ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по мировой художественной культуре разработана для обучения в 10 классе МОУ «Никольская средняя школа» на основе авторской программы Даниловой Г.И.. «Мировая художественная культура» (Мировая художественная культура. Программы курса: 5-11 кл... – Москва: Дрофа, 2010 год);
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
—помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценностиот подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни-тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор л методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.
В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.
Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов. УМК:
авторская программа Даниловой Г.И.. «Мировая художественная культура» (Мировая художественная культура. Программы курса: 5-11 кл. – Москва: Дрофа, 2010 год);
учебник для общеобразовательных учреждений Даниловой Г.И. «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс».– М.: Дрофа.
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 35 учебных часов. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
Знать, понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой музыкальной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре:
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
выбора путей культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Календарно-тематическое планирование МХК 10 класс (35 часов)
№ урока
| Тема
| Количество часов
| Сроки похождения
| I. Художественная культура древнейших цивилизаций
|
|
По плану
| Фактически
|
| Первые художники Земли.
| 1
| 7.09
|
|
| Архитектура страны фараонов.
| 1
| 14.09
|
|
| Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
| 1
| 21.09
|
|
| Художественная культура Междуречья.
| 1
| 28.09
|
|
| Искусство доколумбовой Америки.
| 1
| 05.10
|
|
| Контрольная работа по теме «Художественная культура древнейших цивилизаций»
| 1
| 12.10
|
|
| Эгейское искусство.
| 1
| 19.10
|
|
| Золотой век Афин.
| 1
| 09.11
|
|
| Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.
| 1
| 16.11
|
|
| Архитектура императорского Рима.
| 1
| 23.11
|
|
| Изобразительное искусство Римской империи.
| 1
| 30.11
|
|
| Театральное и музыкальное искусство античности.
| 1
| 07.12
|
|
| Контрольная работа по теме «Художественная культура античности»
| 1
| 14.12
|
|
| Мир византийской культуры.
| 1
| 21.12
|
|
| Архитектурный облик Древней Руси.
| 1
| 28.12
|
|
| Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
| 1
| 11.01
|
|
| Архитектура западноевропейского средневековья.
| 1
| 18.01
|
|
| Изобразительное искусство средних веков.
| 1
| 25.01
|
|
| Театральное искусство и музыка средних веков.
| 1
| 01.02
|
|
| Контрольная работа по теме «Художественная культура средневековья»
| 1
| 08.02
|
|
| Индия — «страна чудес».
| 1
| 15.02
|
|
| Художественная культура Китая.
| 1
| 22.02
|
|
| Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
| 1
| 01.03
|
|
| Художественная культура ислама.
| 1
| 15.03
|
|
| Контрольная работа по теме «Средневековая культура Востока»
| 1
| 22.03
|
|
| Флоренция — «колыбель» итальянского Возрождения.
| 1
| 05.04
|
|
| Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.
| 1
| 12.04
|
|
| «Золотой век» Возрождения.
| 1
| 19.04
|
|
| Возрождение в Венеции.
| 1
| 26.04
|
|
| Северное Возрождение.
| 1
| 03.05
|
|
| Музыка и театр эпохи Возрождения.
| 1
| 10.05
|
|
| Контрольная работа по теме «Художественная культура Возрождения»
|
| 17.05
|
|
| Повторение за курс 10 класса
| 1
| 24.05
|
|
| Повторение за курс 10 класса
| 1
| 31.05
|
|
|