| ПРИНЯТ
Решением
Педагогического совета
ГБОУ средней школы №322
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол № .… от ….. апреля 2012 г
секретарь Педагогического совета
__________ ……………………..
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ средней школы № 322.
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
_________ Е.Н. Лебедева
«______»______________ 2012 г.
|
Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС)
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 322
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
на 2012-2013 учебный год
Санкт-Петербург
Содержание Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС) 1
Содержание 2
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 5
Личностные результаты и универсальные 5
Соотнесение личностных результатов и универсальных учебных действий ФГОС с универсальными учебными действиями ОС «Школа 2100» и «Гармония» 8
Учебный план начального общего образования 13
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 16
I. ВВЕДЕНИЕ: 16
Границы применения системы оценки 17
Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) 18
II. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ системы оценки результатов ФГОС 18
III. ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС 20
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
3.1. Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов 32
3.2. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов 36
3.3. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов 37
3.4. Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов 37
4.1. Личностные результаты 40
4.2 Регулятивные универсальные учебные действия 43
4.3 Познавательные универсальные учебные действия (в том числе чтение и работа с информацией) 45
4.4 Коммуникативные универсальные учебные действия (в том числе чтение и работа с информацией) 47
5.1. Инструментарий для оценки новых образовательных результатов 49
5.2. Алгоритм деятельности учителя по формированию новых образовательных результатов 49
Программы отдельных учебных предметов 49
ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 49
I. Пояснительная записка 49
II. Общая характеристика учебного предмета 50
III. Описание места учебного предмета в учебном плане 56
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 56
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 58
1-й класс 58
2-й класс 59
3—4-й классы 61
ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА» 64
I. Пояснительная записка 64
II. Общая характеристика учебного процесса 64
III. Описание места учебного предмета в учебном плане 67
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 67
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 69
ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 78
I. Пояснительная записка 78
II. Общая характеристика учебного предмета 78
III. Описание места учебного предмета в учебном плане 80
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 80
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 82
VI. Содержание учебного предмета 86
ПРОГРАММА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 87
I. Пояснительная записка 87
II. Общая характеристика учебного предмета 88
III. Описание места учебного предмета в учебном плане 92
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 93
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 93
Программа «Технология» 100
I. Пояснительная записка 100
II. Общая характеристика учебного предмета 101
III. Описание места учебного предмета в учебном плане 104
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 104
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 106
1 класс. Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии 113
2 класс. Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии 114
3 класс. Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии 115
4 класс. Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии 116
Проектная деятельность в курсе «Технология» 117
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ 118
118
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 118
Портрет ученика школы № 322 119
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 119
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 122
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 122
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 123
УМК «Гармония» и «Школа-2100» 124
Календарь традиционных школьных дел и праздников 125
Социальные проекты 125
Средовое проектирование 126
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся 126
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 127
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры 129
Пояснительная записка 129
Законодательная база 130
Цели и задачи программы 130
Направления реализации программы 131
Использование возможностей УМК «Школа-2100», «Гармония» в образовательном процессе. 131
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. 132
Организация физкультурно-оздоровительной работы 133
Организация просветительской работ образовательного учреждения. 133
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 134
Ожидаемые результаты от внедрения инновационного проекта: 134
Программа коррекционной работы 134
Цель программы 134
Направления работы 136
Характеристика содержания 136
Этапы реализации программы 137
Механизм реализации программы 138
Требования к условиям реализации программы 138
Годовой учебный план для I-IV классов 141
Годовой учебный план 141
для I классов образовательных учреждений 141
Недельный учебный план для учащихся 1-2 –ых классов 141
Годовой учебный план 143
для I-IV классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга 143
Недельный учебный план 144
для III-IV классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга 144
План внеурочной деятельности 144
Система условий реализации 146
основной образовательной программы 146
начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта 146
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 ).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политике РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):
Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
Деятельностно ориентированный принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными возможностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
технологию формирования типа правильной читательской деятельности ( технологию продуктивного чтения),
проблемно – диалогическую технологию,
технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
Обеспечение преемственности дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программу духовно – нравственного развития, воспитания обучающхся на ступени начального общего образования;
программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
|