяна Ильинична, воспитатель; ГО Ревда, ГАОУ СПО СО «Ревдинский многопрофильный техникум
Развитие волонтерского движения в Ревдинском многопрофильном техникуме: реализация программы гражданско-патриотического
и духовно-нравственного воспитания молодежи «По зову сердца»….70 Поздеева Эмма Борисовна, Зубова Лариса Юрьевна, Северный педагогический колледж, г. Серов
О подготовке будущих педагогов к решению задач духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях……….80 Поспелова Лия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия»
Урок изобразительного искусства как средство формирования духовно–нравственных качеств младших школьников………………………….87 Сипко Татьяна Петровна, МАОУ гимназия №176, г.Екатеринбург
Методическая и дидактическая поддержка курса ОРКСЭ………….91 Смолёва Надежда Альбиновна, учитель МХК, ОРКСЭ, "Урал. Человек. Истоки", педагог дополнительного образования МАОУ Приданниковская СОШ, Красноуфимского р-на Свердловской области
Духовно-нравственное воспитание в сельской школе средствами традиционной народной культуры……………………………………..96 Сопочкина Наталья Сергеевна, социальный педагог ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо» ГО Полевской
Социализация детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через мероприятия духовного содержания на примере программы «Солнечный круг»…………………………………………101 Сыропятова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МАОУ АГО АСОШ №1
Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ…………………………………………..109 Филинкова Анжелика Николаевна, педагог дополнительного образования
Методические материалы по теме: «Учимся жить у преподобного Сергия»……………………………………………………………………..114 Швыдко Мария Анатольевна, магистрант ИПиПД УрГПУ, методист Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии
Инфографика как способ визуализации ценностно-значимых образцов на уроках ОПК……………………………………………………………124 Швыдко Мария Анатольевна, магистрант ИПиПД УрГПУ, методист Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии
Духовно-нравственное воспитание в процессе создания мультимедийного продукта……………………………………………..130 Яцутко Татьяна Александровна, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, учитель начальных классов, учитель модуля ОПК, МАОУ СОШ №3 п. Двуреченск Сысертского городского округа
Опыт реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в МАОУ СОШ №3 п. Двуреченск Сысертского городского округа………………………………………………………..133 Система работы по духовно–нравственному воспитанию учащихся в объединении «Истоки» МКОУ «СОШ №2» г. Ревды Безбородова Нина Владимировна,
учитель «Урал. Человек. Истоки»
МКОУ «СОШ №2»
ГО Ревда Объединение «Истоки» существует в школе 10 лет, им руковожу я, преподаватель программ «Урал. Человек. Истоки», ОРК и СЭ и вместе с тем — заместитель директора школы по воспитательной работе.
Программа «Истоки» сама по себе ценна и уникальна. Ценна своим содержанием, своими технологиями. Направлена на формирование ценностного подхода у учащихся, ознакомлением школьников с ценностями окружающего мира и ценностями православной культуры, с традициями отечественной культуры. А значит и на развитие внутреннего, духовного мира ученика.
Программа пришла к нам в область 14 лет тому назад. В моей школе она прочно заняла свое место, хотя вначале православная тематика у отдельных коллег вызывала некоторую озабоченность и тревогу… Однако программа дала свои результаты.
Хочется отметить, что с внедрением основ религиозной культуры и светской этики не стали больше выпускать для области учебники по этой программе. А зря… Программа прекрасно вписывается в учебный план образовательного учреждения, практически отвечает на запрос Концепции духовно–нравственного воспитания, дополняет учебный план, ведь речь идет о ценностях православной культуры, отечественной культуры. На мой взгляд, программу надо вести и надо выпускать учебники. Но одного часа в неделю недостаточно.
10 лет назад с целью организации внеурочной деятельности по программе «Истоки». Я решила создать объединение школьников, педагогов и родителей по интересам. Ко мне пришли дети, не всегда хорошо успевающие на уроках, но это были дети духовно–развитые; те, которые тянулись к святости, к Богу. Не всегда это были дети из семей с православными традициями.
Объединение по моей инициативе получило название «Истоки». Был собран актив, продуманы и приняты на общем сборе детей символика — эмблема объединения, положение об объединении — это определяло рамки деятельности его участников. Ребята и их родители могли предлагать. Но главным инициатором оставалась я как педагог, более всего заинтересованный в духовно–нравственных результатах деятельности.
Главным направлением в работе объединения «Истоки» я всегда считала приобщение к святыням Отечества и нашего уральского региона посредством организации различных образовательных экскурсий в православные храмы и монастыри, а также мусульманскую мечеть, ведь некоторые учащиеся проживают в семьях с мусульманскими традициями. Ездили к святыням Верхотурья, Ганиной Ямы, в храмы Екатеринбурга — Храм–на–Крови, Большой Златоуст, посетили храмы Ново–Тихвинского монастыря. Побывали с экскурсиями в храмах Невьянска, Верхней Пышмы, Алапаевска, Ревды.
Несколько раз посещали мы музеи области.
Важной формой духовно–нравственного воспитания я всегда считала проектно–исследовательскую деятельность. Три групповых проекта посвящены царской семье, а именно добродетелям детей последнего русского царя, добродетелям Елизаветы Феодоровны Романовой. Девочкам из нашего объединения актуальной и полезной показалась тема «Чему мы учимся у святой новомученицы российской Александры, матери детей последнего русского царя».
Работа над каждым проектом продолжалась в течение всего 2012–2013 учебного года, поиски материалов занимали достаточно много свободного времени, но были интересными и полезными для моих воспитанников. Работа над проектом «О добродетелях Святой мученицы Российской Великой княгини Елизаветы Феодоровне Романовой» была просто захватывающе–интересной. Первую часть, сбор теоретического, документального, фото–материала участники группового проекта выполнили к марту 2013 года, представили на областной конференции в Верхотурье. В июне того же года съездили в Алапаевск, на место гибели святой мученицы Елизаветы. Выпустили фотогазету о летней поездке в Алапаевск.
В 2013–2014 учебном году реализована вторая часть проекта, посвященного мученице российской великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой. Дети решили и другим ученикам в школе рассказать о том, какой необыкновенной женщиной была Елизавета Феодоровна, какой убежденной православной стала она, каковы ее добродетели, какой духовный подвиг она совершила. Организовали просветительскую деятельность. За учебный год проведено 11 классных часов в 3–11 классах. Выступили участники проекта на родительском собрании перед своими родителями, а также перед гостями — учащимися школ №1, 4, 13.
За последние четыре года были и призовые места по результатам проектной деятельности: на областном уровне за четыре года мои воспитанники дважды занимали первые места, дважды — вторые, было и третье место.
Важным направлением в деятельности объединения я считаю ознакомление с традициями православных и мусульманских праздников. Участниками объединения «Истоки» выпущены также газеты об истории и традициях православного праздника «Покров», а также об истории, традициях мусульманского праздника «Курбан байрам».
Традиционной формой работы объединения «Истоки» в школе стали «Рождественские встречи», в рамках которых не один раз были организованы творческие представления, рассказывающие об истории и традициях Рождественских событий.
В школе не раз были организованы конкурсы чтецов «Звезды рождественской сиянье», «Русь православная».
Таким образом, система мероприятий в объединении «Истоки» способствовала духовно–нравственному росту школьников, приобщению к святости. Тетрадь личностного роста учащихся по формированию смысложизненных ориентаций в контексте базовых национальных ценностей «Мы родились, чтобы оставить след» Васильева Елена Викторовна,
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
классный руководитель 10А класса МАОУ гимназии № 18,
г. Нижний Тагил Свердловской области Смысложизненные ориентации — это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности, в период реформирования системы образования России и период личностного становления россиян.
Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию смысложизненных ориентаций. Основным лейтмотивом поведения старшеклассников становится стремление к самовыражению и самореализации, и главная задача педагога поддержать это стремление подростков через формирование адекватной самооценки личностного роста.
Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Юноши и девушки обнаруживают в себе противоречивые устремления: мечтательность и практицизм, резкость и застенчивость, откровенность и скрытность, высокие нравственные стремления и неспособность сделать нравственный выбор в сложной жизненной ситуации. Это выводит нас на главную проблему: подростки испытывают затруднения в определении ценностных смыслов в цели и образе жизни.
Поэтому целью социально–педагогического проекта «Мы родились, чтобы оставить след…» является создание условий для формирования жизненной позиции старшеклассников, т.е. общего отношения к жизни как к таковой и к своему «Я» как строителю этой жизни. Социально-педагогический проект и тетрадь личностного роста «Мы родились, чтобы оставить след…» разработаны на основе программы А.И. Шемшуриной «Этические диалоги о главном» для учащихся 10–11 классов, который является основным компонентом, цементирующим воспитательную палитру приёмов и методов нравственного воспитания старшеклассников и содержит три раздела: «Человек и мир», «Я и другие», «Творчество жизни». В каждом разделе и проекта и тетради выделен социокультурный ряд, который и обуславливает тематику занятий. Например, ценностный ряд: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, ответственность определил первую тему диалогов о главном — «Быть гражданином Отечества».
Приобщение старшеклассников к общечеловеческим ценностям происходит в процессе этического диалога, который выступает своеобразным интегративным механизмом, приоткрывающим внутренний мир подростка для формирования ценностных представлений и смысложизненных ориентаций.
Важно подчеркнуть, что доминантой в «поле внимания» педагога-психолога или классного руководителя становится педагогическая тактика, а именно активизация духовных сил учащихся для создания идеального представления: что есть жизнь, опосредованная помощь в конструировании жизненного пути.
Старший школьный возраст — это время внутреннего созревания личности молодого человека, требующего особого такта во взаимоотношениях с ним. Общение в ранней юности отличается особенной доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности на отношения.
Поэтому появилась необходимость разработать и адресовать каждому отдельно взятому старшекласснику личностное портфолио — тетрадь личностного роста старшеклассников «Мы родились, чтобы оставить след…». Она представляет собой персональный дневник, цель которого дать гимназистам возможность проводить рефлексивный анализ происходящих с ними изменений, анализировать и оценивать причины своих успехов и неудач, правильность своих действий, роль тех или иных людей в своей жизни.
|