«Интегрированный подход к преподаванию уроков труда в начальной школе в контексте русских народных промыслов, как один из способов формирования поликультурного пространства в школе».
(конспект примерного урока: «В гостях у русских мастеров») Баташова Ж.С., учитель начальных классов ГОУ СКО школы – интерната V вида № 96 «Человек – это радость другого человека».
Автор неизвестен
Здоровый психологический климат в коллективе, умения и навыки коллективного взаимодействия, формирование мировоззрения, интересов, убеждений, установок и, как следствие, направленности личности - все это закладывается в процессе обучения в школе. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных личностных характеристик, состояний и свойств личности, психологических процессов, которые происходят на протяжении жизни человека и зависят от возрастных особенностей. Многогранность межличностных отношений обязывает к комплексному изучению взаимоотношений между людьми, которые носят избирательный характер и определяются потребностями человека. Важным аспектом, определяющим характер взаимоотношений детей в коллективе, является представления о себе, как представителе определенной культуры и национальности. На современном этапе развития общества эта проблема стоит наиболее остро. Это обуславливает необходимость создания условий для введения учащихся в этническую, российскую и мировую культуру, что позволит им осознать свою уникальность, выработать представление об общих нравственно-этических нормах, особенностях мировоззрения. Определение своеобразия, роли и места родной культуры в общецивилизованном процессе призвано способствовать расширению социальной мобильности личности, обеспечению интегрального культурно-образовательного пространства. Последняя задача является актуальной в условиях школы – интерната для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Данные положения определяют образовательную стратегию, по которой идет работа в начальных классах, ориентированную на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством уважения и понимания различных этнических культур. Данная образовательная стратегия решает следующие образовательные задачи:
содействовует глубокому и всестороннему овладению учащимися основ национальной культуры, что, в свою очередь, выступает важнейшим условием интеграции в другие культуры;
способствует формированию у подрастающего поколения представлений о многообразии этнических культур, воспитанию толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в поликультурной среде;
всемерно приобщает учащихся к основам мировой культуры.
Считаю, что необходимо организовать поликультурное образование таким образом, чтобы оно опиралось на междисциплинарный творческий подход. Результатом данного образовательного процесса является формирование поликультурного мышления, выступающего отражением современных тенденций в образовательной сфере.
Один из способов решения вышеперечисленных задач в начальной школе - объединении интересов детей, путем проведения интегрированных уроков труда в контексте русских народных промыслов.
Знакомство с традициями и народными промыслами разных народностей позволит сначала «на время», а потом и навсегда забыть о национальности, как преграде для общения. Интегрированный подход к преподаванию уроков труда в начальной школе дает возможность не так остро акцентировать внимание на данном вопросе. Знакомство с народными промыслами сначала России, а потом и других народов, изготовление на уроке поделок, таких как матрешки, дымковские игрушки и др, является важным этапом в формировании толерантной личности. Общность дела, приобщение к традициям и культуре других стран – важнейший из компонентов работы по формированию поликультурного пространства в школе.
Интегрированные занятия на уроках труда в начальной школе позволяют, на мой взгляд, как нельзя лучше решать эту сложную задачу, стоящую перед каждым педагогом. Этапы урока
| Ход урока
| Примечания
|
| 1. Орг.момент
| - Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Мы пришли Вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку.
Представление начинается, ярмарка открывается!
И посвящена наша ярмарка истории Народных промыслов!
| Играет русская народная музыка.
Дети рассаживаются по своим местам.
|
| 2.Основная часть
| - Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
- Ведерки дубовые, коромысла расписные! Покупайте, выбирайте!
- Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво – приятно, для детей занятно!
- Платки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!
- Подходите, выбирайте, и фигурки покупайте!!!
-Посуда наша – для щей и каши,
- Не бьется, не ломается, порчи никакой не подвергается! - Какая гжель нарядная и праздничная!
Представление изделий из Гжели:
- То-то же, Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов россии. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Не зря русский поэт М.Г. Аверьянов посвятил Гжели следующие строки:
Русская жемчужина
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия — море красоты!
«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы
и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это — белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета — белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!
-В этих местах, в нескольких десятках километров от Москвы, издавна жили искусные гончары. От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары.Славилась Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи.
-Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи, изображания сказочных птиц, правда, в них мы узнаем «своих» голубей, журавлей, задиристых петухов. Очень часто гжельскую посуду украшают искусно вылепленные фигурки людей, забавных животных. Тут и герои сказок, и озорные ребятишки, и музыканты, и хозяйки за рукоделием или иной работой, кот-мурлыка и собачки.
История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему. - Вот так-то ребята!
- Ну-ка, а где же на карте это известное во всем мире село?
- Давайте найдем и обозначим его на карте! - Хочу вам сказать, что приключилась у меня беда! -Мы кувшинчик уронили.
И об пол его разбили!
-Успокойтесь, не беда!
Рады мы помочь всегда!
Подходите, выбирайте,
и кувшинчик собирайте!"
Ну а впредь-
не разбивайте! - Ох, и молодцы вы, ребята!!!! Налетай на наш товар!
Греет душу самовар!
Блюда, чаши и ковши -
Что угодно для души! Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли ……...
Ложки - деревянные,
Матрешечки - румяные!
А в матрешке расписной
Восемь штук - одна в одной!
Восьмая, хоть и крошка,
Размером, как горошина,
А все равно - матрешка,
И все равно - хорошая!
Покупай детишкам -
Девчонкам и мальчишкам! Представление матрешек: -Матрешка - настоящая русская красавица.
Но, главное, эта куколка — с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.
Про матрешку придумали потешку:
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И еще Матрешечка!
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!
-Прообразом матрешки могли послужить «писанки» — деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси.
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
-Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.
-Усадьба Абрамцево - рядом с Сергиевым Посадом, который издавна славился мастерами-игрушечниками.
-Давайте найдем это интересное место на карте!
-Потом стали матрешку золотить, да и весь ее традиционный облик изменился. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны — в метр высотой. Матрешка уже стала одним из символов России.
-Интересный рассказ, не так ли?
- А у кого дома есть матрешки? (…)
- А какие они? (…)
-Внутри такой «матрешки» спрятан не один десяток ее сестричек. Или братишек. Но в наших матрёшках есть ещё кое-что: если мы заглянем в них, то найдём части пословицы.
-Давайте их вспомним!
-Молодцы. - Ярмарка продолжается!
- А знаете ли вы в чем на Руси девушки ходили?
(Платок)
- Верно! И тот хорош и другой хорош – выбирай, который хошь! Представление павлопосадских платков:
А ты все та же — лес да поле,
Да плат узорный до бровей...
Эти строки поэт Александр Блок посвятил России. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты...
Вполне возможно, что «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад.
-Найдем этот город на карте
-В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине-белой посудой. И, конечно же, знаменитыми павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные — глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры — и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом... Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!
-
- Ну-ка, ребята, скажите, что любили петь на Руси?
(…)
- Верно, частушки!
- Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. И гости не отставайте, частушки подпевайте. Выйду, выйду я плясать В новеньких ботинках, Все ребята говорят, Что я как картинка!
У меня в кармане роза – Роза рассыпучая, У меня такой характер, Как крапива жгучая!
Каждый день как в бой идет Мой приятель Коля. А учеба не идет – Тому причина – Оля!
Поленился утром Вова Причесаться гребешком, Подошла к нему корова, Причесала языком! Не любите водолазов,
С ними горюшко одно.
Назначает он свиданье
То на берег, то на дно
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
- Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы — белые, чайные, алые - раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звезды, красочные георгины и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.
-А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев... Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине.
- Что-то размечтались мы…и совсем забыли сказать, что все эти чудесные букеты... нарисованы на знаменитых подносах из Жостова. Представление изделий из Жостова:
-Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос — нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем!
-И не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, катания на лодках, свадеб и чаепитий.
-Иногда живопись светится особым, мерцающим светом — это мастер использовал в картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос.
-Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.
- Вот так чудеса!
- Чудеса да и только!!!
- Обратимся к карте? Где же это необыкновенное село находится?
- А за нами – мастерами, вряд ли кто угонится!
Оттого-то рядом с нами, всем работать хочется!
- А согласны ли вы работать с нами? (…)
- Сейчас вы получите очень ответственное задание: Разукрасить жостовский поднос! Работать вам предстоит по командам – первая команда – ряд у окна, вторая команда – ряд по середине, третья команда – ряд у стены. Поднимите руку первая команда (…), вторая(…). Третья(…). Отлично! У всех есть рабочие инструменты в виде карандашей и фломастеров? (…)
- Работать начинает последняя парта, заканчивает – первая! Разукрашиваем быстро и складно!
-Оценивается не только быстрота, но и аккуратность!!
- Готовы? Начали! (…) - Молодцы!
Представление изделий из хохломы:
- Дом украсит хохлома! Царский терем – в самый раз,
Для такой посуды! Продаем ее сейчас –
Для простого люда!
- А товар – то у нас необычный, а с богатой историей!
- И какая же здесь история?
- А вот послушайте:
-Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома.
Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы.
Украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...
Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?
-Старинное предание рассказывает: Жил когда-то в Нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома». -Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Вот такая богатая и интересная история!
- Да скажи мне, где же это село находится?
- Давайте найдем его на карте!
- Эх, весело у вас! А загадки вы любите? (…)
- А разгадывать их умеете? Вот сейчас и проверим!
- Слушайте, ребятки, мудреные загадки!
- Давайте, отвечайте, только голову не сломайте!
Три братца пошли купаться:
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.
(коромысло и ведра)
Сижу верхом
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу - привечу.
(шапка)
Кому Ерофейка,
Подпоясан коротенько,
Связан, скручен,
По избе скачет -
Никогда не плачет!
(Веник) Мохнатенький, усатенький,
Молоко пьет, песни поет. ( Кот)
Не царь по породе, а ходит в короне ( Петух)
Зимой спит, летом улей воротит ( Медведь)
- Молодцы! Заслужили поощрение! - Ох, и устала же я! Пора закругляться да домой собираться!
- Но прежде надо поверить - не зря ли мы к ребятам приходили, про историю говорили!
- Что верно-то верно! Вы к доске выходите и скорей покажите, - откуда какой промысел пошел!
- Все запомнили ребята!
- Бояре и боярыни! Подарок у нас для вас есть, но только мастера наш заказ не успели к сроку сделать!
Вот и хотели мы попросить вас доделать работу! Руки у вас умелые, фантазия развита хорошо! Поможете? (…)
- Задача ваша – разукрасит закладку по – своему вкусу!
-Молодцы!
|
На доске Читают хором
Представление выставки
Работа по карте. Дети обозначают значком город Гжель.
На доске – части посуды из Гжели.
Конкурс Раздаются призовые монеты
На доске Читаем хором
Работа по карте.
В матрешках спрятаны части пословиц, учащиеся выходят, достают часть пословицы и договаривают до конца Награждение участников монетами.
Работа по карте.
Раздаются платки
Исполняются по рядам
Работа по карте. Раздаются заготовки с изображением подносов для раскрашивания
Награждение победителей
Работа по карте.
Награждение участников.
Работа по карте. Награждение участников. Раздать карандаши и фломастеры.
Музыка.
Раздать закладки.
| 3.Подведение итогов
| - Сочетанием каких цветов славится Гжель?
- Сколько оттенков синевы могут создать мастера-гжельцы?
-Что изображают гжельские мастера в своих работах?
-Сколько лет насчитывает история русской матрёшки?
-Что предшествовало матрёшкам?
-Кто выточил первую деревянную куклу? Кто её расписал?
-Почему её назвали матрёшкой?
-Как их изготавливали?
-В каком порядке?
-Какой величины?
-Что мы видим на жостовских подносах?
-Какие цветы можно на них увидеть?
-Как их изготавливали?
-Какие рисунки на платках?
-Что мы видим в хохломской росписи?
-Какие цветы использовались?
- Какие молодцы! За это есть у нас вам приз, да только выкупить его надо! Готовы, Уважаемые бояре и боярыни, выложите золото ваше за приз? (…)
- Просим мы немного, всего 10 золотых.(…)
-вот ваш приз!
Спасибо всем, наша ярмарка подошла к концу!
|
Вручить подарки
Под музыку дети покидают класс
| |