Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента»





НазваниеУчебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента»
страница1/6
Дата публикации14.09.2013
Размер0.73 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ



«Адаптивная физическая культура студента»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

ДС.В. 3.1

050720 «Физическая культура»






  • Цель дисциплины:

-приобретение студентами теоретических и практических знаний, а также практических навыков для проведения занятий по адаптивной физической культуре.

    • Задачи дисциплины:

-сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физической культуры, основанные на личностно-ориентированной концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья;

- обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории адаптивной физической культуры, целостное осмысление профессиональной деятельности;

-сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения.

  • Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Дисциплина «Адаптивная физическая культура студента» входит в блок дисциплин предметной подготовки (раздел «дисциплины и курсы по выбору студента»).

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

  1. методику оздоровительных, физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;

  2. методы и организацию комплексного физиологического и психолого-педагогического контроля состояния организма на занятиях адаптивной физической культурой;

  3. анатомо-физиологические особенности реакции организма детей, подростков и взрослых людей при проведении занятий адаптивной физической культурой.

Студент должен уметь:

  1. формулировать конкретные задачи занятий адаптивной физической культурой с различными группами населения;

  2. провести экспресс – диагностику функционального состояния организма и места локализации патологического очага или травмы;

  3. планировать и проводить занятия по адаптивной физической культуре;

  4. подобрать по медицинские показаниям комплекс мероприятий для организации и проведения занятий по адаптивной физической культуре.

  • Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке:

  1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2 т. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие для вузов /С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2004. - 448 с.

  2. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры [Текст]: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии: учебное пособие для вузов и сред. проф. учеб. заведений / Л. В. Шапкова - М.: Сов. спорт, 2001. - 150 с.

  3. Лисовский В. А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов [Текст]: учебное пособие для студ., обуч. по спец. 022500-"Физ. культура для лиц с откл. в сост. здоровья" и 0323-"Адаптивная физ. культура" / В. А., Лисовский, С. П. Евсеев, В. Ю. Голофеевский, А. Н. Мироненко; под ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 320 с.

  4. Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие для высших и сред. проф. учеб. заведений, осущ. образов. деят. по спец.022500-"Физ. культура для лиц с отклонениями в сост. здоровья" / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев; под ред. С.П.Евсеева. - М.: Сов. спорт, 2000. - 148 с.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа

050720

«Физическая культура»

(ОФО Вариант 1)

5

9

50

26

16

10

-

24

зачет

050720

«Физическая культура»

(ЗФО Вариант 2)

5

9

68

8

6

2

-

60

зачет


Разделы дисциплины и виды занятий


№ п. п.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

раб.

1.

1.1.

1.2.


1.3.


Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.
Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Теория и организация адаптивной физической культуры. Основные виды адаптивной физической культуры.
Функции и принципы адаптивной физической культуры.

6

2

2


2

6

2

2


2

-

-

-


-

-

-

-


-

8

2

4


2

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры.
Основные педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры.
Методы и формы организации адаптивной физической культуры. Планирование.
Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
Врачебно-педагогический контроль в адаптивной физической культуре.

8

2

2

2

2

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

-

-

-

-

-

6

1

1

2

2

3.

3.1.

3.2.

3.3.


3.4.


3.5.

3.6.

Методика адаптивной физической культуры с детьми с нарушениями в развитии.
Методика адаптивной физической культуры детей с нарушениями слуха.
Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.
Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе с поражением спинного мозга.
Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей.
Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.
Особенности работы с родителями детей-инвалидов.

12

2

2

2


2


2

2

6

1

1

1


1


1

1

6

1

1

1


1


1

1

-

-

-

-


-


-

-

10

2

2

2


2


2

-




№ п. п.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

раб.

1.

1.1.

1.2.

Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.
Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Теория и организация адаптивной физической культуры. Основные виды адаптивной физической культуры. Функции и принципы адаптивной физической культуры.

4

2

2

4

2

2

-

-

-

-

-

-

26

12

14


2.

2.1.

2.2.

2.3.

Педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры.
Основные педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры. Методы и формы организации адаптивной физической культуры.
Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Планирование. Врачебно-педагогический контроль в адаптивной физической культуре.
Методика адаптивной физической культуры с детьми с детьми с нарушениями в развитии.

4

1

2

1

2

1

1

-

2

-

1

1

-

-

-

-

34

10

10

14
Примечание: Вариант 1 для специальности 050720 «Физическая культура» (ОФО).

Вариант 2 для специальности 050720 «Физическая культура» (ЗФО).
Содержание разделов дисциплины
1. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры

Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Теория и организация адаптивной физической культуры. Основные виды адаптивной физической культуры.

Функции и принципы адаптивной физической культуры.

2. Педагогические задачи адаптивной физической культуры

Основные педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры.

Методы и формы организации адаптивной физической культуры. Планирование.

Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

Врачебно-педагогический контроль в адаптивной физической культуре.

3. Методика адаптивной физической культуры С детЬМИ с нарушениями в развитии

Методика адаптивной физической культуры детей с нарушениями слуха.

Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.

Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе с поражением спинного мозга.

Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей.

Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.

Особенности работы с родителями детей-инвалидов.
Темы для самостоятельного изучения

Вариант 1 для специальности 050720 «Физическая культура» (ОФО)


Наименования раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Раздел 1

1.1. Основные понятия адаптивной физической культуры.


Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации

и социальной

интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья инвалидов.

2 -

вариант 1.



Изучение и анализ материала.

Подготовка реферативного

доклада

(3 реферата).

Доклад в виде реферата на семинарском занятии.

1.2. АФК как учебная дисциплина.

Характеристика

особенностей АФК как учебной дисциплины.

4 -

вариант 1.

Подготовка

реферата

(3 реферата).

Доклад на семинарском занятии.

1.3. Двигательные расстройства, характерные для инвалидов.

Двигательные расстройства характерные для инвалидов всех нозологических групп (поражение слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы).

2 -

вариант 1.


Изучение и анализ материала по данной теме. Подготовка реферативного доклада

(5 рефератов).

Доклад на семинарском занятии.

Раздел 2

2.1. Воспитание личности

в процессе занятий АФК.

Роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей. Роль семьи в социализации личности ребенка-инвалида.

2-

вариант 1.


Обзор методической литературы. Подготовка сообщений в виде доклада.

Выступление с докладом на семинарском занятии.

2.2. Формы и методы организации занятий в АФК.

Характеристика основных форм организации занятий в адаптивной физической культуре.

2-

вариант 1.


Подготовка сообщений в виде доклада.

Выступление с докладом на семинарском занятии.

2.3. Методы организации АФК.

Основные методические принципы теоретической документации «искусственная управляющая среда».

4-

вариант 1.


Обзор методической литературы. Подготовка сообщений в виде доклада.

Выступление с докладом на семинарских занятиях.

Раздел 3

3.1.Основные положения по обучению в АФК.

два центральных положения теории обучения двигательным действиям в АФК.

4-

вариант 1.


Обзор литературы. Подготовка сообщений в виде доклада.

Выступление с докладом по теме на семинарском занятии.

3.2.Роль педагогических воздействий в АФК.



Принцип возрастной адекватности, принцип оптимальности, принцип вариативности педагогических воздействий в АФК.

2-

вариант 1.


Изучение и анализ материалов по данной теме.

Подготовка реферативного доклада(3 доклада).

Доклад в виде реферата на семинарском занятии.

3.3. Медико-педагогический контроль в АФК.

Диагностика уровня развития физических способностей в АФК.

2-

вариант 1.


Обзор литературы. Подготовка диагностических карт.

Обсуждение карт на семинарском занятии в виде круглого стола.



Вариант 2 для специальности 050720 «Физическая культура» (ЗФО)

Наименования раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Раздел 1

1.1. Основные понятия адаптивной физической культуры. АФК как учебная дисциплина.


Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации

и социальной

интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья инвалидов. Характеристика

особенностей АФК как учебной дисциплины.

12 -

вариант 2.



Изучение и анализ материала.

Подготовка реферативного

доклада.

Доклад в виде реферата на семинарском занятии.

1.2. Двигательные расстройства, характерные для инвалидов.

Двигательные расстройства характерные для инвалидов всех нозологических групп (поражение слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы).

14 -

вариант 2.


Изучение и анализ материала по данной теме. Подготовка реферативного доклада.

Доклад на семинарском занятии.

Раздел 2

2.1. Воспитание личности

в процессе занятий АФК.

Роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей. Роль семьи в социализации личности ребенка-инвалида.

10 -

вариант 2.


Обзор методической литературы. Подготовка сообщений в виде доклада.

Выступление с докладом на семинарском занятии.

2.2.Формы организации занятий в АФК. Методы организации АФК. Основные положения по обучению в АФК. Роль педагогических воздействий в АФК.


Характеристика основных форм организации занятий в адаптивной физической культуре. Основные методические принципы теоретической документации «искусственная управляющая среда». Два центральных положения теории обучения двигательным действиям в АФК. Принцип возрастной адекватности, принцип оптимальности, принцип вариативности педагогических воздействий в АФК.

10 -

вариант 2.


Обзор методической литературы. Изучение и анализ материалов по данной теме.

Подготовка сообщений в виде доклада.

Выступление с докладом на семинарском занятии.

2.3 Медико-педагогический контроль в АФК.

Диагностика уровня развития физических способностей в АФК.

14 -

вариант 2.


Обзор литературы. Подготовка диагностических карт.

Обсуждение карт на семинарском занятии в виде круглого стола.



Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Самостоятельная работа студентов направлена на:

- работу с конспектом лекции;

- работу с основной и дополнительной литературой;

- работу над рефератом (докладом) по заданной теме;

- подготовку к итоговой (промежуточной) аттестации по дисциплине (в виде контрольной работы, работы с тестами по дисциплине, сдача зачета);

Самостоятельная работа студентов предполагает:

- подготовку к лекциям и семинарским занятиям;

- выполнение рефератов (докладов);

- выполнение письменных работ (контрольная работа, бланочное тестирование);

- подготовку к зачету.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ВАРИАНТ 1 Раздел 1 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры (ЛК 6).

Занятие № 1. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

План:

1.Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры.

2.Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации лиц с отношениями в состоянии здоровья и инвалидов.

3.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура».

4.Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Раскройте понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура».

2.В чем смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»?

3.Какова цель адаптивной физической культуры?

4.Какова роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов?

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить таблицу классификации видов реабилитации инвалидов.

2.Проследить взаимосвязь основных задач адаптивной физической культуры с традиционными задачами физической культуры.

3.В чем смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни», как они связаны с адаптивной физической культурой?

Литература.

Основная:1,2,3,5,7.

Дополнительная:1,2,4,5.

Занятие № 2. Теория и организация адаптивной физической культуры. Основные виды адаптивной физической культуры.

План:

1.Адаптивная физическая культура как интегративная наука.

2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики.

3.Основные виды адаптивной физической культуры, критерии выделения основных видов адаптивной физической культу.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какие области знаний интегрирует в себе адаптивная физическая культура?

2. Перечислить основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры.

3.Характеристика особенностей адаптированной физической культуры как учебной дисциплины.

Задания для самостоятельной работы:

1.Продемонстрируйте пространство научных проблем адаптивной физической культуры.

2.Основные направления, которые необходимо соблюдать при организации адаптивной физической культуры.

Литература.

Основная:1,2,4,5,7.

Дополнительная:3,4,6,7.

Занятие № 3. Функции и принципы адаптивной физической культуры.

План:

1.Воспитание личности в процессе занятий АФК.

2.Педагогические функции АФК.

3.Социальные функции АФК.

4.Социальные принципы АФК.

5. Специально-методические принципы АФК.

7.Общеметодические принципы АФК.

6.Специально-методические принципы АФК.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем различия между социализацией и воспитанием?

2. Как вы понимаете гуманизацию специального образования?

4. В чем заключаются педагогические функции в АФК?

5. В чем заключаются социальные функции в АФК?

Задания для самостоятельной работы:

1.Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения культурных общечеловеческих ценностей.

2.Определите и раскройте суть специально-методических принципов в АФК.

3. Почему необходимо соблюдать специально-методические принципы АФК?

Литература.

Основная:3,4,7,9,10,12.

Дополнительная:5,6,8.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические...
Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconРекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ, рефератов и контрольных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специализации «Физическая реабилитация» специальности 032102. 65 «Физическая...
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний...
Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии»
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65...
Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация...
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины «Адаптивная физическая культура студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование...
Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск